Проверь себя по теме «Лексическое и общее значение слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок для 3класса. Повторение и обобщение материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 3 класс
Тема: Проверь себя по теме «Лексическое и общее значение слова».
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Цель: Систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, признака предмета, действия предмета – частях речи. Формировать умения подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, выделять главное и представлять свой проект.
Задачи:
Образовательные: упражнять в определении частей речи в словосочетаниях и предложениях, в употреблении в тексте нужных по смыслу частей речи, их грамотной записи и произношении.
Развивающие: развивать умения ставить и разрешать проблему; адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач; тренировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности, к самооценке, к рефлексивному анализу своей деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к учению, к процессу познания; создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся, любви к Родине, уважения к людям – нашим землякам, подарившим нам мир.
УУД:
Предметные: Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Уметь работать над проектом. Формировать орфографическую зоркость; работать с толковым и орфографическим словарями
Метапредметные:
1.Регулятивные
-осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;
-осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах , в группах;
-уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;
-учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
-коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;
-ориентироваться в учебнике ; дополнительной литературе.
-учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
2.Познавательные
-пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;
-сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;
-строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
-овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
-выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.
3.Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные
нравственно-этическая ориентация:
-формировать ценностное отношение к русскому языку
-учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.
-личностное самоопределение
осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
-смыслообразование,т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:
-формирование мотивов достижения и социального признания
-формирование границ собственного знания и «незнания»
Основное содержание темы, термины и понятия: Лексическое и общее значение слова, части речи, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы
Технологии: приём ТРКМ: дерево предсказаний; кластер; информационно-коммуникационные, проблемные и игровые, здоровьесберегающие.
Оборудование: презентация к уроку, плакаты: « омонимы», словарные слова; книга А. К. Бобков «Священная война» о земляках-Тункинцах, ковавших победу в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войны; таблицы для работы в группах; листы самооценки на каждого ученика.
Ход урока
I Организационный момент (1 мин.)
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся( 5 мин)
1. Проверка д\з стр 72 творческая работа по образцу по теме « Рассказ о слове»( ответы детей по желанию)
Вывод: с использованием приёма « Дерево предсказаний».
Вариант №1 |
Вариант №3 |
Для чего слово нужно в языке? |
Вариант №4 | ||
Вариант №2 |
2 Чистописание. (2мин)
а)(пальчиковая гимнастика) «Лиса и заяц»
Лиса «крадётся» - все медленно шагают по столу вперёд; заяц «убегает»- перебирая пальцами, быстро движутся назад.
б)слв (Запись числа, классная работа)
( повторить правильное написание соединений букв)
III Актуализация знаний. (3 мин)
Мозговой штурм
работа с логогрифом С.Л.В
(Чтение группы букв, анализ и сравнение, обобщение)
Вывод: буквы, обозначающие согласные звуки, звонкие и глухие.
Чтобы разгадать логогриф С.Л.В. и определить тему урока, отгадаем загадку: «Не мёд, а ко всему липнет?»
- У нас возникло множество ответов ( клей, жвачка, варенье, слово ), но правильный ответ это - слово.
Звуко-буквенный анализ слова « слово». (Устно)
Iᴠ Формулирование проблемы, постановка цели урока (2мин)
Над какой темой мы работали на протяжении уроков? ( Слово в языке и речи) Называют тему урока
-Сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.
Составьте предложение со словом « Слово» так, чтобы раскрылось его значение, суть.( работа над фразеологизмом) Острое словечко колет сердечко Запись предложения с комментированием и синтаксический разбор по алгоритму. Работа в парах – выписывание словосочетаний из предложения. Проверка фронтальная.
ᴠ Обобщение и систематизация знаний(8 мин)
Сколько лексических значений имеет слово? Для того, чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства- необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов. Ну и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интересней. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. И поэтому справится с заданиями урока.
слово |
-Прочитайте слово ?( Лексика) Знаете ли вы определение этого слова?
-Лексика - это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
- Работа над лексическим значением слова «мир». Составление кластера.
лексическое значение | ||||||
Однокоренные слова | ||||||
Сочетаемость слов | ||||||
Синонимы | ||||||
антонимы | ||||||
пословицы |
Предложения с данным словом |
1.Лексическое значение слова –мир.
2.Однокоренные слова ( мир, мирный, мириться)
3. Синонимы ( дружба, согласие), антонимы(война, ссора)
4. Сочетаемость слов: Крепкий мир.
5. Пословица : Мир строит, война разрушает. Загадка: Что всего важнее на свете?
6. Составление предложений со словом мир.
-Беседа о значении мира в жизни людей и знакомство с книгой А. К. Бобкова «Священная война» о земляках-Тункинцах.( национально-региональный компонент)
Физкультминутка: выполнение движения под музыку Слова В.Вайнина Музыка С.Старобинского « Песенка о словах»
ᴠI Применение знаний и умений в новой ситуации (10мин)
Работа по кластеру. Групповая работа.
Проекты по группам.
План
1. Лексическое значение.
2 Однокоренные слова.
3Синонимы, антонимы, фразеологизм.
4. Сочетаемость слова.
5 Пословица, загадка.
6 Предложения.
Правила работы в группах
- Прочитать задания
- Выполнить задание.
- Подготовить отчёт по плану.
Слова для групп:
- Первая группа – дорога
- Вторая группа – родник
- Третья группа- игла
Физкультминутка (1 мин) (Гимнастика для глаз по здоровьесберегающей технологии « Круги разного цвета»)
ᴠII Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (проверка по эталону).
Тестовая работа.( 6 мин)
ᴠIII Рефлексия(3 мин)
Итог урока Самооценка. Делают вывод о достижении цели урока.
Iх Домашнее задание( 3 мин) разноуровневое.1 группа- составление рассказа с фразеологизмом – сломя голову.2 группа- проиллюстрировать смысл фразеологизма. 3 группа- учебник стр. 71 упр. 2
Приложение.
1. Проекты: 1 группы со словом «дорога»; 2 группы со словом «родник», 3 группы словом « игла», составленные по образцу с. 72. Наш проект «Рассказ о слове».
2. Книга А. К. Бобкова «Священная война» о земляках – Тункинцах.
3.Тестовая работа
1. Закончи определение. Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения, называются...
антонимы
синонимы
омонимы
2. Укажи многозначное слово
иголка
медведь
клён
3. Ученик подбирал к словам антонимы. Найди ошибку в его работе.
поощрить - наказать
думать - мыслить
ссориться - мириться
4. Выбери слово, которое будет синонимом к прилагательному пасмурный.
солнечный
ненастный
ясный
5. Третьеклассники группировали слова по их лексическому значению. Кто из детей допустил ошибку?
Лена: жираф, бегемот, лев.
Игорь: боровик, сыроежка, маслёнок.
Катя: радость, волнение, подарок.
6. Какое слово можно найти в словаре омонимов?
петрушка зеркало сахар
7. Каким словарём ты воспользуешься, чтобы к данному слову подобрать слово, близкое по значению?
словарём синонимов
словарём антонимов
словарём омонимов
8. Узнай слово по его лексическому значению.
Холодное блюдо из нарезанных кусочками овощей зелени, иногда с добавлением яиц, мяса или рыбы.
суп
каша
салат
9. Укажи предложение, в котором повторяющееся слово употреблено в переносном значении.
"У тебя светлая голова!" - сказал учитель ученику.
Гулять надо в светлое время суток.
Летом я хожу в одежде светлых оттенков.
10. К какому слову нельзя подобрать синоним?
работа дерево
Лист самооценки. Ф.И._____________________________ | ||||||
Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Задание № 5 | Задание № 6 | Итого. |
«+» - выполнил задание правильно; «?» - при выполнении задания возникли трудности Твоя оценка: _____ Оценка учителя: _____ |
Самоанализ урока с позиции здоровьесбережения.
1. Температурный режим в классной комнате в норме. Кабинет до начала урока был проветрен. В классе наряду с естественным используется искусственное освещение. Дети рассажены в соответствии с нормами СанПина. На уроке рационально используется образовательное пространство класса.
2. Перед началом урока была поставлена не только учебная задача урока, но и задача сохранения и укрепления здоровья. (Правильная посадка во время письма, проведение весёлых и полезных минуток здоровья, уверенность в своих силах.)
3. Целесообразно чередуется учебная нагрузка, наблюдается смена видов деятельности, но они по продолжительности в норме, что не требует от детей дополнительных адаптационных условий.
4. Методы: «Мозговой штурм» способствовал активизации и творческого самовыражения, проблемный – ученик выступал в роли исследователя; работа в парах, групповая работа способствовали развитию коммуникативных методов; стадия рефлексии – это переработка изученной информации. Все эти методы чередовались на уроке.
5. На уроке применялось ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.
6. Смена видов учебной деятельности требует смены позы, соответственно позы менялись, корректировалась осанка учеников.
7. Во время урока было проведено 3 физкультминутки: в начале урока – пальчиковая, 2 –на раздражения, вызванных цветовой гаммой: 3- динамическая пауза под музыку.
8. Положительный эмоциональный настрой на уроке снимал страх, создавал ситуацию успеха. Дети были естественны и раскованы, не смотря на присутствие гостей на уроке. Для создания ситуации успеха ученики подбадривались на уроке такой фразой: «Ничего страшного, у тебя всё получится», создавал возможность почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Концентрировалось внимание на уже достигнутых в прошлом явлениях. Учащиеся свободно обсуждали проблемы урока, задавали вопросы на уточнение непонятного (что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки). На уроке была создана уважительная, доброжелательная атмосфера. Не наблюдалось признаков значительной утомленности учащихся. Были использованы приемы снятия эмоционального напряжения. Действия учащихся свидетельствовали об их интересе к организованному учителем уроку.
9.
Часть урока | Время | Нагрузка | Деятельность |
1 этап. Врабатывание | 5 минут | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную |
2 этап. Максимальная работоспособность | 20-25 минут | Максимальное снижение на 15 минуте | Продуктивная, творческая. |
3 этап. Конечный порыв | 40-45 минут | Небольшое повышение работоспособности | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
10 Домашнее задание даётся исходя из индивидуальных возможностей детей:
1 группа – составление рассказа с фразеологизмом сломя голову
2 группа – проиллюстрировать смысл фразеологизма сломя голову
3 группа – учебник с. 71 №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. УМК "Планета знаний", 2 класс. Тема: "Конкретные и общие значения слов "
Урок по ФГОС, с презентацией....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое и общее значение слов"
Урок русского языка в 3 классе с использованием учебника Л.Я. Желтовской. Тема: "Лексическое и общее значение слова". Цель: систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, призна...
Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"
Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...
Урок русского языка"Обобщение знаний о лексическом и грамматическом значении слова"
Урок по типу:закрепление знаний с использованием технологии сотрудничества,развития критического мышления,личностно-ориентированного обучения....
Технологическая карта + презентация. «Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс
Цели деятельности учителя: формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;Планируемые результатыПредметные:...
Карта урока + презентация. «Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс
Цели деятельности учителя: формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;Планируемые результатыПредметные:...
Тесты "Проверь себя" по темам "Предложение" и "Текст". 4 класс. Русский язык. "Перспектива".
Тесты можно использовать на обобщающих уроках....