Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Изложение"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Южакова Наталья Юрьевна

Конспект урока  русского языка в 3 классе                                                                                                              

Тема «Изложение «Весна»».

  Цели деятельности учителя:

Формирование умения писать изложения, развитие речи: Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Планируемые результаты:

Познавательные:  знать:  план написания изложения

Уметь: выделять главную информацию, основную мысль, писать изложения

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

 

Оборудование: текст изложения.

 

Тип урока: «контроль знаний»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1804_izlodenie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

 

Технологическая карта урока

Русского языка

Выполнила студентка 45 гр.

Ф.И. Южакова Н.Ю.

Проверила: Нечаева Н.К..

Отметка____________

Дата: 18.04.19

Челябинск 2019

Дата: 18.04.18.

Школа: №2                                                                                                                                          Ф.И.О. Учителя: Нечаева Н.К.

Класс: 3а                                                                                                                                                   Ф.И.О. Методиста: Кондратьева И.И.

                                                                                                                                                         Ф.И. Студентки: Южакова Н., 45 гр.      

Конспект урока  русского языка в 3 классе                                                                                                              

Тема «Изложение «Весна»».

  Цели деятельности учителя: 

Формирование умения писать изложения, развитие речи: Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Планируемые результаты:

Познавательные:  знать:  план написания изложения

Уметь: выделять главную информацию, основную мысль, писать изложения

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование: слайдовая презентация.

Тип урока: «контроль знаний»

Ход урока.

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I. Организационный

 

Ещё  в  полях  белеет  снег,

А  воды  уж  весной  шумят-

Бегут  и  будят  сонный  брег,

Бегут  и  блещут и  гласят…

Они  гласят  во  все  концы:

«Весна  идёт,  весна  идёт!

Мы  молодой  весны  гонцы,

Она  нас  выслала  вперёд!»

Весна  идёт,  весна  идёт!

И  тихих  тёплых  майских  дней

Румяный  светлый  хоровод

Толпится  весело  за  ней.

Приветствовать учителя

Эмоциональный настрой:

Личностные

 воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний.

 

Практич:  анализ текста

1

Фронтальная работа

. Это  замечательное  стихотворение  Фёдора  Ивановича  Тютчева.

Какое  время  года  описывается  в  стихотворении?

Весна.

 О Весне  написано  много  стихотворных,  прозаических,  музыкальных  текстов.

Давайте  вспомним.  Что  такое  текст?

Текстом   называется  два  и  более  предложений,  связанных  по  смыслу и  объединённой  одной  темой.

 

анализируют текст.

Познавательные УУД

Анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные 1.Высказывание предположения на основе наблюдений.

2. готовность корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах.

 

III постановка учебной задачи.

Практ.; эвристическая беседа

1

Фронтальная работа

 Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (

  Сегодня  я  предлагаю  вам  написать  изложение  по  одному  из  текстов  о  весне.

 Что нам поможет в написании изложения?

Написать  изложение  нам  поможет  план. Какие правила нужно выполнять, чтобы написать изложение.

Наша  речь  должна  быть  правильной,  точной,  красивой.

Мы  будем  развивать  речь.

Мы  понаблюдаем,  какие  изменения  происходят  в  природе  весной.

Будем  внимательными .

 формулируют тему и задачи урока: Работать с текстом. Писать изложение.

Мы  будем  составлять  план.  

Познавательные УУД

Анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные 1.Высказывание предположения на основе наблюдений.

2. готовность корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах.

Регулятивные

Формулирование вопроса (проблему) урока и его цель

V.первичное закрепление  во внешней речи

Практ.: письменное упражнение

7

посмотрите на слайд; послушайте текст.

Три  весны.

                    Первой  приходит  весна  полевая.  На  земле  чернеют  первые  проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,  жаворонки.  Грачи  таскают  из  земли  червей.  Скворцы  ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают  прошлогоднее   зерно.

                   В  полях  бежит  ручьями  снег  и  спасается  от  солнца  под  крепким  льдом  реки.  Наступает  весна  речная.  Треснул  лёд.  Проснулись  рыбы,  рачки.  Рады  водяные  птицы – утки,  гуси,  лебеди,  чайки.

          Зима  уходить  не  хочет. Долго прячет последний снег  в  лесу. Но идёт весна лесная. Укутывает деревья зелёным туманом, возвращает певчих птиц.  Это  победа  весны  и  солнца.

( по В.Бианки).

У.  Понравился  вам  текст  о  весне?

Д.  Да.

У.  Какие  три  весны  описывает  автор?

Д.  Весна полевая,  весна  речная,  весна  лесная.

У. Почему  первой  приходит  весна  в  поле?

Д.  Солнце  быстрее  нагревает  открытые  участки  земли.

У.  Что  происходит  в  это  время  в  поле?

Д.  На  земле  чернеют  проталины. Прилетают  грачи, скворцы,  жаворонки.  

У.  Куда  весна  направляется  потом? Почему?

Д.  Тает  снег, появляются  ручьи.  Они  бегут  в  реку. Вода  в  реке  поднимается  и  начинает  ломать  крепкий  лёд. На  реке  начинается  ледоход.

  Почему  в  лес  весна  приходит последней?

 Солнышку  трудно  пробраться  сквозь  ветки  и  стволы  деревьев и  растопить  снег.  Здесь  он  лежит  дольше.

 Действительно ли  это  три  разные  весны?

 Нет.  Весна  одна. Но  приходит  она в поле,  на реку, в  лес в  разное  время.

 Какая основная  мысль текста?

 Оживление  природы. Победа  весны  и  солнца.  Сколько  частей  в  тексте?(3)

читают текст. Анализируют произведение, отвечают на вопросы учителя, находят в тексте ответы на вопросы.

Познавательные УУД

 понимание содержания прочитанного текста, выделение главной информации, основной мысли.

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах;

Оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. самостоятельная работа с самопроверкой

10

Первой  приходит  весна  полевая.  На  земле  чернеют  первые  проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,  жаворонки.  Грачи  таскают  из  земли  червей.  Скворцы  ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают  прошлогоднее  зерно.

У.  О какой  весне я  прочитала?

Д.  О  весне  полевой.

У.  Молодцы,  вы  внимательны.

Как  можно  озаглавить  эту  часть?

Д.  Весна  полевая.

(на  доске- Весна  полевая.)

У. Первой  весна  приходит  в  поле. Что  чернеет  на  земле?

Д.  На  земле  чернеют  первые  проталины.

У. Что  такое  проталины?

Д.  Места  где  растаял  снег.

У.  Послушайте  как  об  этом  говорится  в  толковом  словаре

Проталина – место,  где стаял  снег и  открылась  земля.

(Только что на проталинах весенних показались ранние цветочки. Пушкин.)

У. Какие  птицы  прилетают весной?

Д. Прилетают грачи,  скворцы, жаворонки.

У. Что таскают  из  земли  грачи?

Д. Грачи таскают  из  земли  червей.

У. Кого ловят  скворцы?

Д. Скворцы ловят насекомых.

У. Что собирают жаворонки?

Д. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.

У. Почему о зерне сказано прошлогоднее?

Д. Оно осталось с прошлого года.

У. Вместе с весной отправимся дальше.

Послушайте вторую часть.

            В полях бежит ручьями снег и спасается  от  солнца   под крепким льдом. Наступает весна речная. Треснул лёд. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы-    утки, гуси. лебеди, чайки.

У. О какой  весне говорится  во  второй части?

Д. О весне речной.

У. Как озаглавим вторую часть?

Д. Весна речная.

(на доске запись- Весна речная.)

У. Какие  перемены произошли на реке с приходом весны?

Как бежит снег в полях?

Д. Снег в полях бежит ручьями.

У. Что , значит снег бежит ручьями?  

Д. Тает , образует  ручейки.  

У. Где и от кого он спасается?

Д. Он спасается от солнца под крепким льдом реки.

У. Что произошло со льдом?

Д. Лёд треснул.

У. Кто проснулся в реке?

Д. Проснулись рыбы, рачки.

У. Кто ещё  рад  весне на реке?

Д. Рады водяные птицы – утки, гуси. лебеди, чайки.

У. Вот  и здесь  весна  сделала  свою работу.

Отправилась  весна дальше.

Чтение третьей части.

              составление плана

                  Зима уходить не хочет. Долго прячет  последний снег в  лесу.  Но идёт  весна лесная. Укутывает деревья  зелёным  туманом,  возвращает    певчих птиц. Это  победа  весны  и  солнца.

У.  О  какой  весне  говорится  в  третьей  части?

Д.О весне лесной.

У. Как можно озаглавить эту  часть?

Д. Весна  лесная.

(на доске- Весна лесная.)

У.  В  лесу  мы  ещё  застали  зиму. Что она не хочет делать?

Д. Зима уходить не хочет.

Что на это указывает? Что она  прячет в лесу?

Д. Долго прячет последний снег в лесу.

У. Какой снег?

Д. Снег последний.

У. Но идёт весна лесная. Чем  укутывает она деревья?

Д. Укутывает  деревья зелёным  туманом.

У. Что значит укутывает?

Д. Заворачивает, кутает.

У. В толковом  словаре говорится так- укутать-закутать со всех сторон. Зелёным туманом. Ещё нет  листочков, но почки лопнули и показались  краешки  зелёных листьев. Это и есть зелёный туман.

Вот и  весна  укутывает  деревья  зелёным  туманом  как своих  детей.

У. Кого возвращает весна? Что значит возвращает?

Д. Возвращает весна певчих птиц.

У. Чья это победа?

Д. Это победа весны и солнца.            

У. В каком предложении выражается основная мысль текста?

Д. Это победа весны и солнца.

 Словарная работа, слова на доске(проталины, жаворонки, насекомые, Собирают, прошлогоднее, Спасается, Укутывает, возвращает).

 динамическая пауза

Работают под контролем учителя, выполняют устную проверку разбора местоимений,

 Оценивают свою деятельность

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах;

VII Включение в систему знаний.

Устн: чтение, пересказ в парах

5

Перескажите текст в парах. 1 часть один 2- другой и 3часть вместе.

 Кто перескажет весь текст?

Прослушайте текст еще раз, приготовьтесь писать.

запишите текст по памяти.

Слушают учителя, выполняют пересказ текста по частям и целиком.

Познавательные УУД

 понимание содержания прочитанного текста, выделение главной информации, основной мысли.

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах;

Оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

VII. Рефлексия.

1

запишите домашнее задание тетради для проверочных работ стр 70-71

 Поднимите руки у кого были затруднения в написании изложения? У кого не было затруднений?

Записывают домашнее задание, выполняют самоанализ дятельности,

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ВЕСНА ПОЛЕВАЯ ВЕСНА РЕЧНАЯ ВЕСНА ЛЕСНАЯ

проталины, жаворонки, насекомые, собирают, прошлогоднее, спасается, укутывает, возвращает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Обучающее изложение»Цель урока: учить детей правильно воспринимать текст.  Передавать его содержание в соответствии с планом. Планируемые результа...

Технологическая карта урока русского языка. Обучающее изложение "Знакомые следы" (3 класс, 2 четверть, УМК "Школа России")

Технологическая карта урока, карта изложения для обучающихся, испытывающих трудности в устной и письменной речи....

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Технология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённы...

Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Обучающее изложение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умения письменной речи – письменного пересказа прослушанного и зрительного воспри...

Технологическая карта урока русского языка "Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письм...

Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение «Лесной великан» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока «Обучающее изложение «Лесной великан»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения передавать содержание текста по составленно...