Технологическая карта урока русского языка. Обучающее изложение "Знакомые следы" (3 класс, 2 четверть, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока, карта изложения для обучающихся, испытывающих трудности в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучающее изложение. | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Радыгина Марина Алексеевна
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс, 2 четверть)
Обучающее изложение «Знакомые следы».
Педагогическая цель | Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами. Отрабатывать написание каждой части с Красной строки, развивать у обучающихся навыки самоконтроля. |
Тип, вид урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Метапредметные Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Основное содержание темы, понятия и термины | План, пункты плана, основная часть, словарные слова |
Образовательные ресурсы | Текст учебника, план, карты изложения для обучающихся, испытывающих трудности в устной и письменной речи. |
Сценарий урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная беседа | Приветствие. Проверим готовность к уроку. Фиксирование отсутствующих | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам | Наблюдение учителя |
II. Самоопределение к деятельности | Установление логических связей | 1.Посмотрите на доску. Чем будем заниматься на уроке? 2. Как вы думаете, о чьих следах пойдет речь в тексте? 3. Послушайте загадку. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвостик колечком? 2.Откройте ученик. Найдите упражнение № 324 или текст с названием «Знакомые следы» | Учащиеся определяют, что это урок развития речи. Будем учиться передавать текст. Отгадывают загадку. Самоконтроль. | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам. Следят за логической цепочкой учителя. | |
III. Работа по теме. | Фронтальная работа Коллективное составление плана изложения. Соотнесение составленного плана с планом изложения на доске. Лексическая работа Орфографическая работа |
-О чем этот текст? (О том, как мальчики заблудились в лесу.) - Чему учил дедушка своего внука? (Читать следы на снегу. ) -Почему мальчики заблудились? (Побежали по следам.) -Что увидел Никита? (Знакомые собачьи следы.) - Почему Никита был счастлив? ( Вышли к дому и не заблудились. Смог вывести ребят из леса). -Чему учит этот текст? (Быть внимательными) - Сколько частей имеет текст-повествование? Какие это части? (Четыре. В тексте четыре Красные строки) - Прочитайте первую часть. Назовите основную мысль в этой части. 1.Дедушкина наука - Прочитайте вторую часть. Назовите основную мысль в этой части. 2.Ребята заблудились - Прочитайте третью часть. Назовите основную мысль в этой части. 3.Знакомые следы -Прочитайте четвертую часть .Назовите основную мысль в этой части. 4.Усталый, но счастливый. - Пришло время открыть мой план. -Посмотрите, совпали ли наши планы? (Молодцы ) 2. Лексическая работа - Какие слова используются в рассказе, чтобы не повторять мальчики? (Ребята, друзья, они.) 3.Орфографическая работа Предлагаются слова для справок: Слова для справок: 1. своего; 2. много всяких; 3. знакомые следы; к сторожке лесника; собачьи следы, к жилью человека; 4. счастливый. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Определяют количество Красных строк. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание Ребята по цепочке вставляют и объясняют орфограммы в выписанных словах. | Обогащается словарный запас учащихся Отмечают, что каждая часть будет написана с Красной строки. Необходимо постараться не ошибиться при записи текста. Самоконтроль. | Наблюдение. Вопросы и ответы |
IV Физминутка , подготовка мелкой моторики. | |||||
III.Продолжение работы по теме | Пересказ текста | (Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, а затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. | Пишут изложение Самопроверка | Учатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами | Наблюдение учителя Работа с группой обучающихся с использование карты изложения. |
ΙV. Итог урока. Рефлексия. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы | - Как дедушкина наука пригодилась Никише? - Что мы делали сегодня на уроке? - Что вызвало затруднение? -Понравился ли текст, над которым мы работали? | Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. | Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы | Даёт развернутые ответы | |
VI.Домашнее задание. Комментирование задания | Выписать из орфографического словаря по 5 одушевлённых и неодушевлённых имён существительных | Записывают в дневники домашнее задание | Планируют выполнение задания | Наблюдение и контроль учителя |
Карта изложения для обучающихся, испытывающих трудности в письменном пересказе текстов по плану.
Основная мысль: умение читать следы на снегу помогает выжить или выйти из трудной ситуации в лесу.
Тема рассказа: знакомые следы.
Вопросы помощники:
- О чем этот текст? О том, как мальчики заблудились в лесу.
- Чему учил дедушка своего внука? Читать следы на снегу.
- Почему мальчики заблудились? Побежали по следам.
- Что увидел Никита? Знакомые собачьи следы.
- Почему Никита был счастлив? Смог вывести ребят из леса.
Опорная схема для пересказа.
______ Никишкин дедушка______________________________________________________________________________.
______ Однажды_________________ в село через_______________. Хорошо бежать по_________________________. На снегу______________________________________. Побежали_________________________________________ и заблудились. Испугались___________________.
______Вдруг _____________ увидел___________________________. __________________вывели к _______________________. _________________________ всегда к _____ выводят.
_____Домой ____________пришёл_______________ , но _________________.
Слова для справок: 1. своего; 2. много всяких; 3. знакомые следы; к сторожке лесника; собачьи следы, к жилью человека; 4. счастливый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Обучающее изложение»Цель урока: учить детей правильно воспринимать текст. Передавать его содержание в соответствии с планом. Планируемые результа...
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урокаДидактические:познакомить ...
Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:знать, как подчеркивается глагол при письме;уметь о...
Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание приставок", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Правописание приставок. Закрепление»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление у учащихся представлений о правописании приставо...
Технологическая карта урока русского языка «Род местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий...