Технологическая карта урока русского языка. Обучающее изложение "Знакомые следы" (3 класс, 2 четверть, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Радыгина Марина Алексеевна

Технологическая карта урока, карта изложения для обучающихся, испытывающих трудности в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучающее изложение.32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Радыгина Марина Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс, 2 четверть)

Обучающее изложение «Знакомые следы».

Педагогическая цель

 Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами. Отрабатывать написание каждой части с Красной строки, развивать у обучающихся навыки самоконтроля.

Тип, вид урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности,   предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Метапредметные

Регулятивные:     принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Основное содержание темы, понятия и термины

План, пункты плана, основная часть, словарные слова

Образовательные ресурсы

Текст учебника, план, карты изложения для обучающихся, испытывающих трудности в устной и письменной речи.

Сценарий урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент. 

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствие.

Проверим готовность к уроку.

Фиксирование отсутствующих

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам

Наблюдение учителя

II. Самоопределение к деятельности

Установление логических связей

1.Посмотрите на доску. Чем будем заниматься на уроке?

2. Как вы думаете, о чьих следах пойдет речь в тексте?

3. Послушайте загадку.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвостик колечком?

2.Откройте ученик. Найдите упражнение № 324 или текст с названием «Знакомые следы»

Учащиеся определяют, что это урок развития речи. Будем учиться передавать текст.

Отгадывают загадку.

Самоконтроль.

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам. Следят за логической цепочкой учителя.

III. Работа по теме.

Фронтальная работа

Коллективное составление плана изложения. Соотнесение составленного плана с планом изложения на доске.

Лексическая работа

Орфографическая работа

  1. Знакомство с текстом «Знакомые следы»  (Упр.324)

-О чем этот текст?                                                                                               (О том, как мальчики заблудились в лесу.)

- Чему учил дедушка своего внука?                                                                   (Читать следы на снегу. )              

-Почему мальчики заблудились?                                                                       (Побежали по следам.)        

-Что увидел Никита?                                                                                           (Знакомые собачьи следы.)

- Почему Никита был счастлив?  ( Вышли к дому и не заблудились. Смог вывести ребят из леса).  

-Чему учит этот текст?                                                                                     (Быть внимательными)

- Сколько частей имеет текст-повествование? Какие это части? (Четыре. В тексте четыре Красные строки)

- Прочитайте первую часть. Назовите основную мысль в этой части.

1.Дедушкина наука

- Прочитайте вторую часть. Назовите основную мысль в этой части.

2.Ребята заблудились

- Прочитайте третью часть. Назовите основную мысль в этой части.

3.Знакомые следы

-Прочитайте четвертую  часть .Назовите основную мысль в этой части.

4.Усталый, но счастливый.

- Пришло время открыть мой план.

-Посмотрите, совпали ли наши планы? (Молодцы )

2. Лексическая работа

- Какие слова используются в рассказе, чтобы не повторять мальчики? (Ребята, друзья, они.)

3.Орфографическая работа

Предлагаются слова для справок:

Слова для справок:  1. своего;  

2. много всяких;

3. знакомые следы; к сторожке лесника; собачьи следы, к жилью человека;

4. счастливый.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Определяют количество Красных строк.

Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание

Ребята по цепочке вставляют и объясняют орфограммы в выписанных словах.

Обогащается словарный запас учащихся

Отмечают, что каждая часть будет написана с Красной строки.

Необходимо постараться не ошибиться при записи текста.

Самоконтроль.

Наблюдение. Вопросы и ответы

IV Физминутка , подготовка мелкой моторики.

III.Продолжение работы по теме

Пересказ текста

(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, а затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения.

Пишут изложение

Самопроверка

Учатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами

Наблюдение учителя

Работа с группой обучающихся с использование карты изложения.

ΙV. Итог урока. Рефлексия. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы

- Как дедушкина наука пригодилась Никише?

Что мы делали сегодня на уроке?

- Что вызвало затруднение?

-Понравился ли текст, над которым мы работали?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Формулируют собственное мнение.

Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Даёт развернутые ответы

VI.Домашнее задание. 

Комментирование задания

Выписать из орфографического словаря по 5 одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

Записывают в дневники домашнее задание

Планируют выполнение задания

Наблюдение и контроль учителя

Карта изложения для обучающихся, испытывающих трудности в письменном пересказе текстов по плану.

Основная мысль: умение читать следы на снегу помогает выжить или выйти из трудной ситуации в лесу.

Тема рассказа: знакомые следы.

Вопросы помощники:

  1. О чем этот текст?                                                                                               О том, как мальчики заблудились в лесу.
  2. Чему учил дедушка своего внука?                                                                   Читать следы на снегу.                
  3. Почему мальчики заблудились?                                                                       Побежали по следам.        
  4. Что увидел Никита?                                                                                           Знакомые собачьи следы.
  5. Почему Никита был счастлив?                                                                         Смог вывести ребят из леса.

Опорная схема для пересказа.

______  Никишкин  дедушка______________________________________________________________________________.

______ Однажды_________________ в  село  через_______________.   Хорошо  бежать  по_________________________.     На снегу______________________________________. Побежали_________________________________________ и   заблудились.  Испугались___________________.

______Вдруг _____________ увидел___________________________. __________________вывели  к _______________________.  _________________________ всегда к _____ выводят.

_____Домой ____________пришёл_______________ , но  _________________.

Слова для справок:  1. своего;   2. много всяких; 3. знакомые следы; к сторожке лесника; собачьи следы, к жилью человека; 4. счастливый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Обучающее изложение»Цель урока: учить детей правильно воспринимать текст.  Передавать его содержание в соответствии с планом. Планируемые результа...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Задачи урокаДидактические:познакомить ...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:знать, как подчеркивается глагол при письме;уметь о...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание приставок", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Правописание приставок. Закрепление»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление у учащихся представлений о правописании приставо...

Технологическая карта урока русского языка «Род местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий...