Технологическая карта урока русского языка "Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Вспомнить, что такое «изложение», «текст»;
2. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные процессы с помощью проблемных ситуаций и их решения;
2. Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
2. Воспитывать бережное отношение материальным и духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 26.04.2022 Школа: МАОУ «Лицей №35» Класс: 3-1 Урок: 3 Время: 9:50 –10:30 Кабинет: 202 | Студент: Смирнова Владислава Марковна Группа: 46 Учитель: Шайхисламова Сония Фаридовна |
Тема урока: «Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Задачи урока:
Дидактические:
- Вспомнить, что такое «изложение», «текст»;
- Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы с помощью проблемных ситуаций и их решения;
- Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
- Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- Воспитывать бережное отношение материальным и духовным ценностям.
Оборудование: Учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, 3 часть, УМК «Перспективная начальная школа», учебная презентация, тетради.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф, И Словесные: беседа Практические: орфографический анализ | Учитель проверяет готовность к уроку. Учитель приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята! Можете садиться. Откройте тетради. Запишите число и «Классная работа». - Посмотрите на число на доске, скажите, какие здесь выделены орфограммы, как можно их объяснить? - Верно. Объясните орфограммы в словосочетании «Классная работа». | Показывают свою готовность к уроку. Встают, приветствуют. Садятся. Делают записи в тетрадях. Объясняют орфограммы. | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Учебная презентация, тетради |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, И Словесные: подводящий диалог | Учитель проводит актуализацию знаний. - Сегодня мы будем работать над изложением. Кто помнит, что такое изложение? - Откройте тетради для изложений. Напишите сегодняшнее число. Классная работа. На следующей строчке изложение. - Мы будем писать изложение по рассказу М. Зощенко «Умная птичка». | Вспоминают, что они знают об изложении. - Письменный пересказ текста. | М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); М: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Пред: знания об изложении | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные: формирующий диалог | Учитель помогает сформулировать тему, поставить цель и составить план. - Кто-то уже догадался, какая будет тема нашего урока? - Кто сможет поставить цель нашего урока? - Составим план на урок. | Формулируют тему, ставят цель, составляют план. - Изложение текса М. Зощенко. - Написать подробное изложение. - План: 1. Прочитать текст. 2. Составить план и определить опорные слова. 3. Провести словарную работу. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); М: планирование (П) | Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | И, Ф Практические: анализ текста Словесные: выразительное чтение учителя, учебный диалог | Помогает детям совершить «открытие» нового знания. - Исходя из названия, как вы думаете, о чём будет этот текст? Учитель читает текст. Михаил Михайлович Зощенко «Умная птичка» Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали. Они, наверно, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками. Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтоб принести его домой. Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева как камень упала к его ногам какая-то пернатая птичка. Она упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. «Наверно, — думает, — эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может». Только мальчик подошёл к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и снова немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву. Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошёл скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнёздышко, и никак не может его найти. Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка. Так мальчик и не нашёл птенчиков. Он собрал немножко лесной земляники, покушал её и пошёл домой. - Верны ли были ваши предположения по поводу содержания текста? - Определите тип теста? Почему вы так решили? - О ком говорится в тексте? - Назовите главную мысль текста. - На сколько частей мы можем разделить этот текст? - О чём говорится в первой части? Сколько в нём будет предложений? - О чём говорится во второй части? Сколько в нём будет предложений? - О чём говорится в третьей части? Сколько в нём будет предложений? | «Открывают» новые знания. - О том, какие есть умные птицы. Слушают текст произведения. - Да. - Повествовательный. Потому что рассказывается о событиях, действиях, происходящих в определенной последовательности. - О мальчике и птичке-маме. - Птицы очень умные, иногда умнее людей. 3. - Мальчик находит птенцов. 6. - Мама-птица уводит мальчика. 11. - Мальчик теряет птенцов.4. | М: наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (П); Пред: знания о типах текста | Учебная презентация |
Динамическая пауза (1 мин) | Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности | Ф Практические: выполнение физических упражнений | Динамическая пауза. - На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево) С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша) Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление) За деревней, за долиной Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево). Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей) Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны) | Изображают действия. | М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф, И Словесные: пересказ | Отработка новых знаний на практике. - Ребята, давайте посмотрим на опорные слова: Гулял, сидели, пищали, обрадовался, протянул руку. - Кто попробует пересказать первую часть? - Давайте, посмотрим на опорные слова: Упала, попрыгала, подошёл, отбежала, улетела, рассердился. - Кто попробует пересказать вторую часть? - Давайте, посмотрим на опорные слова: Потерял, бегала, не нашёл, собрал. - Кто попробует пересказать третью часть? Словарная работа - На доске записаны слова, в которых вы можете допустить ошибку, прочитаем их хором по слогам. Слова на доске: гнёздышко, птенчики, вспорхнула, нарочно, земляника. | Работа над пересказом текста. Пересказывают первую часть рассказа. Пересказывают вторую часть рассказа. Пересказывают третью часть рассказа. Читают вслух. | М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) | Тетради |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф, И Практические: выполнение самостоятельной работы | Учитель предоставляет план для работы. - Посмотрите на план и опорные слова, которые мы составили. 1 часть. Мальчик находит птенцов: Гулял, сидели, пищали, обрадовался, протянул руку, гнёздышко, птенчики. 2 часть. Мама-птица уводит мальчика: Упала, попрыгала, подошёл, отбежала, улетела, рассердился, вспорхнула. 3 часть. Мальчик теряет птенцов: Потерял, бегала, не нашёл, собрал, нарочно, земляника. - Пишем изложение сначала на черновике, а потом переписываем в чистовик. - Приступайте к написанию изложения. | Работают по плану. Пишут самостоятельно изложение. | М: использование знаково-символических средств (П); М: коррекция (Р) | Тетради |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | И, Ф Практические: выполнение упражнений | Проверка изложения - Кто хочет выйти к доске и прочитать нам свое изложение? - Чему мы с вами учились на уроке? | Читают свое изложение перед классом возле доски - Писать изложение повествовательного текста. | М: использование знаково-символических средств (П); Пред: умение писать изложения | Тетради, учебная презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные: беседа | Проведение рефлексии по итогу урока. - Какова была тема урока? - Какая была цель? - Выполнили ли мы план? - Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы. На этом уроке я вспомнил…Сегодня я узнал… Теперь я умею… - Спасибо за работу. Урок окончен. | Рефлексия по пройденному материалу. - Изложение текса М. Зощенко. - Написать подробное изложение. - Да. - Я вспомнил, что такое изложение. Я узнал, как лучше писать изложение. Теперь я умею писать их лучше. | Л: самооценка; М: рефлексия способов и условий действия (П) | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Изложение по тексту Г.С. Скребицкого" 3 класс
Урок развития речи всегда требует тщательной подготовки. Предлагаю конспект урока развития речи, тема: "Изложение по тесту Г.С. Скребицкого" (упражнение 38 стр. 24, 3 класс)...
Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...
Технологическая карта урока русского языка "Изложение текста по Г. Скребицкому" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умения воспроизводить текст на основе зрительного восприятия.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания учащихся по изученным орфо...
Технологическая карта урока русского языка "Изложение "В гостях и дома"" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: создание условий для развития умений работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части.Задачи урокаДидактические:1.закреплять умения составлять план...
Технологическая карта урока русский язык "Изложение «Как медведь сам себя напугал"" (УМК "Перспектива" 3 класс)
Цель урока: создание условий для развития умений у обучающихся слушать, понимать и перерабатывать литературный материал, делить текст на части, а также его пересказывать в письменной форме.Дидактическ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Один текст – разные заголовки.» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о тексте, закрепление умения определять текст, его тему, основную мысль и заголовок. Планируемые результаты:Предметные: научатся:1)определять основну...
Технологическая карта урока русского языка "Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о признаках однокоренных (родственных) слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о признаках однокоренных (...