Разработка урока по русскому языку для 3 класса. Тема Лексическое значение имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Богданова Мария Андреевна

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3_klass.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс 3  

Технологическая карта.

Тема урока

Лексическое значение имён прилагательных

Цель

Создать условия для формирования представления у учащихся о лексической роли имен прилагательных.

Задачи.

-учить  распознавать имена прилагательные среди других частей речи, определять лексическое значение имен прилагательных, выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

-развивать письменную и устную речь и мышление, орфографическую зоркость, навыки каллиграфического письма

-воспитывать интерес к родному языку, вежливое обращение друг с другом, аккуратность, дисциплинированность

Планируемые образовательные результаты

(предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Основное содержание темы, понятия, термины

Имя прилагательное. Вопросы: какой? какая? какое? какие? Лексическое значение имен прилагательных.
Роль имени прилагательного в тексте. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синонимы.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, наглядный.

Наглядно-демонстрационный материал

Карточки с заданиями.

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» , 3 класс, 2 часть, автор Горецкий В.Г., М, 2013

Сценарий урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация

учащихся.

Мотивация

учебной

деятельности.

Здравствуйте, ребята, меня зовут…, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать

Должен научиться!

- Давайте проверим свои рабочие места, все ли необходимое лежит у вас на партах, учебник, тетрадь, дневник и ручка.

Приветствуют учителя.

Проверяют рабочие места.

2. Актуализация знаний.

Минутка чистописания:

- Откройте свои тетради, запишите дату (25 февраля), классная работа. Сейчас мы проведём минутку чистописания.

Написание какой буквы повторим вы узнаете из загадки:

Дельфин, весёлый наш дельфин,

Играет в море не один,

Там два дельфина на воде,

Играя, учат букву …

-Верно, это буква Д

- На первой строке запишите соединения заглавных и строчных букв Дд до конца строки: (Образец показываю на доске).

 - На следующей строчке запишите слова: дер..во, дер..кий, (Д,д)енис

- Какое правило вы использовали, чтобы написать эти слова?

-На третьей строчке запишем предложение под диктовку:

«Могучие дубы спят под снежной шапкой».

-Подчеркните главные члены предложения

-Назовите главные члены предложения

-Назовите словосочетания из этого предложения

-Назовите слова из предложения, которые относятся к имени прилагательному.

Словарная работа: (словарь пишу на доске)

С красной строки напишите слово

Словарь:

1) Запишите под диктовку слова:

Самолёт, здравствуйте, коллектив, чувство, коллекция, до свидания.

-2)Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

3.Самопроверка.

-Теперь я предлагаю вам проверить свою работу по эталону.

 - Посмотрите на доску и проверьте, все ли правильно вы написали.

- А я возьму две тетради на проверку.

(Задать по дополнительному вопросу

-Сколько падежей в русском языке?

- Что значит просклонять имя существительное?

-Если у вас ни одной ошибки-5

1 или 2 ошибки-4

3 ошибки -3

-Поднимите руку, кто получил 5? Молодцы

- Работают в тетрадях

- Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.(деревья)

- Денис пишется с большой буквы, т.к. это имя мальчика

 -Дубы спят

- Словосочетания: могучие дубы, дубы спят, спят под снежной шапкой.

- Могучие, снежной

- В русском языке 6 падежей.

- Просклонять имя сущ., это значит определить его падеж.

3. Постановка учебной

задачи.

Создание проблемной

ситуации;

- Посмотрите предложение на доске:

«Весенним утром ярко светило солнце».

- Спишите предложение, найдите существительные и определите их падежи.

(спросить, какие слова являются существительными и их падеж)

- Какие слова помогли нам понять, что речь идет о весне?

- На какой вопрос отвечает это слово?

- Какой частью речи является это слово?

- Вы догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня?  

- Какую цель поставим на уроке?

Смотрят, а затем переписывают его

- С помощью слова «весенним»

- Каким?

- Прилагательным

- Да, имя прилагательное

-Познакомиться с именем прилагательным

4.Построение выхода

из затруднения

-Верно, сегодня мы выясним, с какой частью речи связано имя прилагательное и, какую роль имя прилагательное играет в предложении и в речи.

- Откройте учебник на стр. 63. прочитайте, чему научимся в этом разделе.

- Вернемся к предложению. Назовите имя прилагательное и то существительное, к которому оно относится.

- Как же определить имя прилагательное?  

- Давайте проверим, откройте страницу 64 учебника и прочитаем правило в рамке.

Работа над правилом

- Что означают имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

- Что означает стрелочка к прилагательному?

- Приведите примеры сочетаний прилагательных и существительных.

- Проверим, как вы поняли правило и как запомнили его. Сейчас я буду называть вам прилагательные, а вам нужно определить, о ком или о чем я говорю.

1)        Холодная, стремительная, чистая…

2)        Радостная, искренняя, мамина…

3)        Рыжая, ловкая, хитрая…

4)        Косой, слабый, трусливый…

5)        Большой, пушистый, косолапый…

- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о чем или о ком идет речь?

- Какой частью речи они являются?

- С какой целью употребляются в речи прилагательные?

Читают

- Весенним утром

-По вопросам к имени сущ.

- признаки предметов

- какой? какая? и т.д.

- с существительным

-Зависимость имени прилагательного и имени существительного

-вода

-улыбка

-лиса

-заяц

-медведь

- Эти слова обозначают признаки предметов

- Являются именем прилагательным

- Чтобы описать предмет или явление

5.Физкультминутка

- Ребята, давайте немного отдохнем и выполним упражнения

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли,

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе класс готов!

Повторяют за учителем.

6. Реализация проекта

выхода из затруднения.

- Ребята, найдите упражнение 109.

- Послушайте это стихотворение

- Прочитайте стихотворение.

- Как и в какое время года вам представилась березка?

- Благодаря чему вы ее так видите?

- Есть ли в этих строках имена прилагательные? Назовите их.

- Как вы их определили?

- Спишите стихотворение, подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

- Выполните самопроверку. Назовите прилагательные, которые вы подчеркнули.

- Ребята, найдите упражнение 111

- Послушайте задание

Прочитайте слова.

- К какой части речи относятся слова?

Докажите.

- Какая часть слова выделена жирным шрифтом?

- Сейчас читаем слова по цепочке и подбираем подходящее существительное к имени прилагательному.

- Теперь запишите полученные словосочетания и выделите окончания прилагательных.

- Назовите прил., обозначающее (запах, цвет, величина, температура, звук, размер, вес, оценка предмета).

- К какому выводу мы можем прийти после написания словосочетаний?

- В летнее, она была представлена красочной и сонной.

- Благодаря прилагательным

- Сонные, шелковые, зеленые, серебряные

- Задали вопросы

- Сонные, шелковые, зеленые, серебряные

- Прилагательное

- Окончание

-Имена прилагательные связаны с именем существительным и согласуются с ним

7. Итог урока. Рефлексия

- С какой частью речи познакомились?

- Ребята, а зачем в нашей речи существуют имена прилагательные?

Перед вами лестница успеха, оцените свою работу на уроке.

Поднимите руку, кто отметил на верхней ступеньке

А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

 - Ребята, урок окончен, встаньте. До свидания!

- Познакомились с именем прилагательным.

- Чтобы описывать предметы или явления.

Весенним утром ярко светило солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."

Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты....