Разработка урока по русскому языку для 3 класса. Тема Лексическое значение имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс 3
Технологическая карта.
Тема урока | Лексическое значение имён прилагательных |
Цель | Создать условия для формирования представления у учащихся о лексической роли имен прилагательных. |
Задачи. | -учить распознавать имена прилагательные среди других частей речи, определять лексическое значение имен прилагательных, выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. -развивать письменную и устную речь и мышление, орфографическую зоркость, навыки каллиграфического письма -воспитывать интерес к родному языку, вежливое обращение друг с другом, аккуратность, дисциплинированность |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Основное содержание темы, понятия, термины | Имя прилагательное. Вопросы: какой? какая? какое? какие? Лексическое значение имен прилагательных. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый, наглядный. |
Наглядно-демонстрационный материал | Карточки с заданиями. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Русский язык» , 3 класс, 2 часть, автор Горецкий В.Г., М, 2013 |
Сценарий урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организация учащихся. Мотивация учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята, меня зовут…, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Если хочешь много знать, Многого добиться, Значит, грамотно писать Должен научиться! - Давайте проверим свои рабочие места, все ли необходимое лежит у вас на партах, учебник, тетрадь, дневник и ручка. | Приветствуют учителя. Проверяют рабочие места. | |
2. Актуализация знаний. | Минутка чистописания: - Откройте свои тетради, запишите дату (25 февраля), классная работа. Сейчас мы проведём минутку чистописания. Написание какой буквы повторим вы узнаете из загадки: Дельфин, весёлый наш дельфин, Играет в море не один, Там два дельфина на воде, Играя, учат букву … -Верно, это буква Д - На первой строке запишите соединения заглавных и строчных букв Дд до конца строки: (Образец показываю на доске). - На следующей строчке запишите слова: дер..во, дер..кий, (Д,д)енис - Какое правило вы использовали, чтобы написать эти слова? -На третьей строчке запишем предложение под диктовку: «Могучие дубы спят под снежной шапкой». -Подчеркните главные члены предложения -Назовите главные члены предложения -Назовите словосочетания из этого предложения -Назовите слова из предложения, которые относятся к имени прилагательному. Словарная работа: (словарь пишу на доске) С красной строки напишите слово Словарь: 1) Запишите под диктовку слова: Самолёт, здравствуйте, коллектив, чувство, коллекция, до свидания. -2)Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные. 3.Самопроверка. -Теперь я предлагаю вам проверить свою работу по эталону. - Посмотрите на доску и проверьте, все ли правильно вы написали. - А я возьму две тетради на проверку. (Задать по дополнительному вопросу -Сколько падежей в русском языке? - Что значит просклонять имя существительное? -Если у вас ни одной ошибки-5 1 или 2 ошибки-4 3 ошибки -3 -Поднимите руку, кто получил 5? Молодцы | - Работают в тетрадях - Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.(деревья) - Денис пишется с большой буквы, т.к. это имя мальчика -Дубы спят - Словосочетания: могучие дубы, дубы спят, спят под снежной шапкой. - Могучие, снежной - В русском языке 6 падежей. - Просклонять имя сущ., это значит определить его падеж. | |
3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации; | - Посмотрите предложение на доске: «Весенним утром ярко светило солнце». - Спишите предложение, найдите существительные и определите их падежи. (спросить, какие слова являются существительными и их падеж) - Какие слова помогли нам понять, что речь идет о весне? - На какой вопрос отвечает это слово? - Какой частью речи является это слово? - Вы догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня? - Какую цель поставим на уроке? | Смотрят, а затем переписывают его - С помощью слова «весенним» - Каким? - Прилагательным - Да, имя прилагательное -Познакомиться с именем прилагательным | |
4.Построение выхода из затруднения | -Верно, сегодня мы выясним, с какой частью речи связано имя прилагательное и, какую роль имя прилагательное играет в предложении и в речи. - Откройте учебник на стр. 63. прочитайте, чему научимся в этом разделе. - Вернемся к предложению. Назовите имя прилагательное и то существительное, к которому оно относится. - Как же определить имя прилагательное? - Давайте проверим, откройте страницу 64 учебника и прочитаем правило в рамке. Работа над правилом - Что означают имена прилагательные? - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? - Что означает стрелочка к прилагательному? - Приведите примеры сочетаний прилагательных и существительных. - Проверим, как вы поняли правило и как запомнили его. Сейчас я буду называть вам прилагательные, а вам нужно определить, о ком или о чем я говорю. 1) Холодная, стремительная, чистая… 2) Радостная, искренняя, мамина… 3) Рыжая, ловкая, хитрая… 4) Косой, слабый, трусливый… 5) Большой, пушистый, косолапый… - Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о чем или о ком идет речь? - Какой частью речи они являются? - С какой целью употребляются в речи прилагательные? | Читают - Весенним утром -По вопросам к имени сущ. - признаки предметов - какой? какая? и т.д. - с существительным -Зависимость имени прилагательного и имени существительного -вода -улыбка -лиса -заяц -медведь - Эти слова обозначают признаки предметов - Являются именем прилагательным - Чтобы описать предмет или явление | |
5.Физкультминутка | - Ребята, давайте немного отдохнем и выполним упражнения Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко. Плавно руки вверх подняли, И кистями помахали. Руки мы к плечам прижали, И локтями повращали. Сделали по пять прыжков. И к работе класс готов! | Повторяют за учителем. | |
6. Реализация проекта выхода из затруднения. | - Ребята, найдите упражнение 109. - Послушайте это стихотворение - Прочитайте стихотворение. - Как и в какое время года вам представилась березка? - Благодаря чему вы ее так видите? - Есть ли в этих строках имена прилагательные? Назовите их. - Как вы их определили? - Спишите стихотворение, подчеркните волнистой линией имена прилагательные. - Выполните самопроверку. Назовите прилагательные, которые вы подчеркнули. - Ребята, найдите упражнение 111 - Послушайте задание Прочитайте слова. - К какой части речи относятся слова? Докажите. - Какая часть слова выделена жирным шрифтом? - Сейчас читаем слова по цепочке и подбираем подходящее существительное к имени прилагательному. - Теперь запишите полученные словосочетания и выделите окончания прилагательных. - Назовите прил., обозначающее (запах, цвет, величина, температура, звук, размер, вес, оценка предмета). - К какому выводу мы можем прийти после написания словосочетаний? | - В летнее, она была представлена красочной и сонной. - Благодаря прилагательным - Сонные, шелковые, зеленые, серебряные - Задали вопросы - Сонные, шелковые, зеленые, серебряные - Прилагательное - Окончание -Имена прилагательные связаны с именем существительным и согласуются с ним | |
7. Итог урока. Рефлексия | - С какой частью речи познакомились? - Ребята, а зачем в нашей речи существуют имена прилагательные? Перед вами лестница успеха, оцените свою работу на уроке. Поднимите руку, кто отметил на верхней ступеньке А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание: - Ребята, урок окончен, встаньте. До свидания! | - Познакомились с именем прилагательным. - Чтобы описывать предметы или явления. |
Весенним утром ярко светило солнце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
разработка урока по русскому языку, 3 класс, тема: Окончания имен прилагательных, "Школа России"
урок разработан по УМК "Школа России", 3 класс...
разработка урока по русскому языку, 3 класс, тема: Окончания имен прилагательных, "Школа России"
урок разработан по УМК "Школа России", 3 класс...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."
Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Лексическое значение имени прилагательного.
Тема: Лексическое значение имени прилагательного....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Множественное число имен прилагательных.
Тема: Множественное число имен прилагательных....