УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса на тему "Роль имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Деменьшина Валентина Сергеевна

Цели деятельности учителя : совершенствовать представление об имени прилагательном как части речи, совершенствовать навыки письменной речи.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать:роль имен прилагательных  речи:

уметь:находить в предложении, различать среди других частей речи.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:  10.04.19                                                                                                                              ФИО учителя: Сибилева Валентина Николаевна

Школа: МОУ «Калининская СОШ»                                                                                          ФИ студента: Деменьшина Валентина

Класс: 2                                                                                                                                         ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Роль имен прилагательных в речи»

Цели деятельности учителя : совершенствовать представление об имени прилагательном как части речи, совершенствовать навыки письменной речи.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: роль имен прилагательных  речи:

уметь: находить в предложении, различать среди других частей речи.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Русский язык 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., С.Г. Макеева.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.,  презентация, карточки.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учителя

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя.

1 мин

Фронтальная работа

-Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу.

- Добрый день,  ребята!  Меня зовут Валентина Сергеевна, и  сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 Приветствовать учителя.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация.

Словес.: эвристическая беседа..

Практ.: минутка чистописания

3 мин

Минутка чистописания

-Откроем тетради, запишем число, классная работа. Не забываем про посадку.

-Найдите букву, которую будем писать на минутке чистописания.

-Искомая буква - первая в каждом слове. .орова, .нига, .амень, .оридор.

-Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания?

-Пишем заглавную и строчную букву к в соединении. Какое это соединение?

-Молодцы, припишем всю строчку.

-Возьмите зеленый карандаш и подчеркните саму красивую букву.

Записывать число, классная работа

Отвечать на вопросы:

-буква к

-верхнее

Л.:самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

П.: выполнение действий по алгоритму.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: эвристическая

беседа.

Практ.: работа с карточками

Наглядный: презентация.

4 мин

Словарная работа, подведение к теме

-Ребята, а для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока давайте отгадаем загадку. Отвечаем по поднятой руке.

-Сам алый, сахарный - кафтан зеленый, бархатный.

-Молодцы, какие слова помогли вам определить о чем идет речь в загадке?

-К какой части речи относятся эти слова?

-Что вы уже знаете об имени прилагательном?

-Посмотрите внимательно на карточки. Можете ли вы рассказать все то, что знаете об имени прилагательном по этим карточкам? Какие карточки лишние?

-Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока?

Тема: «Роль имен прилагательных в речи»

 -Назовите цели.

Цели:  углубить знания по теме, узнать какую роль играют прилагательные в речи.

Отвечать на вопросы:

-арбуз

-алый, сахарный, зеленый, бархатный

-прилагательные

-имя прилагательное -часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы  Какой? Какая? Какое? Какие?

-имя прилагательное

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.:самостоятельное формулирование темы и цели урока.

IV.«Открытие» нового знания

Слов.: слово учителя

Слов.: чтение текста

Практ.: письменное грамматическое упражнение  

3 мин

Фронтальная работа

-Ребята, давайте вспомним что называют именем прилагательным.(карточки)

Вам необходимо среди карточек оставить только те, которые по содержанию подходят по теме предлог.

-Я вам буду читать предложения, когда вам будут встречаться имена прилагательные, вы хлопаете, называете прилагательное и на какой вопрос отвечает. От какого слова к задаем вопрос к прилагательному?

Готовы?

-У лисы зубки острые, рыльце тоненькое,

шубка тёпленькая. Хорошо лиса наряжена.

Шерсть пушистая, рыжая. На груди жилет,

а на шее белый галстук.

-Отройте учебник на странице 101. Упражнение 141.

-Что нужно сделать?

-Хорошо, будем читать по цепочке. Начиная с первого ряда.

-Ребята, о чем текст?  Какова главная мысль текста?

Как можем озаглавить текст?

-Ребята, прочитайте задание под текстом.

-Кто хочет у доски? Работаем по цепочке.

-Передай мел тому, кому хочешь.

-Ребята, что мы сейчас делали?

-Ребята, на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Что обозначают имена прилагательные?

-С какой частью речи связано имя прилагательное?

-Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать

-У лисы зубки(какие?) острые, рыльце (какое?) тоненькое, шубка(какая?) тепленькая. Хорошо лиса наряжена. Шерсть (какая?) пушистая, рыжая. На груди жилет, а на шее галстук ( какой?) белый.

-Прочитать, определить главную мысль, озаглавить.

-Зеленый луг

-луг(какой?) зеленый, колокольчики(какие?) голубые, гвоздики(какие?) красные, ромашки(какие?)белые, Оля (какая?) маленькая

-дополняли словосочетания прилагательными

-какой? Какая? Какое? Какие?

-признак предмета

-с именем существительным

К.: построение речевого высказывания

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы

П.: выполнение действий по алгоритму

К.:аргументация своего мнения и позиции.

Динамическая пауза

2 мин

Чтобы выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад прогнулись,

К солнцу потянулись.
На носочки встали,
Лучики достали.
На корточки сели,
Вокруг посмотрели.
А теперь за парты
Тихо-тихо сели.

-Выполнение действий.

-Встать.

-Развести руки в стороны, вперед.
-Прогнуться вперед, назад .

-Встать на носочки, руки вверх.

-Присесть.

-Сесть на свои места.

П.: повторение движений

V. Первичное закрепление во внешней речи

Слов.: эвр беседа

Практ.: письменное грамматическое упражнение

Слов.: ответы на вопросы

6 мин

- Ребята, у вас на пару лежат листочки с текстами. Прочитайте их.

-Красивое описание?

-Почему?

-Напишите на месте пропусков прилагательные, подходящие по смыслу.

-Итак, что у вас получилось?  

Наступил  апрель.  сугробы снега осели. Выдался  день. Светит  солнце. С крыш падает  капель. Весело бежит ручей.

Отвечать на вопросы:

-нет

-нет прилагательных

Наступил теплый  апрель.  Высокие сугробы снега осели. Выдался теплый  день. Светит ясное  солнце. С крыш падает веселая капель. Весело бежит быстрый ручей.

К.: умение полно и точно выражать своё мнение.

К.: участие в учебном диалоге

П.: выполнение действий по алгоритму

Слов.: чтение текста

Слов.: ответы на вопросы

4 мин

Наблюдение над языковым материалом

- Прочтите первый текст. О чем говорится в нем? 



- Теперь прочитайте второй текст. О чем говорится во втором тексте? 


- Можно ли считать их одинаковыми? Почему? 

- Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

-пришла весна. На небе светит солнце. На деревьях щебечут птицы. У всех настроение.

-пришла долгожданная весна.

На голубом небе светит яркое солнце. На деревьях щебечут весёлые птицы. У всех радостное настроение. 

-нет, потому что второй текст более интересный.

-имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

К.: построение речевого высказывания, аргументация своего мнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: выполнение теста

6 мин

Индивидуальная работа

-Ребята, а теперь я вам раздаю карточки с тестом.

-Работаем по вариантам.

-Вы внимательно прочитываете задание к тесту и выбираете правильный вариант.

-1)Выбери вопросы, на которые отвечают имена прилагательные 
1)какое? 2) что делать? 3) что? 
какие?      что делаю?      кто? 

2)Что означают имена прилагательные? 
1)предмет 2) признак предмета 3) действие предмета 

3)Из данных слов выбери имена прилагательные. 
1)солнечный 2) солнце 3) светить 

4)В каких предложениях есть имена прилагательные? 
1)Мы остановились отдохнуть в парке. 
2)Вылетела на солнышко красивая бабочка. 
3)По вечерам у костров звучат песни. 
4)Надо построить новый дом. 

5)Найди
ошибки в постановке вопросов к именам прилагательным: 
1)Умные – какие? 
2)Румяное – какое? 
3)Счастливая – какой?

-Хорошо, ребята, закончили.

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте, посмотрите все ли правильно у вашего товарища.

-Если ответ правильный, вы рядом ставите плюс, если ответ неверный-минус.

-Если вы не поставили ни одного минуса своему товарищу, то оставьте оценку «5»

-Если есть 1 минус, то это «4»

-Если 2 минуса, то это «3»

-Итак, верните тесты соседу по парте. Посмотрите. Поднимите руку, кому поставили «5»(«4», «3», «2»)?

-Ответы на тест.

1-1

2-2

3-1

4-2, 4

5-3

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

VII. Включение в систему знаний

Словес.: слово учителя

5 мин

-В учебнике на странице 102 разберем номер 142.

Прчитайте задание.

Что нужно сделать?

Будем делать в слух. По цепочке начиная со среднего ряда.

-Дома вы будете работать с упражнением 143, РТ страница 44№ 174.

-Давайте посмотрим, что вам нужно будет сделать?

-теплый, маленький, пушистый, серебристый, гибкий, быстрый, собачий.

-Записывать домашнее задание

К.: умение четко и точно формулировать свои мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: ответы на вопросы, самооценка.

 

2 мин

Фронтальная работа

Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла? 

- Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные? 

- Понравился ли вам наш урок? Чем? 


- А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение. 

- Послушайте, и скажите о чём идёт речь? 
Определяю я предметы, 
Они со мной весьма приметны. 
Я украшаю вашу речь. 
Меня вам надо знать, беречь.

-Что вам понравилось в своей работе на уроке?

-Что запомнилось?

-Вы огромные молодцы! Урок окончен!

-Выберите одну фразу  и оцените себя:

  • Я хорошо работал, все выполнил;
  • Я хорошо работал, но остались вопросы;
  • Мне нужно повторить материал.

- Молодцы! Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Отвечать на поставленные вопросы.

-украшают нашу речь

-Оценивать свою работу на уроке

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

технологическая карта к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс

технологическая карта к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Презентация к уроку русского языка 4 класс. Тема:"Изменение имен прилагательных по падежам".

Урок русского языка. Изменение по падежам имен прилагательных....

Технологическая карта к уроку русского языка 2 класс "Имя прилагательное"

Технологическая карта к уроку русского языка 2 класс "Имя прилагательное"....

Технологическая карта к уроку русского языка. Закрепление знаний по теме "Имя Прилагательное"

Технологическая карта к уроку русского языка. Закрепление знаний по теме "Имя  Прилагательное"...