Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гарлюпина Елена Петровна

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».

Класс: 3

Цель: формирование знаний об имени прилагательном, объяснение значение и употребление в речи имени прилагательного.

Задачи:

  Дидактические: научить определять  имя прилагательное.

  Развивающие: развивать умение употреблять в речи имя прилагательное.

  Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.

Необходимый  материал: учебная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с заданиями для групп, QR-код теста, карточки с домашним тестом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации учебной де-ти

Дидактические средства

Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Планируемые результаты

1.Орг.момент

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к  работе.

Словесный  метод: подводящий  диалог.

Давайте проверим готовность, настроимся на урок! Отлично!

Как у вас настроение?

Все ли выспались?

Хорошо!

Можем начинать наш урок.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Приветствовать учащихся.

Ф

К: обобщение и взаимодействие.

2.Актуализация знаний и мотивация

Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.

Словесный метод: беседа

Практический метод: работа с упражнением в учебнике

-Вы сейчас посмотрели друг на друга с приветливой улыбкой.

-Слово ПРИВЕТЛИВО – новое словарное слово.

*Проблемный вопрос*

-Подумайте и скажите, какой частью речи оно является?

-Почему?

-Запишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Запомните написание этого слова.

-Образуйте имя прилагательное от наречия ПРИВЕТЛИВО.

-А что вы знаете об имени прилагательном?

-Давайте прочитаем правило ещё раз в учебнике на стр.64.

-Составьте словосочетание: прил.+сущ.

*Проблемный вопрос*

-Ребята, скажите, а зачем  в нашей речи  употребляются имена прилагательные?

-Кто догадался, над каким разделом мы начнём сегодня работать?

Осмысливать вопросы.

Отвечать на вопросы.

Наречием

Правило: наречие – часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы:  Как? Когда?  Где? Почему? Зачем?

Приветливый, приветливая, приветливое, приветлив.

ПРАВИЛО: имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:  Какой? Какая?  Какое? Какие? В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.

Они украшают нашу речь?

Ф

Презентация  (слайд 1)

Контроль

К: обобщение и взаимодействие.

3.Постановка темы, цели и учебной задачи

Формирование у учащихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.

Словесный метод: ответы  на вопросы.

Словесный метод: определение темы урока.

Практический метод: работа с предложениями

*На стр.64 учебника название раздела «Имя прилагательное»

-Прочтите следующий заголовок, после названия раздела.

-Это и будет темой сегодняшнего урока.

-Какую цель вы поставите перед собой на этот урок?

-Определите, чему мы будем учиться, при изучении этого раздела?

-Вот, ребята, что нам предстоит узнать и над чем, мы будем с вами работать, изучая этот раздел.

-Прочитайте предложения, которые написаны на доске.

-Давайте дадим характеристику этим предложениям.

-Какие эти предложения по цели высказывания, по интонации?

-Простые или сложные?

-Слова, какой части речи  помогли бы нам сделать предложения распространёнными?

-Давайте добавим в эти предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Какие предложения получились?

-Запишите составленные предложения в тетрадь. Разберите по членам предложения.

*Поочерёдно два ученика разбирают предложения*

Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи.

Ответы детей

-Распознавать имена прилагательные.

-Определять род, число и падеж имён прилагательных.

-Изменять имена прилагательные по родам (в единственном числе), числам и падежам.

-Определить роль имени прилагательного  в тексте.

-Грамотно писать имена прилагательные.

-Разбирать имена прилагательные как  части речи.

Повествовательные, невосклицательные

Простые, так как в них одна грамматическая основа, нераспространённые.

Прилагательные

Варианты детей

Ф

И

Презентация (слайд 2,3, 4, 5)

Контроль

К:

-обобщение и взаимодействие;

-использовать речевые средства;

-умение устанавливать рабочие отношения.

4.Усвоение новых знаний

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самим искать решение задачи.

Словесный  метод:  беседа.

Практический метод: выполнение заданий на карточках, работа с упражнением из учебника.

*Раздаёт карточки для индивидуальной работы*

-Одновременно у нас 3 человека будут работать индивидуально по карточкам, которые я им сейчас раздам.

Индивидуальная работа.

Дифференцированные задания.

-Откройте учебник на стр.64 упр. 110.

-Разделимся на группы.

-Выбираем задания для себя по силам.

*Задания напечатаны на цветных листах (три уровня сложности)*

1 уровень – синяя карточка.

2 уровень – зелёная карточка.

3 уровень – красная карточка.

-Каждый берёт карточку с

выбранным уровнем и самостоятельно выполняет в тетради.

Выполняют индивидуальные задания

Выполняют упражнение из учебника в группах

Ф

И

Г

Карточки для индивидуальной работы.

Карточки с заданиями для групп.

Контроль

5.Физминутка

Закрепить умение определять на слух имена прилагательные.

Словесный метод: беседа

-Встать, если услышите имя прилагательное, если слово другой части речи – присесть.

Принимают участие в физминутке

Ф

6.Первичное закрепление во внешней речи

Установить осознанность восприятия. Учить выбирать рациональные способы решения. Организовать деятельность по применении новых знаний.

Словесный метод: беседа

-Устно составьте словосочетания из данных слов.

Жадный, олень, трусливый, медведь, хитрая, ёж, пушистая, змея, неуклюжий, лиса, рогатый, заяц, колючий, волк, ядовитая, белка.

-Теперь давайте выполним тест по пройденной теме.

*Раздаёт тесты*

Составляют словосочетания

Выполняют тест

Ф

И

QR-код теста

Контроль

П:

-понимать представленную информацию;

-учитывать разные мнения.

7.Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Словесный метод: беседа, самоанализ.

-Что мы сегодня повторяли?

-Чему научились?

-Продолжи фразу:

Я узнал…

У меня получилось…

У меня не получилось…

Я хотел бы, чтобы на уроке…

Отвечают на вопросы

Анализировать свою работу

Ф

И

Презентация (слайд7)

Л:

-следование в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям.

8.Домашнее задание

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный метод: объяснение

-Я вам сейчас раздам карточки с заданиями. На них  три уровня заданий. Вы выполняете все три уровня.

Слушают учителя

Ф

Карточки с тестами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примеры: приветливый человек, приветливая встреча, приветливая улыбка, приветливый характер.

Слайд 2

Будем учиться: Распознавать имена прилагательные; Определять род, число и падеж имён прилагательных; Изменять имена прилагательные по родам ( в ед. числе), числам и падежам; Определять роль имён прилагательных в тексте; Грамотно писать имена прилагательные; Разбирать имена прилагательные как часть речи.

Слайд 3

СОЛНЦЕ СВЕТИТ. СНЕГ ТАЕТ.

Слайд 4

Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи.

Слайд 5

Жадный Олень Трусливый Медведь Хитрая Ёж Пушистая Змея Неуклюжий Лиса Рогатый Заяц Колючий Волк Ядовитая Белка

Слайд 6

Я узнал … У меня получилось… У меня не получилось… Я хотел бы, чтобы на уроке…



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Задание: предложение разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать одно словосочетание прил.+сущ.

Солнце льёт на землю тёплые лучи.

Карточка №2

Задания: предложения разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать одно словосочетание прил.+сущ.

Появилось прекрасные весенние цветы.

Карточка №3

Задания: предложения разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать одно словосочетание прил.+сущ.

Я люблю родной край.



Предварительный просмотр:

Первая группа

Задание:

Прочитайте. Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова, используя слова для справок.

Вторая группа

Задание:

Прочитайте. Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова, используя слова для справок.

Укажите и подчеркните имена прилагательные.

Третья группа

Задание:

Прочитайте. Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова, используя слова для справок.

Выпишите 2-3 словосочетания прил.+свщ.



Предварительный просмотр:

1-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их.

Пришла                                   весна. Ярко светит                                солнце.  Быстро тает                                снег. Журчат                                 ручьи. Зеленеет                               травка на полях. Летят с юга                                 птицы.

Слова для справок: перелётные, тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

2-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в предложениях выделите грамматическую основу.

Пришла                                   весна. Ярко светит                                солнце.  Быстро тает                                снег. Журчат                                 ручьи. Зеленеет                               травка на полях. Летят с юга                                 птицы.

Слова для справок: перелётные, тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

3-й уровень: составьте с данными словами предложения, запишите предложения, подчеркните прилагательные; выделите окончания у прилагательных; подчеркните в предложениях грамматическую основу.

  1. Светит, над, яркое, полями, солнце.
  2. Душистые, на, почки, деревьях, надулись.
  3. В, поселились, скворечниках, скворцы.
  4. По, клювом, сухому, забарабанил, дереву, дятел.
  5. По, побежали, хлопотливые, кочкам, муравьи.
  6. Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пёстрая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Понятие об имени прилагательном как части речи

Понятие об имени прилагательном как части речи.Цели: О- ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи; Р- углубить представление учащихся об именах прилагатель...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...

Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...