Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имён прилагательных в речи» (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных.

 - формирование умений подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи

 Планируемые результаты

Предметные:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- уметь распознавать имена прилагательные в тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  открытие нового знания

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2019                                                                        ФИО  учителя: Шверт Людьмила Павловна

Школа: № 42                                                                                 ФИ студента:  Могильникова Анастасия

Класс:  3а                                                                                   ФИО методиста: Галиуллина Н.К

Кабинет:  12

Конспект урока по русский язык

 «Роль  имён прилагательных  в речи ».

Цели деятельности учителя: формирование умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных.

 - формирование умений подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи

 Планируемые результаты

Предметные: 
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- уметь распознавать имена прилагательные в тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  открытие нового знания

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 минута

–– Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- приветствие учителя

Л: самоопределение к деятельности;

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: запись слов

Практический: отгадывание слов

5 минут

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

 -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

 -Открываем тетрадь записываем число. Сегодня 10 апреля, классная работа. И прописываем в тетради минутку чистописания.

- Посмотрите на слайд. Какие это слова?.

…рех, …вёс, праз…н…к,  вмест…, в…сток, з..ря, пш…ница,  …льбом, п…года

Запишите, слова  через запятую,  и подчёркиваем в них орфограммы. Так же пишем красиво и аккуратно.
- Покажите, как нужно правильно сидеть. Сидим ровно, спинки держим прямо.
 
- Ребята, давайте вспомним, по какой большой стране русского языка мы с вами путешествуем.
- А вспомнить о какой части речи мы говорили на прошлом уроке, поможет нам стихотворение:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.
- Что же это за часть речи?

-Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном . В этом вам поможет опорная схема:

Часть речи………….

обозначает………….

отвечает на вопросы……………….

- Мы повторили о прилагательном. Будем двигаться дальше по стране «Части речи».

А теперь выполните такое задание. У вас на столе карточки, где записана загадка. Задание: вставить пропущенные имена прилагательные и отгадать загадку. Вот опорные слова: жёлтенького, белые.

У ……. солнышка

Лучи не горячи,
У …….. солнышка
……. лучи.

Что это?
- Давайте проверим.
Что это? 
-Молодцы
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Почему эти слова помогли отгадать загадку?

- с минутки чистописания

- Словарные

 открывают тетрадь записывают число

-Части речи

 

Имя прилагательное

-ответы детей

- отгадывают загадку и вставляют слова 
У жёлтенького солнышка

Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи.

- ромашка

-да

-ответы детей
- Потому что они указывают на признаки

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: работа над словом

2минуты

- Кто из вас догадался, какая будет тема на сегодняшнем уроке?

-Вы правы. Но тема нашего урока будет звучать так Роль имён прилагательных в речи.

-Какую цель мы поставим перед собой?

 Имя прилагательное
-
 узнать какую роль играют прилагательные в речи

П: произвольное построение речевого высказывания

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

«Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Работа с текстом: беглый просмотр

Практический: работа в группах

15 минут

 - Прочитайте предложения, что объединяет их?

1)Весна прилетела к нам на крыльях.

2) Солнце светит и греет.

3) С крыш свисают сосульки.

4) Бегут ручьи.

–Можно ли утверждать, что это текст?

- Что вы заметили в этом тексте??
- Нравится ли вам такой текст?

Работа в группах по карточкам.

Задание – в каждое предложение  записать прилагательное. Один учащейся от каждой группы прочитывает свой получившийся текст.

Учитель благодарит ребят за хорошую работу и правильно подобранные прилагательные.

-А теперь прочитаем текст, который получился у меня.

Ранняя весна прилетела к нам на солнечных крыльях. Яркое весеннее солнце светит и греет. С крыш свисают прозрачные сосульки. Бегут проворные шумные ручьи

- Что скажите теперь? Как изменился текст? Какой текст вам нравится больше первый или второй?

- Возьмем простой карандаш, нарисуем солнце, травку, цветочки, бабочек.

- Нравится рисунок? Почему? А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.

- Что скажите теперь?

- Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?

-Давайте обобщим , цвет цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.

- они все о весне

-да
нет прилагательных

-нет

-ответы детей

-слушают текс учителя

-такой текст нравится больше, он стал красочнее - Ребята быстро выполняют наброски на своём листочке

-не нравится

-они тали красочными и красивыми. Они делать краше

Л: Смыслеобразование

П: логическое

обобщение

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П: логическое построение логической цепи рассуждений

Динамическая пауза

1 минута

-Вы хорошо поработали, а теперь нужно отдохнуть.

  • - Сморим видеоролик и повторяем движения

Повторяют движения

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

упражнение

2 минуты

- Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.

Записываем предложения  и ставляем прилагательные.  По очереди выходим и записываем предложения на доке, а все остальные в тетради

- записывают предложения

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

П: логическое

обобщение

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический: самостоятельная работа

5 минут

1.Что такое имя прилагательное?
а) слово; б) часть предложения; в) часть речи.
2.    Выберите правильный ответ.
Имена прилагательные обозначают: а) название предмета; б) признак предмета; в) действие предмета.
3.    Подчеркните имена прилагательные.
Весёлый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, тонкая, сквозит, ветерок.
4.    Поставьте вопрос к имени прилагательному.
Лес(_____________) зелёный; поляна (_____________) солнечная;
сосны (___________) высокие;
5.    Образуй слова, обозначающие признаки предметов.
Книга – книжный
веселье - ______________
рыба - ______________
мясо - ______________
6. Сколько имён прилагательных в стихотворении?
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли..
а) 4 б) 3 в) 2 г) 1
- Сдаем листочки на стол.

-выполняют самостоятельную работу

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение.

П: общеучебные

Структурирование

Знаний

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Домашнее задание: инструктаж

3 минуты

 -Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какую цель ставили?
- Мы достигли её

 - ответы детей
-узнать какую роль играют имена прилагательные в речи

-да

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

Р: Контроль

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3минуты

- Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

-  анализируют свою работу

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.Тип урока: урок открытия новых знаний и умений. П...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.Тип урока: урок открытия новых знаний и ум...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе "Роль имён прилагательных в речи. С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

Цель урока: обобщить и систематизировать изученные признаки прилагательного, закрепить знания литературных произведений и их авторов. Данный урок развивает умение подбирать по смыслу имена прилагатель...

Конспект урока русского язык на тему "Роль имён прилагательных в речи"

Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Урок составлен для 3 класса по образовательной программе «Школа России». Он относится к разделу «Имя прилагательное», ...