Конспект урока по русскому языку на тему: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов» (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов

 Планируемые результаты

Предметные:
- открыть способы образования имен прилагательных от основ существительных и прилагательных;

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  открытие нового знания

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx293.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.2019                                                                        ФИО  учителя: Шверт Людьмила Павловна

Школа: № 42                                                                                 ФИ студента:  Могильникова Анастасия

Класс:  3а                                                                                   ФИО методиста: Галиуллина Н.К

Кабинет:  12

Конспект урока по русский язык

 «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов».

Цели деятельности учителя: сформировать умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов

 Планируемые результаты

Предметные: 
- открыть способы образования имен прилагательных от основ существительных и прилагательных;

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока:  открытие нового знания

Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 минута

–– Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- приветствие учителя

Л: самоопределение к деятельности;

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: запись слов

Практический: отгадывание слов

5 минут

-Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

 -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

 -Открываем тетрадь записываем число. Сегодня 12 апреля, классная работа. И прописываем в тетради минутку чистописания.

- Посмотрите на слайд. Какие это слова?.

зап__д, инж__нер, инт__ресный,

к__лендарь, кас__а, к_ртофель,

к_стрюля, к_гда, комн_та, к_нечно,

к_стёр, к_стюм

Запишите, слова  через запятую,  и подчёркиваем в них орфограммы. Так же пишем красиво и аккуратно.
- Покажите, как нужно правильно сидеть. Сидим ровно, спинки держим прямо.
- Вежливые, старательные,

Скромные и внимательные,

Добрые, умные, справедливые,

И веселые, и счастливые.

- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.

- Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы?

- Какую роль они играют в нашей речи?

-Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными.

Посмотрите на доску. Что написано?

-оньк- -еньк- -оват-- на- -н- - чик-, ск

- Как называются эти части слова?

- Части слова называются морфемы

- Как вы думаете, почему здесь написаны только суффиксы?

- А какую часть речи мы сейчас изучаем? 

- с минутки чистописания

- Словарные

 открывают тетрадь записывают число

 

-прилагательными

Они уточняют, украшают нашу речь, делают её образной , выразительной, яркой.)

Части слова– морфемы

суффиксы

Есть другие
- потому что мы их сегодня будем изучать
Имя прилагательное

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: работа над словом

2минуты

- Кто из вас догадался, какая будет тема на сегодняшнем уроке?

-Вы правы. Но тема нашего урока будет звучать так «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов»

-Какую цель мы поставим перед собой?

 - суффиксы в именах прилагательных
-научиться образовывать прилагательные с помощью суффиксов

П: произвольное построение речевого высказывания

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

«Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Работа с текстом: беглый просмотр

Практический: работа в группах

15 минут

- Сейчас вы должны будете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на данные вам материалы, понаблюдать за составом имен прилагательных и выяснить, как они образованы.

- Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы -исследователи-лингвисты.

- Как нужно работать в группах?
1 ряд грязь + н = грязный

свет + еньк = светленький

гигант + ск = гигантский
зелень+ еньк =
ум + н=
кавказ + ск =

2 ряд на +стена + н = настенный

под + вода + н = подводный

дуб + оват = дубоватый
пират + ск = пиратский
вина + оват =
на + стол + н =
солдат + ск = солдатский

3 ряд длина + н = длинный

рассказ+чик=рассказчик
сосед + ск = соседский
луна + н =

банкон + чик=
флот + ск =


- Запишите слова вместо вопросительного знака в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.

-Чья творческая лаборатория работает успешнее?

- Кто уже готов дать ответ: как образуются имена прилагательные? От каких основ и с помощью чего?

Проверка. Ребята, ученик от каждой лаборатории объясняет свои выводы, дети за каждым пишут слово себе в тетрадь

- Как образовались прилагательные в 1 лаборатории?

Как образовались прилагательные во 2 лаборатории? (

- Как образовались прилагательные в 3 лаборатории? 

- Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ?

Где написана удвоенная согласная в этих словах? 

- Приведите примеры других слов. 

Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные? Как вы думаете? 

- Прочитайте слово на слайде.

 - Определите часть речи. Прочитайте образованное от него слово. Как получили слово новенький? 

- Какое значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? 

- Расскажите об образовании следующего слова. (хорошенький, умненький )-устно

- Подумайте и скажите как образовалось прилагательное красноватый? ? 

-  Объясните значение этого слова.

- Расскажите об образовании следующего слова. (сероватый)

Объясните значение этого слова.

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый - Объясните значение этого слова. Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о?

- А помочь нам может этимологический словарь.

КОРИЧНЕВЫЙ. Искон. Суф. производное от коричный, суф. образования от корица (см.). Коричневый буквально — «цвета коры коричного дерева», КОРИЦА. Искон. В соврем. значении — из корица "корка", суф. производного от кора. Слово коричневый встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова "корица", а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова "кора".

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного голубой?  (запись в тетрадь и разбор по составу голубоватый) -Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? 

По мнению одних исследователей, русское слово «голубой» происходит от слова «голубь» (по одной версии — по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя скорее всего речь идёт о цвете головного оперения птицы.) (ср.: лат. columbus — «голубь»);

Также существует мнение, что слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба.

- Так как же еще образуются имена прилагательные?

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё на свете будет удивительным и разным!

- ответы детей

-От основ имен существительных с помощью суффиксов

- От основ имен существительных с помощью суффиксов и приставок
- От основ

имен существительных с помощью суффиксов - Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс -н-.) 
-
На стыке корня и суффикса.)
- Пустынный, коронный, блинный...
- Ответы детей
- Новый.
- Это прилагательное образовалось от основы прилагательного
 новый с помощью суффикса -еньк - уменьшительно-ласкательное).
- Это прилагательное образовалось от основы прилагательного 
красный с помощью суффикса –оват
-  В некоторой, в определенной степени красный
- В некоторой, в определенной степени серый
- Это словарное слово
- слушают

- голубоватый
Словарное слово)
 

От основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват-, - еват

Л: Смыслеобразование

П: логическое

обобщение

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П: логическое построение логической цепи рассуждений

Динамическая пауза

1 минута

-Вы хорошо поработали, а теперь нужно отдохнуть.

  • - Сморим видеоролик и повторяем движения

Повторяют движения

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры

Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

упражнение

2 минуты

Игра-эстафета
Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена

существительные (по числу игроков):

честь – удача -

ужас – окно-

грусть - простор -

картон - мир -

скука - друг –

Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

- честный, удачный, ужасный, оконный, грустный, просторный, картонный, мирный, скучный, дружный,  

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

П: логическое

обобщение

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический: самостоятельная работа

5 минут

-выполняют самостоятельную работу

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение.

П: общеучебные

Структурирование

Знаний

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Домашнее задание: инструктаж

3 минуты

 -Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какую цель ставили?
- Мы достигли её

 - ответы детей
- научились образовывать прилагательные с помощью суффиксов

-да

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

Р: Контроль

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3минуты

- Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

-  анализируют свою работу

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.Тип урока: урок открытия новых знаний и умений. П...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Образование новых слов с помощью суффиксов"

Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о семантике суффиксов и единообразии их написания.Планируемые результаты:Предметные:- знать способы словообразования с помощью суффи...