Конспект урока по русскому языку на тему: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов» (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов
Планируемые результаты
Предметные:
- открыть способы образования имен прилагательных от основ существительных и прилагательных;
Личностные:
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- формировать каллиграфические навыки;
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 293.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 12.04.2019 ФИО учителя: Шверт Людьмила Павловна
Школа: № 42 ФИ студента: Могильникова Анастасия
Класс: 3а ФИО методиста: Галиуллина Н.К
Кабинет: 12
Конспект урока по русский язык
«Образование имён прилагательных с помощью суффиксов».
Цели деятельности учителя: сформировать умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов
Планируемые результаты
Предметные:
- открыть способы образования имен прилагательных от основ существительных и прилагательных;
Личностные:
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- формировать каллиграфические навыки;
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник: «Русский язык»; программа «Перспектива» 2012»; презентация;
Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа | 1 минута | –– Проверь, дружок, | - приветствие учителя | Л: самоопределение к деятельности; |
Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Практический: запись слов Практический: отгадывание слов | 5 минут | -Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка? -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем? -Открываем тетрадь записываем число. Сегодня 12 апреля, классная работа. И прописываем в тетради минутку чистописания. - Посмотрите на слайд. Какие это слова?. зап__д, инж__нер, инт__ресный, к__лендарь, кас__а, к_ртофель, к_стрюля, к_гда, комн_та, к_нечно, к_стёр, к_стюм Запишите, слова через запятую, и подчёркиваем в них орфограммы. Так же пишем красиво и аккуратно. Скромные и внимательные, Добрые, умные, справедливые, И веселые, и счастливые. - Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими. - Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы? - Какую роль они играют в нашей речи? -Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными. - Посмотрите на доску. Что написано? -оньк- -еньк- -оват-- на- -н- - чик-, ск - Как называются эти части слова? - Части слова называются морфемы - Как вы думаете, почему здесь написаны только суффиксы? - А какую часть речи мы сейчас изучаем? | - с минутки чистописания - Словарные открывают тетрадь записывают число
-прилагательными Они уточняют, украшают нашу речь, делают её образной , выразительной, яркой.) Части слова– морфемы суффиксы Есть другие | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П:смысловое чтение |
Постановка учебной задачи Словесный: беседа Практический: работа над словом | 2минуты | - Кто из вас догадался, какая будет тема на сегодняшнем уроке? -Вы правы. Но тема нашего урока будет звучать так «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов» -Какую цель мы поставим перед собой? | - суффиксы в именах прилагательных | П: произвольное построение речевого высказывания П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
«Открытие» нового знания Словесный: беседа Работа с текстом: беглый просмотр Практический: работа в группах | 15 минут | - Сейчас вы должны будете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на данные вам материалы, понаблюдать за составом имен прилагательных и выяснить, как они образованы. - Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы -исследователи-лингвисты. - Как нужно работать в группах? свет + еньк = светленький гигант + ск = гигантский 2 ряд на +стена + н = настенный под + вода + н = подводный дуб + оват = дубоватый 3 ряд длина + н = длинный рассказ+чик=рассказчик банкон + чик=
-Чья творческая лаборатория работает успешнее? - Кто уже готов дать ответ: как образуются имена прилагательные? От каких основ и с помощью чего? Проверка. Ребята, ученик от каждой лаборатории объясняет свои выводы, дети за каждым пишут слово себе в тетрадь - Как образовались прилагательные в 1 лаборатории? Как образовались прилагательные во 2 лаборатории? ( - Как образовались прилагательные в 3 лаборатории? - Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? Где написана удвоенная согласная в этих словах? - Приведите примеры других слов. - Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные? Как вы думаете? - Прочитайте слово на слайде. - Определите часть речи. Прочитайте образованное от него слово. Как получили слово новенький? - Какое значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? - Расскажите об образовании следующего слова. (хорошенький, умненький )-устно - Подумайте и скажите как образовалось прилагательное красноватый? ? - Объясните значение этого слова. - Расскажите об образовании следующего слова. (сероватый) Объясните значение этого слова. - Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? - Объясните значение этого слова. Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? - А помочь нам может этимологический словарь. КОРИЧНЕВЫЙ. Искон. Суф. производное от коричный, суф. образования от корица (см.). Коричневый буквально — «цвета коры коричного дерева», КОРИЦА. Искон. В соврем. значении — из корица "корка", суф. производного от кора. Слово коричневый встречается в письменных источниках с конца XVII века. Первоначально это слово использовалось только для названия цвета тканей. Образовано оно от слова "корица", а то, в свою очередь, является уменьшительной формой от слова "кора". - Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного голубой? (запись в тетрадь и разбор по составу голубоватый) -Поставьте ударение. Можно ли проверить написание безударной гласной о? По мнению одних исследователей, русское слово «голубой» происходит от слова «голубь» (по одной версии — по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя скорее всего речь идёт о цвете головного оперения птицы.) (ср.: лат. columbus — «голубь»); Также существует мнение, что слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба. - Так как же еще образуются имена прилагательные? Если б всё на свете было одинакового цвета, Вас бы это рассердило или радовало это? Видеть мир привыкли люди Белым, жёлтым, синим, красным. Пусть же всё на свете будет удивительным и разным! | - ответы детей -От основ имен существительных с помощью суффиксов - От основ имен существительных с помощью суффиксов и приставок имен существительных с помощью суффиксов - Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс -н-.) - голубоватый От основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват-, - еват | Л: Смыслеобразование П: логическое обобщение К.: формулировать собственное мнение и позицию; П: логическое построение логической цепи рассуждений |
Динамическая пауза | 1 минута | -Вы хорошо поработали, а теперь нужно отдохнуть.
| Повторяют движения | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры |
Первичное закрепление во внешней речи Практический: упражнение | 2 минуты | Игра-эстафета. существительные (по числу игроков): честь – удача - ужас – окно- грусть - простор - картон - мир - скука - друг – Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания. | - честный, удачный, ужасный, оконный, грустный, просторный, картонный, мирный, скучный, дружный, | К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; П: логическое обобщение |
Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа Практический: самостоятельная работа | 5 минут | -выполняют самостоятельную работу | К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л: Самоопределение. П: общеучебные Структурирование Знаний | |
Включение в систему знаний Словесный: беседа Домашнее задание: инструктаж | 3 минуты | -Что нового узнали сегодня на уроке? | - ответы детей -да | К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы. П: логическое Обобщение Р: Контроль |
Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 3минуты | - Закончи предложение: «На уроке мне ...» Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … | - анализируют свою работу | Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов ов, н, ист.
Интегрированный урок по русскому языку во 2 классе...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных в Т.п и П.п" 4 класс
Склонение имён прилагательных в Т.п и П.п...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание имён прилагательных во множественном числе" 4 класс
Цель: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.Тип урока: урок открытия новых знаний и умений. П...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Образование новых слов с помощью суффиксов"
Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о семантике суффиксов и единообразии их написания.Планируемые результаты:Предметные:- знать способы словообразования с помощью суффи...