Конспект урока по русскому языку 4 класс "Образование новых слов с помощью суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о семантике суффиксов и единообразии их написания.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать способы словообразования с помощью суффикса и обосновывать свое мнение;

- уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов;

- уметь выделять суффикс в словах.

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: урок рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx941.73 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc884.5 КБ
Файл razdatka.docx17.3 КБ
Файл test.docx11.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте!

Слайд 2

Карта успеха Задание: Баллы «Орфографическая минутка» Образование новых слов с помощью суффиксов Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Образование новых слов с помощью суффиксов. И разберите их по составу. Самостоятельная работа Тест

Слайд 4

Орфографическая минутка Цветущий, улыбка, подарить, звонок, соседка , прямой, указка, сладкий.

Слайд 5

Проверь себя! Слова с безударными г ласными в корне: Цв е тущий Под а рить Зв о нок Пр я мой Слова с парными согласными в корне: Улы б ка Сосе д ка Ука з ка Пиро г

Слайд 6

Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

Слайд 7

Тема: Образование новых слов с помощью суффиксов. Цель: вспомнить способы словообразования с помощью суффикса; - уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов; - уметь выделять суффикс в словах.

Слайд 8

План: Вспомню с помощью чего образуются слова; Узнаю какой оттенок придают суффиксы словам; Научусь образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Слайд 9

Упр. 165 стр. 100 Образуйте от данных имён существительных новые слова с помощью суффиксов - еньк -, - ёнок , - ик . Молодой, белый , утка, тигр, дом.

Слайд 10

Проверь себя! Молоденький, беленький, утёнок, тигрёнок , домик.

Слайд 11

ФИЗМИНУТКА

Слайд 12

Упр. 166 Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами. 1. Кто глазищами хлопает, а ножищами топает? 2. У кого глазки самые красивые, а ножки самые быстрые? 3. У мышки — хвостик, у волка — хвостище.

Слайд 13

Проверь себя!

Слайд 14

Упр. 167 От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов - еньк -, - очк -, - ок , - ик , -чик. Запишите их, разобрав каждое по составу. Курносый нос. Зелёная ель. Белый кот. Молодой петух. Маленький шкаф. Шерстяная кофта.

Слайд 15

Проверь себя!

Слайд 16

Самостоятельная работа

Слайд 17

Проверь себя!

Слайд 18

1) Допишите. Суффикс – это 2)Какую роль он выполняет в слове? – 3)Соедините. -Какие суффиксы могут -к-, - ищ -, - ик - придавать слову уменьшительное значение? -Какие суффиксы могут - енок - придавать слову увеличительно- пренебрежительное значение? -Какие суффиксы образуют - еньк -, - ёньк -, названия лиц по профессии? - ик -Какие суффиксы используются при образовании - щ ик - , - ач -, названий детенышей животных? - чик-, -ник-

Слайд 19

Проверь себя! Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Какую роль он выполняет в слове? – Служит для образования новых слов.

Слайд 20

-Какие суффиксы могут -к-, - ищ -, - ик - придавать слову уменьшительное значение? -Какие суффиксы могут - енок - придавать слову увеличительно- пренебрежительное значение? -Какие суффиксы образуют - еньк -, - ёньк -, названия лиц по профессии? - ик -Какие суффиксы используются при образовании - щик -, - ач -, названий детенышей животных? -чик-, -ник-

Слайд 21

Домашнее задание Упр. 169 стр. 100



Предварительный просмотр:

Дата: 16.10.2020                                                                                                                                    ФИО учителя: Миронова Е. Н.

Школа: 104                                                                                                                                       ФИ студента: Фазылова Адиля, 41 гр.

Класс: 4 «А»                                                                                                                                      ФИО методиста: Солопова Т. В.

Кабинет: 207

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Образование новых слов с помощью суффиксов». 

Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о семантике суффиксов и единообразии их написания.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать способы словообразования с помощью суффикса и обосновывать свое мнение;

- уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов;

- уметь выделять суффикс в словах.

Личностные: 

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование: УМК «Перспектива», русский язык: 4 класс, в 2-х ч. Ч./1, Л.Ф. Климанова; Т.В. Бабушкина; учебная презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2020 г.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Словесный: монолог учителя

1 мин

- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

- Меня зовут Адиля Маратовна, я проведу урок русского языка.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: иллюстрация на слайде

Практический: орфографическая минутка

4-5 мин

- Посмотрите у каждого из вас есть на парте «Карта успеха».

Карта Успеха

Задание:

Баллы:

«Орфографическая минутка»

Образование новых слов с помощью суффиксов –енок-, -ёнок-, -ик.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ищ-, -к-, передающих разную оценку предметов.

Образование новых слов с помощью суффиксов –очк-, -ок-, -ик, -чик.  Разбор слов по составу.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ушк-.

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

 За каждое правильное выполненное задание будете получать баллы:

Нет ошибок - 2 балла, 1-2 ошибки - 1 балл, 3 и более ошибок - 0 баллов.

- Давайте с вами вспомним правила посадки при письме.

правило посадки

(Правило посадки при письме на слайде)

- Молодцы, а теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

- Приступаем к выполнению «Орфографическая минутка».

-На какие группы можно разделить слова?

Цветущий, улыбка, подарить, звонок, соседка, прямой, указка, сладкий.

-Запишите слова в два столбика. (один ученик выполняет на закрытой части доски).

-Проверьте правильность выполнения задания на доске. Оцените себя.

-Найдите и подчеркните имена существительные.

-Как мы подчеркиваем подлежащие?

-Назовите одушевленные существительные.

-Какие имена существительные состоят из трех слогов?

-Как образовались все эти существительные?

-Угадайте, о каком слове я говорю: «Это слово обозначает действие предмета, в нем букв больше, чем звуков».

-Как образовалось это слово?

-Это имя существительное, антонимы к нему – косой, кривой. О каком слове я говорю?

-В этом слове три слога, оно обозначает признак предмета. О каком слове я говорю?

-Составьте предложение, включив в него как можно больше записанных слов. (Индивидуальный опрос. Несколько предложений зачитываются.)

-Ребята, как мы можем проверить орфограммы?

-С помощью чего образуются новые слова?

- Давайте оценим себя в нашей «Карточке успеха».

-Для чего служат приставки?

-Для чего служит суффикс?

-Какой оттенок придает словам суффиксы?

-Вспомните, что такое суффикс.

- Сидеть нужно прямо;

- Опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

- туловище, голову, плечи держать ровно;

- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;

- придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша)и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);

- писать прямо, а наклон будет создаваться за счёт наклонного положения тетради.

Открывают тетради, записывают число, «классная работа».

Выполняют орфографического минутку.

-Слова с безударными гласными в корне и слова с парными согласными в корне.

-Одной чертой.

-Соседка.

-Улыбка, соседка, указка.

-С помощью суффикса –к-.

-Подарить.

-С помощью приставки по-.

-Прямой.

-Цветущий.

-С помощью приставки и суффикса.

К: строить устное речевое высказывание

П: дополнений и расширение уже имеющих знаний.

К: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

Р: выполнение пробного учебного действия;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

4 мин

  • - Мы с вами продолжаем тему прошлого урока, давайте, вспомним какую тему вы проходили.

- Какие цели мы с вами поставим на урок?

- Давайте составим план действий для ответа на наш вопрос.

(Вспомню... Узнаю... Научусь...) ????

-Образование новых слов с помощью суффиксов.

- Вспомню с помощью чего образуются слова.

- Узнаю какой оттенок придают суффиксы словам.

- Научусь образовывать новые слова с помощью суффиксов.

К: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

Р: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действие;

П: формулирование темы и познавательной цели

П:  поиск и отбор необходимой информации;

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Словесный: беседа

20 мин

- Откроем наш учебник на стр.100 упр. 165.

-Прочитайте задание.

-Что нам нужно сделать?

-Какие умения для этого требуется?

-Какое значение имеют эти суффиксы?

-Какие слова образуются при помощи суффикса –енок-?

-Запишите слова и выделите суффиксы. Выполняем задание.

-Давайте проверим задание. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте по эталону.

-Ребята, какие умения нам требовались при выполнении этого задания?

-Какое значение имели эти суффиксы?

 И отметьте это у себя на карте успеха.

ФИЗМИНУТКА

-Сейчас выполним упр. 166. Прочитайте задание.

-Что нам нужно сделать?

-Выполняем задание самостоятельно.

-Давайте проверим.

-Какие слова вы выписали?

-Какие суффиксы вы выделили?

-Какие суффиксы придают словам уменьшительно – ласкательное значение?

-Какие слова образуются при помощи суффикса –ищ-?

- Давайте проверим задание.

-Ребята, так какие же суффикс придают словам увеличительно – пренебрежительное значение?

-Отметьте это у себя на карте успеха.

-Ребята, посмотрите на упр. 167.

-Прочитайте задание.

-Что нам нужно сделать?

-К какой тематической группе относятся данные слова?

-С помощью каких суффиксов образуются названия лица по профессии?

-При помощи таких суффиксов , как –щик-, -ач-, -чик-, -ник-, -ист-, тель- мы можем образовать названия лица по профессии.

Самостоятельная работа

-Посмотрите на слайд, прочитайте задание и выполните его самостоятельно.

-Проверяем по эталону. Так что вам нужно было сделать?

-Отметьте это в карте успеха.

-У вас на партах лежат листочки с заданиями.

-Прочитайте задания и выполните самостоятельно.

1) Допишите.

Суффикс – это

2)Какую роль он выполняет в слове? –

3)Соедините.

-Какие суффиксы могут                  -к-, -ищ-, -ик-

придавать слову

уменьшительное значение?

-Какие суффиксы могут                 -енок-

придавать слову увеличительно-

пренебрежительное значение?

-Какие суффиксы образуют             -еньк-, -ёньк-,

названия лиц по профессии?               -ик

-Какие суффиксы

используются при образовании        -щик-, -ач-,

 названий детенышей животных?     -чик-, -ник-

-За каждое задание ставите 1 балл.

-Проверяем по эталону.

-Запишите домашнее задание:

Выполнить упр. 169 стр. 100

-Образуйте от данных имен существительных новые слова с помощью суффиксов –еньк-, -ёньк-, -ик.

-Образовать новые слова с помощью суффиксов.

-Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов.

-Это суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

-Названия детенышей животных.

Выполняют задание.

Взаимопроверка.

-Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов.

-Это суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

-Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами.

-Списать предложения. Выписать пары слов, которые передают разную оценку предметов.

Выполняют задание.

-Глазки - глазищи, ножи – ножищи, хвостик – хвостище.

-к-, -ищ-, -ик-.

-Слова с увеличительно – пренебрежительным значением.

-От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов –еньк-, -очк-, -ок, -ик, -чик. Запишите их, разобрав каждое по составу.

-Образовать новые слова с помощью суффиксов.

-Это названия профессий.

-Могут быть использованы суффиксы –щик-, -ач-, -чик-, -ник-, -ист-, -тель-.

Самостоятельно выполняют задания.

-От данных слов образовать новые слова при помощи суффиксов –к- и –ушк-. Записать их и разобрать по составу.

Выполняют задание.

Записывают дз.

П: структурирование знаний.

К: выражение  мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: подведение под понятие.

П:  поиск и отбор необходимой информации;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Наглядный: иллюстрация на слайде

2 мин

- Что мы повторили на уроке?

- Давайте посмотрим на свои «Карты успеха»

- У кого получилось набрать 11-13 баллов? Давайте похлопаем им. А у кого10 и меньше? Что мы им пожелаем?

- А сейчас, ребята, предлагаю вам выбрать, как поступить со знаниями полученными сегодня на уроке.

img8

- Образование новых слов с помощью суффиксов.

Р: оценка деятельности.



Предварительный просмотр:

Карта Успеха

Задание:

Баллы:

«Орфографическая минутка»

Образование новых слов с помощью суффиксов –енок-, -ёнок-, -ик.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ищ-, -к-, передающих разную оценку предметов.

Образование новых слов с помощью суффиксов –очк-, -ок-, -ик, -чик.  Разбор слов по составу.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ушк-.

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

Карта Успеха

Задание:

Баллы:

«Орфографическая минутка»

Образование новых слов с помощью суффиксов –енок-, -ёнок-, -ик.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ищ-, -к-, передающих разную оценку предметов.

Образование новых слов с помощью суффиксов –очк-, -ок-, -ик, -чик.  Разбор слов по составу.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ушк-.

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

Карта Успеха

Задание:

Баллы:

«Орфографическая минутка»

Образование новых слов с помощью суффиксов –енок-, -ёнок-, -ик.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ищ-, -к-, передающих разную оценку предметов.

Образование новых слов с помощью суффиксов –очк-, -ок-, -ик, -чик.  Разбор слов по составу.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ушк-.

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

Карта Успеха

Задание:

Баллы:

«Орфографическая минутка»

Образование новых слов с помощью суффиксов –енок-, -ёнок-, -ик.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ищ-, -к-, передающих разную оценку предметов.

Образование новых слов с помощью суффиксов –очк-, -ок-, -ик, -чик.  Разбор слов по составу.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ушк-.

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

Карта Успеха

Задание:

Баллы:

«Орфографическая минутка»

Образование новых слов с помощью суффиксов –енок-, -ёнок-, -ик.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ищ-, -к-, передающих разную оценку предметов.

Образование новых слов с помощью суффиксов –очк-, -ок-, -ик, -чик.  Разбор слов по составу.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ушк-.

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

Карта Успеха

Задание:

Баллы:

«Орфографическая минутка»

Образование новых слов с помощью суффиксов –енок-, -ёнок-, -ик.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ищ-, -к-, передающих разную оценку предметов.

Образование новых слов с помощью суффиксов –очк-, -ок-, -ик, -чик.  Разбор слов по составу.

Образование новых слов с помощью суффиксов –ушк-.

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»



Предварительный просмотр:

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

1) Допишите.

Суффикс – это

2)Какую роль он выполняет в слове? –

3)Соедините стрелочками.

-Какие суффиксы могут                  -к-, -ищ-, -ик-

придавать слову

уменьшительное значение?

-Какие суффиксы могут                     -енок-

придавать слову увеличительно-

пренебрежительное значение?

-Какие суффиксы образуют          -еньк-, -ёньк-,

названия лиц по профессии?               -ик

-Какие суффиксы

используются при образовании        -щик-, -ач-,

 названий детенышей животных?     -чик-, -ник-

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

1) Допишите.

Суффикс – это

2)Какую роль он выполняет в слове? –

3)Соедините стрелочками.

-Какие суффиксы могут                  -к-, -ищ-, -ик-

придавать слову

уменьшительное значение?

-Какие суффиксы могут                     -енок-

придавать слову увеличительно-

пренебрежительное значение?

-Какие суффиксы образуют          -еньк-, -ёньк-,

названия лиц по профессии?               -ик

-Какие суффиксы

используются при образовании        -щик-, -ач-,

 названий детенышей животных?     -чик-, -ник-

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

1) Допишите.

Суффикс – это

2)Какую роль он выполняет в слове? –

3)Соедините стрелочками.

-Какие суффиксы могут                  -к-, -ищ-, -ик-

придавать слову

уменьшительное значение?

-Какие суффиксы могут                     -енок-

придавать слову увеличительно-

пренебрежительное значение?

-Какие суффиксы образуют          -еньк-, -ёньк-,

названия лиц по профессии?               -ик

-Какие суффиксы

используются при образовании        -щик-, -ач-,

 названий детенышей животных?     -чик-, -ник-

Тест «Суффикс – его роль и значение в слове»

1) Допишите.

Суффикс – это

2)Какую роль он выполняет в слове? –

3)Соедините стрелочками.

-Какие суффиксы могут                  -к-, -ищ-, -ик-

придавать слову

уменьшительное значение?

-Какие суффиксы могут                     -енок-

придавать слову увеличительно-

пренебрежительное значение?

-Какие суффиксы образуют          -еньк-, -ёньк-,

названия лиц по профессии?               -ик

-Какие суффиксы

используются при образовании        -щик-, -ач-,

 названий детенышей животных?     -чик-, -ник-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Написание существительных с суффиксом -ИЩ-...

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-...

Учебно-методическая разработка урока по русскому языку "Образование сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной."

Презентация знакомит детей  с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной. Представлены практические задания....

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Образование имен прилагательных с помощью суффиксов» УМК "Перспектива" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Образование имѐн прилагательных с помощью суффиксов». Цели деятельности учителя: формирование умений образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов...

урок-проект русского языка "Как делаются слова. Что такое суффикс".

Знакомство со способом образования слов с помощью суффикса...