Открытый урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лысова Вера Фёдоровна

Конспект открытого урока в 3 классе "Непроизносимые согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neproiznosimye_soglasnye_v_korne_slova.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа 2100», 3 класс.

Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык. 3 класс»

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель: развитие умений писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного в корне слова, объяснять написание и графически обозначать.

Задачи :

  1. Обучающие:
  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы непроизносимая согласная в корне слова;
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  1. Развивающие :
  • развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
  • воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям.

         Оборудование: учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина  «Русский язык. 3 класс», компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Слайд 2  

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить.

По щелчку тут же появляется пожелание хорошего настроения.

      - Ребята, улыбнитесь друг другу. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

      - Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

- Урок русского языка. Какую цель вы поставите для себя вначале урока?

2.Минутка чистописания.

   - Какое сейчас время года? Нравится ли вам осень? (ответы детей)

Слайд 3

Осень. Природа тихая и утомленная.  

То мы видим ее сквозь прозрачную сетку дождя, с погасшими тусклыми красками,  

 Слайд 4

 то она вспыхнет в лучах недолгого осеннего солнца.

-Нашей гостьей сегодня будет Осень. ( по щелчку на слайде 6 появляется объект- гостья Осень)

 Слайд 5

Давайте пропишем букву о в соединении с другими буквами.

Оо оло оо

Унылая пора! Очей очарованье!.

- Почему так говорят? Когда так говорят?

Назовите известные орфограммы.

  1. Словарная работа.

- Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки.

-Прочитайте загадки, запишите отгадки. Один человек у доски записывает отгадки- словарные слова. Остальные работают в тетради.

Слайд 6.

  1. Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней….(помидор) (отгадка по щелчку)

 Слайд 7

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я….(капуста)

Слайд 8   

  1. В темном тереме девица,

Наверху ее косица.

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку)

Слайд 9   

  1. Длинный, зеленый,

Вкусен свежий и соленый.  (огурец)

Слайд 10   

  1. В темноте живу все лето,

Как солдат ,в мундир одета.

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире.   (картофель)

 Слайд 11   

  1. Круглое, румяное,

С дерева достану я.

На тарелку положу

«Кушай, мамочка»- скажу.  (яблоко)

Слайд 12.  

Молодцы! В подарок Осень дарит вам вот такие овощи и фрукты

 Слайд 13.

Без спорта - нет силы,

Без овощей и фруктов- здоровья.

- Ребята, а почему так необходимо чтобы в рационе питания у каждого человека было как можно больше овощей и фруктов? (ответы детей). Больше всего витаминов как раз и находится в овощах и фруктах.

По щелчку появляется предложение.  

Овощи и фрукты- полезные продукты! Орфографическая разминка: сколько слогов в слове продукты? Сколько букв в слове полезные? А звуков? Почему? Запишите это предложение в тетрадь.

  1. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне слова.

1.-Поработаем над словом капуста. Подберите однокоренные слова.

 Слайд 14 .

- Прочитайте слова «про себя», вслух.

- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов (дети на доске с характеристикой каждого звука, по щелчку появляется транскрипция этих слов) 

-Посчитайте количество букв и звуков. ( по щелчку появляется кол- во букв и звуков в каждом слове) Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится  звук т)

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)

Слайд 15.

      Непроизносимые согласные в корне слова.

- Зная тему урока, давайте дополним цель урока

Какие согласные могут быть непроизносимыми?

Слайд 16.

2.ДТВЛ

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв

СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ  

Слайд 17.

-Осень напоминает нам что необходимо отдохнуть нашим глазкам. Установка для учащихся: следите за появлением объектов.

3.Физминутка для глаз. «Дождик босиком»

4.Работа с деформированным предложением.

Слайд 18.

- А вот и те листья , что сорвались с дерева. Как видите листья необычные – на каждом листике слово. Составьте поговорку из этих слов. (Дети составляют поговорку.)

Проверка! Слайд 19

А теперь запишите ее в тетрадь.

- Есть ли в поговорке слова на наше сегодняшнее правило? Подчеркните сочетания которые нужно проверять.

Если стоит ненастная осень- будет дождливая весна.

5.Работа по учебнику

- В словаре В.И.Даля очень много пословиц, поговорок загадок о солнце. Найдите упр. 86, с.78 Прочитаем загадки, напишем отгадки, подобрать проверочные слова. Самостоятельно с последующей проверкой.( показать словарь В.И. Даля)

6.Устная работа

Слайд 20

- Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Назвать букву, и назвать проверочное слово. (по щелчку появляется сначала проверочное слово, затем по щелчку буква, которую необходимо вставить.)

гиган…ский         гигант

грус…ный         грусть

извес…ный         известие

мес…ный         место

наез…ник        езда

радос…ный         радость

ярос…ный         ярость

чес…ный         честь

7.Физминутка.

- Я называю слово, если в слове есть непроизносимая согласная-хлопаем, если нет-не хлопаем.

Песня, площадка, счастливый, парусные, устный.

8.Слайд 21

Самостоятельная работа

-Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник,

 косточка, лесник, тростник,

 участник, зарядка, земля, зависть,

соседка, яростный, устный

Слайд  22   

Коллективная проверка написанного.

IV.Подведение итогов урока.

  Слайд 23.

Пожелание ребятам Осени.

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

 

Молодцы!

- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

  1. Домашнее задание. 

Упр.79

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...