Конспект урока по русскому языку на тему "Число глаголов" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сыскова Дарья Александровна

Конспект урока по русскому языку на тему "Число глаголов" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_glagolov_1.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

ФИО учителя: Устьянцева Д.А

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Изменение глаголов по числам

Цели деятельности учителя:

  •  формирование умения определять число глаголов;
  • формирование умения изменять глаголы по числам.

Планируемые результаты:

   Предметные:

  • знать что такое глагол и его признаки;
  • уметь изменять глаголы по числам;
  • уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;
  • уметь ставить вопросы к глаголам.

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни;
  •  принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.  

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте ребята!

Чтобы хорошо учится,

С ленью нам не по пути,

К знаниям будем мы идти.

Ребята, настраиваемся на продуктивную работу.

Приветствие учителя

Слушать учителя

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Словесный: ответ ученика

Наглядный: презентация

7 мин

-Итак, давайте для начала проверим ваше домашнее задание.

-Маша выходи к доске рассказывай текст, который у тебя получился. Остальные внимательно слушаю и анализируют.

-Маша садись на место, открываем тетради записываем число, словарный диктант.

- Пишем красиво, спинки ровно. Незабываем подчеркивать орфограмму.

Одежда, пальто, платок, сапоги, квартира

компьютер, кровать, лестница, мебель, завтрак

обед, ужин, молоко

- Итак, давайте с вами проверим, написание слов.

Слушать задания

Выполнять задание

Писать слова

Одежда, пальто, платок, сапоги, квартира, компьютер, кровать, лестница, мебель, завтрак, обед, ужин, молоко

Сверять слова с эталоном на доске

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог 

Наглядный: презентация

4 мин

  -Прочитайте слова.

(Плывёт, читают, звенит, играют.)

— Чем они похожи? 

— Разделите слова на две группы. 

— По какому признаку вы разделили слова? 

-Как можно по-другому назвать, когда глагол обозначает действие одного предмета? А когда нескольких?

-Ребята, как вы думаете какова тема сегодняшнего урока?

-Какие цели мы перед собой поставим?

Слушать учителя

-Плывёт, читают, звенит, играют.

-Это глаголы

-1) Плывёт, звенит; 2) читают, играют.

-В первой группе глаголы, которые обозначают действия одного предмета, а во второй группе глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов.

-Единственное и множественное число.

-Число глаголов

- научиться изменять глаголы по числам; научится различать глаголы в единственном и множественном числе, уметь ставить вопросы к глаголам.

Р: планирование;

Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: диалог  

Физминутка

5 мин

1 ми

-Откройте учебник на странице 109 №189. Прочитайте, что нам нужно сделать в этом упражнении?

-Витя, прочитай стихотворение?

-Что с чем сравнивается в данном стихотворении?

 -Найдите однокоренные слова и скажи, какими частями речи они являются?

 

-В чем сходство и различие глаголов в первом предложении? Прочитайте первое предложение.

-Назовите глаголы в данном предложении?

-В чем сходства данных слов?

- В чем различия глаголов?

-Почему вы так решили?

-Отлично, а теперь немного отдохнём.  

Встаньте дружно из-за парт

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Поработаем ногами,

Раз, два, три!

Поработаем руками!

Раз, два, три!

Улыбнёмся: день хороший,

И похлопаем в ладоши.

Слушать учителя

-Прочитайте. Что с чем сравнивают в стихотворении?

-Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленные лягушки

Песенки поют.

Ёлка –сноп зелёных свечек,

Мох-зелёный пол.

И зелёненький кузнечик.

Песенку завёл…

-Елка сравнивается со снопом зеленых свечек, мох с зеленым полом.

-Однокоренные слова: зеленеют (глагол),зеленые ( прилагательное), зелененьких (прилагательное)

- Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

-Зеленеют, зеленеет

-Это глаголы

-В том, что слово зеленеют множественного числа. А зеленеет единственного.

-Потому что в словосочетании зеленеют опушки, говорится о действии нескольких предметов. А в словосочетании зеленеет пруд о действии одного предмета.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

Практический: упражнение

6 мин

- Открываем учебник на странице 109 №190

-Прочитайте задание

-По цепочки прочитайте пары глаголов. При этом объясняя различия пар и почему, вы так решили. Маша, начинай.

-Следующая пара.

-Ребята, как вы думаете почему пары имеют разные окончания ?

Слушать учителя

-Прочитайте. В чем различие каждой пары глаголов.

-Напишет-напишут ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

-Дружит –дружат ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

-Обидит-обидят( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

-Помнил-помнили ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

Плавала-плавала ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

Выросло-выросли ( ед.ч-мн.ч)Т.к в первом случае говорится о действии одного предмета, а во втором случае о действии нескольких предметов.

-Потому что одни глаголы обозначают действие одного предмета, а другие действия нескольких. От этого и разные окончания.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

5 мин

 -Влад, прочитай пожалуйста, правило на странице 109 для всего класса.

-Все верно, мы говорили, что единственно обозначает единственное и множественное число. Итак, на ваших столах лежат карточки, ваша задача найти глаголы, определить число глаголов и выделить окончание.

Они ждали прилета скворцов.
Птицы заняли свои новые дома.
Ребята повесили на деревья скворечники.
Скворцы появились неожиданно.

-Какое число глаголов встречаются в данном тексте.

-Давайте поставим вопросы, действительно ли глаголы стоят во множественном числе.

-Глаголы не изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали?

Они ждали прилета скворцов.
Птицы заняли свои новые дома.
Ребята повесили на деревья скворечники.
Скворцы появились неожиданно.

-Глаголы во множественном числе.

-Они (что делали?). Птицы (что делали?). Ребята (что сделали?) повесели. Скворцы( что сделали?) появились

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Практический: упражнение 

6 мин

-Откройте учебник на странице 110 №191.В парах подумайте, сколько предложений в данном тексте. Карандашом поставили точки.

-Маша и Вова, сколько предложений в тексте. Назовите их. Остальные проверяют.

-У кого не так? Хорошо, сейчас спишите, вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Укажите число глаголов.

-Обменялись работами со своим соседом по парте. Сравните с эталоном на доске.

Слушать учителя

Выполнять задание

-В траве трещат кузнечики. Скрипит жук. Воркуют дикие голуби. Стучит по деревьям дятлы. Пищат рябчики. Жужжит золотая пчелка. Поют певчие дрозды. Трещит сойка.  

В траве трещат (мн.ч) кузнечики. Скрипит (ед.ч) жук. Воркуют (мн.ч) дикие голуби. Стучит ( ед.ч)по деревьям дятлы. Пищат (мн.ч)рябчики. Жужжит (ед.ч) золотая пчелка. Поют (мн.ч) певчие дрозды. Трещит (ед.ч) сойка.  

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

4 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 110№193

-Давайте посмотрим, что вам нужно сделать в этом задание. Для начала вам нужно прочитать данное стихотворение, затем объяснить название данного стихотворения. Записать стихотворение по памяти, а также указать число глаголов.

-Итак, подведем итоге нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Какую особенность глаголов вы можете назвать, исходя из нашей темы?

- На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

 

Записывать домашнее задание

-Мы работали над темой: «Число глаголов» Я считаю, что цели урока были достигнуты.

- Глаголы не изменяются по числам

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

Р: давать оценку;

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...