Русский язык "Род имён существительных" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
урок во 2 классе по теме "Род имён уществительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sushch.2_klass.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 2 класс
Тема урока: Род имён существительных.
Цель урока:
сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи урока:
актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Тип урока: открытие нового знания.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода
существительного ;
- осознание практической важности определения морфологических
признаков части речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов
каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению
рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку
зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
I.
На уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успехов.
Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
Сегодня я искал, творил,
Знания свои я закрепил.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.
Минутка красивого письма.
Учитель: Красиво писать — красоту творить.
Учитель. Вот и мы начнем урок с красивого письма.
Минутка чистописания.
Предлагаю небольшое упражнение для формирования каллиграфического письма. Ваша задача - соблюдать размер, высоту, параллельность элементов букв, наклон.
Прочитаем дату (Чтение хором).
И дату напишем, соблюдай те же правила.
II. Словарно - орфографическая работа. .
- Отгадайте о каких словах я говорю и запишите слова в тетрадь.
1. От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила.
Жидкое, а не вода. (Молоко)
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла бела -
Треснул домик гладки».
Поскакали кто куда
Круглые ребятки (Горох)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (Картофель)
4.Сидит девица в темнице
А коса на улице. (Морковь)
5. Расселась барыня на грядке.
Оделась в пышные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
6. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые.
Любят меня детки. (Яблоко)
- Что общего в словах? (Это имена существительные)
III. Актуализация знаний.
(учитель читает стихотворение)
Мы очень любим называть
В грамматике предметы,
И на вопросы отвечать,
Ведь сами мы — ответы'.
Вопросы эти - "ЧТО?" и "КТО?"
Без них не может .жить никто!
А кто на них даёт ответ.
Тот называет вам предмет.
- О чем говорилось в этом стихотворении ? (об имени
существительном)
- Верно, мы продолжим разговор об имени существительном.
(Слайд № 6: Имя существительное)
- Что такое имя существительное? (Часть речи)
- Что обозначает имя существительное? (Предмет)
На какие вопросы отвечает? (Кто? Что'?)
Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевлённые)
Как называются слова, которые отвечают на вопрос что? (неодушеатённые)
Как изменяются имена существительные? (по числам —ед.ч. , мн.ч.)
IV. Сообщение темы и цели урока.
В русском языке очень много тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке раскрыть ешё одну тайну данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса - «?»
(на схеме ставлю знак вопроса)
Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные - собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевленные, единственного или множественного числа.
Грамматическая сказка.
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
•В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ:
«Кто придумает для моих слуг существительных знаки различия, тот будет награжден.»
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж. пусть будут мужского рола (туда попали слова: муж, дядя, стул...). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (.туда попали слова: жена, бабушка, весна.) A тe. что остались неопределенными, пусть будут среднего рода {такими стали: солнце, небо,,..)..,
Вот так появился род у существительных. С тех пор, королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет раатичия рода имен существительных.»
- На какие три группы делятся имена существительные? (Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род)
(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)
Род имён существительных.
Тема нашего сегодняшнего урока: Род имён существительных.
Из сказки вы узнали какого рода бывают имена существительные:
женского мужского среднего
Сегодня мы должны научиться определять род имени существительного. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет:
Женский род запомню я
Искажу: "Она -моя".
И запомню род мужской
И опять скажу "Он - мой ".
Средний род: "Оно —моё "
Это правило — твоё ',
- Какой же секрет у королевы?
Если к слову можно подставить слова она. моя — это сущ. женского рода. Например: роза (она. моя),
Если к слову можно подставить слова он, мой — это сущ. мужского рода. Например: клоун (он, мой) .
Если к слову можно подставить оно, моё — это сущ. среднего рода.Например: солнце ( оно, моё)
- Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам.
(три человека работают у доски)
м.р. ж.р.р. Ср.р.
(он, мой) (она, моя) (оно, моё)
горох морковь молоко
картофель капуста яблоко
- Как определить род имени существительного?
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся ( дети встают)
Больше спить не зaxomел (туловище влево.вправо)
Шевельнулся, потянулся, (встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и улетел ( руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется.
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)
- Ребята, давайте попробуем определить роя имён существительных из физминутки. (устно)
Цветок — он. мой - м.р.
Солнце — оно, мое - ср. р.
Бабочка - она, моя – ж.р.
- Как определить род имени существительного?
V. Закрепление пройденного материала.
1.Работа в парах
- Что вы видите на доске'.' (картинки на которых изображены предметы: корова, собака, медведь, заяц, малина, облако, сахар, яблоко, пенал, пальто, капуста, солнце, горох. молоко. Слайд )
- Какой частью речи являются слова, обозначающие данные предметы? (имя существительное)
Работая в парах, определите род этих имён существительных.
(Проверка)
2. Игра "Собери букет1'.
- У некоторых ребят на столе лежат цветы. На обратной стороне цветка написано задание. Загадку надо отгадать, слово нужно досказать, по описанию узнать предмет. Затем вы называете отгаданное слово, определяете его рол и ставите цветок в вазу. (Рисунки цветочных ваз находятся на доске, на 1 -й вазе указан мужской род. на 2-й женский род, на 3-й средний род)
Задания, записанные на цветках.
1. Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что-либо.(линейка)
2.Я землю копала, ничуть не устала. (лопата)
3.То я в клетку, то в.и линейку. Написать во мне сумей-ка. Можешь и нарисовать.
называюсь я.(тетрадь)
4.Сосуд, в котором кипятят волу или заваривают чай.(чайник)
5. Какой это мастер на окна нанес и листья и травы, и заросли роз?(мороз)
Помещение, где стоят машины.(гараж)
7.Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.(лук)
Ко дню рожденья Кате мама сшила______________
Съел сластена в воскресенье все вишневое _____________.
- Как можно проверить правильность выполнения данного упражнения?
В каждой вазе стоит по 3 разных цветка,
3.Индивидуальная работа по карточкам/
- У вас на партах лежат карточки, определите род имён существительных.
1 уровень:
Из предложений выписать имена существительные и определить род.
Вчера весь день шёл снег. Саша вышел во двор играть. А там стоит машина. Дворник кладёт снег на машину. Мальчик стал помогать ему,
(Снег. Саша. двор, машина, дворник. мальчик.)
уровень:
Из слов выбрать имена существительные и определить род.
Автобус, бежит, окно, белый, трактор, идёт, животное, ягода, холодный, кукла.
(Автобус, окно, трактор, животное, ягода, кукла.)
3 уровень. Определи род имён существительных.
Магазин, берёза, солдат, яблоко, дорога, солнце, снег, кукла, небо.
м. р. ж. р. ср. р,
магазин берёза яблоко
солдат дорога солнце
снег кукла небо
VI. Итог урока. Рефлексия,
- Что нового узнали об имени существительном? (грамматический признак- род)
Какого рола бывают имена существительные?
Как определить род имени существительного'.'
Давайте повторим секрет королевы.
Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.
Рефлексия.
На индивидуальных карточках ученики оценивают своё участие в уроке и уровень усвоения материала.
+++ - я участвовал в проведении урока, материал урока понял;
++ - я не участвовал в проведении урока, но материал понял;
+ - я участвовал в проведении урока, но материал не понял;
− - я не участвовал в проведении урока, материал урока не понял.
VII, Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в з классе "«Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе с презентацией. Тема: «Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке»...
Проверочная работа по русскому языку для 4 класса по темам "Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Проверочная работа в двух вариантах подходит к любому УМК....
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Урок русского языка в 4 классе (конкретизация способа действия). Тема : Определение склонения имён существительных в косвенных падежах Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2
Урок русского языка в 4 классе по теме:"Определение склонения имен сущесттвительных в косвенных падежах"...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества. Цель: изучение правил определе...