Рабочая программа по русскому языку. 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (Школа России). Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое плпнирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку. 1 класс (УМК "Школа России") | 78.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для учащихся 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы "Русский язык" /авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.– М.: Просвещение, 2014 г. ("Школа России"), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС, ООП НОО и учебным планом МОАУ "Моготская СОШ" на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом директора школы № 50-п от 30.05.2018 г.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса "Русский язык" в 1 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Количество часов в год – 165 (33 учебные недели)
Основным видом организации учебного процесса является – урок
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная
Учебник: Горецкий В. Г. Прописи. 1 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. — М.: Просвещение, 2018.
Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2018 г.
Виды и формы контроля
Виды контроля | Формы контроля |
Текущий контроль |
|
Тематический контроль |
|
Итоговый контроль |
Проект "Скороговорки" Проект "Сказочная страничка". |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Добукварный период
Пропись — первая учебная тетрадь. Правила письма.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Письмо овалов и полуовалов. Модели предложения. Знакомство с правилами оформления предложения на письме.
Рисование бордюров. Объединение предметов в группу по общему признаку.
Письмо длинных прямых наклонных линий.
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо).
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.
Строчная и заглавная буквы А, а. Слого-звуковой анализ слов со звуком [а]. Заглавная буква в именах собственных.
Строчная и заглавная буквы О, о. Слого-звуковой анализ слов со звуком [о]. Обозначение границ предложения на письме.
Строчная буква и. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и].
Заглавная буква И. Заглавная буква в именах собственных.
Строчная буква ы. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ы]. Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов.
Строчная и заглавная буквы У, у. Обозначение границ предложения на письме. Закрепление изученных звуков и букв.
Букварный период
Строчная и заглавная буквы Н, н. Слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’].
Строчная и заглавная буквы С, с. Деформированное предложение. Письмо под диктовку.
Заглавная буква С. Письмо слов с буквами С, с. Списывание с письменного шрифта.
Строчная и заглавная буквы К, к. . Письмо слогов и слов с буквами К, к. Повествовательная и восклицательная интонация.
Строчная и заглавная буквы Т, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквами Т, т.
Строчная и заглавная буквы Л, л. Обозначение интонации в письменной речи знаками "!", "?", ".". Оформление границ предложения.
Повторение и закрепление изученного. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта. Восстановление деформированного предложения.
Строчная и заглавная буквы Р, р. Письмо слогов и слов. Письменные ответы на вопросы.
Строчная и заглавная буквы В, в. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [в], [в’].
Строчная и заглавная буквы Е, е. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывание с письменного шрифта.
Строчная и заглавная буквы П, п. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы. Оформление границ предложения. Составление и запись текста из 2-3-х предложений.
Строчная и заглавная буквы М, м. Письмо элементов буквы М в широкой строке безотрывно. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов.
Строчная и заглавная буквы З, з. Слого-звуковой анализ слов со звуками [з], [з’]. Письмо слогов и слов с буквами З, з. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения.
Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку.
Строчная и заглавная буквы Б, б. Письмо слогов и слов с буквами Б, б. Различение единственного и множественного числа существительных. Списывание с печатного текста.
Строчная и заглавная буквы Д, д. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки. Оформление границ предложения. Списывание с печатного текста.
Строчная и заглавная буквы Я, я. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. Обозначение буквами а-я твёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме.
Написание слов, предложений с изученными буквами. Списывание с печатного текста.
Строчная и заглавная буквы Г, г. Слого-звуковой анализ слов со звуками. Списывание с печатного шрифта. Дополнение текстов своими предложениями.
Строчная буква ч. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Характеристика звука. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч.
Заглавная буква Ч. Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч. Правописание ча, чу.
Буква ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Вопросительные слова "кто?", "что?". Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного текста.
Письмо слогов и слов с изученными буквами. Письмо под диктовку изученных букв, слов, 1-2 предложений.
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Письмо слогов и слов. Правописание сочетаний жи, же. Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низко – ниже). Запись предложений, оформление границ.
Строчная буква ё. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Двойная роль йотированного ё в начале слова и после гласной. Образование существительных – названий детёнышей животных. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё.
Строчная и заглавная буквы Й, й. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета.
Строчная и заглавная буквы Х, х. Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Письмо слогов и слов с буквами Х, х. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово. Правописание имён собственных. Запись предложений, оформление границ.
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.
Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. Обозначение буквой ю мягкости предыдущего согласного.
Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Повторение изученного материала. Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку. Правописание гласных после ц. Запись текста по опорным словам.
Строчная и заглавная буквы Э, э. Указательные местоимения. Правописание сочетания жи. Работа над деформированным предложением. Обогащение представлений учащихся о мужских именах.
Строчная буква щ. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ. Дополнение слогов до полного слова. Письмо предложений с комментированием.
Заглавная буква Щ. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу.
Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф.
Строчные буквы ь, ъ. Слого-звуковой анализ слов, написанных с ь и ъ. Письмо слов с буквами ь, ъ. Списывание с письменного текста.
Контрольное списывание с печатного текста.
Послебукварный период
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.
Повторение изученного в букварный период.
Повторение изученного. Письмо слов, предложений .
Орфографическое оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости. Определение границ предложений в сплошном тексте.
Соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу
Ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного, омонимия имён нарицательных и имён собственных (клички животных).
Повторение изученного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы.
Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме.
Повторение тем "Слог", "Ударение".
Повторение лексического материала "Азбуки".
Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии.
Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике.
Комплексное повторение на материале слов темы "Люби всё живое".
Комплексное повторение слов и предложений на тему "Школа".
Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы "Природа".
Повторение материала по лексике на материале темы "Труд кормит, а лень портит".
Фонетический анализ слов, тренировка в характеристике звуков.
Итоговое занятие "Проверим себя и оценим свои достижения".
РУССКИЙ ЯЗЫК
Наша речь
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление).
Речь устная и речь письменная (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении.
Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова…
Слово. Роль слов в речи. Тематические группы слов.
Слова — названия предметов и явлений, слова — названия признаков предметов, слова — названия действий предметов.
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению. "Вежливые слова".
Слово и слог. Ударение
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.
Правила переноса слов (первое представление).
Ударение (общее представление). Способы выделения ударения.
Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов.
Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.
Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).
Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой "и краткое".
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Использование на письме мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным.
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).
Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.
Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т. д. (общее представление).
Повторение и обобщение изученного материала.
Контрольное списывание по теме "Повторение"
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам
Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам
Проект "Скороговорки"
Проект "Сказочная страничка".
"Предметные результаты освоения ООП НОО"
Родной язык:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Письменная речь
Выпускник научится:
- владеть техникой письма;
- выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;
Выпускник получит возможность научиться:
- в письменной форме отвечать на вопросы к тексту;
- составлять текст в письменной форме по плану/ключевым словам.
Языковая компетенция
Графика, каллиграфия
Выпускник научится:
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы родного алфавита;
- знать последовательность букв в алфавите, пользоваться чувашским алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- различать понятия буква и звук;
- отличать буквы от знаков транскрипции;
- списывать текст;
- применять основные правила чтения, читать и писать изученные слова родного языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
- осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;
- оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слов;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах разделительными ь и ъ.
Орфография
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- безошибочно списывать небольшие тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
- различать на слух и адекватно произносить все звуки родного языка, соблюдая нормы произношения звуков;
- характеризовать звуки родного языка (гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие; согласные звонкие и глухие);
- находить в тексте слова с заданным звуком;
- устанавливать количество и последовательность звуков в слове;
- различать на слух ударные и безударные гласные;
- сравнивать звуки родного и русского языков;
- соблюдать правильное ударение в изолированном слове;
- членить слова на слоги, определять в слове количество слогов.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять место ударения в слове;
- находить ударный и безударные слоги;
- соблюдать правильное ударение во фразе;
- членить предложения на смысловые группы;
- проводить звукобуквенный разбор слова самостоятельно;
- соблюдать интонацию перечисления;
- выразительно читать поэтические и прозаические тексты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА /1 класс/
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Развитие речи
Обучающийся научится:
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- определять тему и главную мысль текста;
- соотносить заголовок и содержание текста;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
- составлять текст по его началу и по его концу;
- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
- обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
- располагать заданные слова в алфавитном порядке;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
- определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
- на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
- иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
- подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему "Весна");
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
- устанавливать связь слов в предложении;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата | |
план | факт. | ||
I четверть – 42 часа | |||
1 | Пропись — первая учебная тетрадь. Правила письма | 03.09 | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 04.09 | |
3 | Письмо овалов и полуовалов. Модели предложения. Знакомство с правилами оформления предложения на письме. | 05.09 | |
4 | Рисование бордюров. Объединение предметов в группу по общему признаку. | 06.09 | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 07.09 | |
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 10.09 | |
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). | 11.09 | |
8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 12.09 | |
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | 13.09 | |
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 14.09 | |
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 17.09 | |
12 | Строчная и заглавная буквы А, а. Слого-звуковой анализ слов со звуком [а]. Заглавная буква в именах собственных | 18.09 | |
13 | Строчная и заглавная буквы О, о. Слого-звуковой анализ слов со звуком [о]. Обозначение границ предложения на письме. | 19.09 | |
14 | Строчная буква и. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. | 20.09 | |
15 | Заглавная буква И. Заглавная буква в именах собственных. | 21.09 | |
16 | Строчная буква ы. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ы]. Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов | 24.09 | |
17 | Строчная и заглавная буквы У, у. Обозначение границ предложения на письме. Закрепление изученных звуков и букв. | 25.09 | |
18 | Строчная и заглавная буквы Н, н. Слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. | 26.09 | |
19 | Строчная и заглавная буквы С, с. Деформированное предложение. Письмо под диктовку. | 27.09 | |
20 | Заглавная буква С. Письмо слов с буквами С, с. Списывание с письменного шрифта. | 28.09 | |
21 | Строчная и заглавная буквы К, к. . Письмо слогов и слов с буквами К, к. Повествовательная и восклицательная интонация | 01.10 | |
22 | Строчная и заглавная буквы Т, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов. | 02.10 | |
23 | Строчная и заглавная буквы Т, т. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквами Т, т. | 03.10 | |
24 | Строчная и заглавная буквы Л, л. Обозначение интонации в письменной речи знаками "!", "?", ".". Оформление границ предложения. | 04.10 | |
25 | Повторение и закрепление изученного. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта. Восстановление деформированного предложения. | 05.10 | |
26 | Строчная и заглавная буквы Р, р. Письмо слогов и слов. Письменные ответы на вопросы. | 08.10 | |
27 | Строчная и заглавная буквы В, в. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [в], [в’] | 09.10 | |
28 | Строчная и заглавная буквы Е, е. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывание с письменного шрифта. | 10.10 | |
29 | Строчная и заглавная буквы П, п. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы. | 11.10 | |
30 | Строчная и заглавная буквы П, п. Оформление границ предложения. Составление и запись текста из 2-3-х предложений. | 12.10 | |
31 | Строчная и заглавная буквы М, м. Письмо элементов буквы М в широкой строке безотрывно. | 15.10 | |
32 | Строчная и заглавная буквы М, м. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов. | 16.10 | |
33 | Строчная и заглавная буквы З, з. Слого-звуковой анализ слов со звуками [з], [з’]. Письмо слогов и слов с буквами З, з. | 17.10 | |
34 | Строчная и заглавная буквы З, з. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. | 18.10 | |
35 | Строчная и заглавная буквы З, з. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку. | 19.10 | |
36 | Строчная и заглавная буквы Б, б. Письмо слогов и слов с буквами Б, б. | 22.10 | |
37 | Строчная и заглавная буквы Б, б. Различение единственного и множественного числа существительных. | 23.10 | |
38 | Строчная и заглавная буквы Б, б. Списывание с печатного текста. | 24.10 | |
39 | Строчная и заглавная буквы Д, д. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. | 25.10 | |
40 | Строчная и заглавная буквы Д, д. Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки. | 26.10 | |
41 | Заглавная буква Д. Оформление границ предложения. Списывание с печатного текста. | 29.10 | |
42 | Строчная и заглавная буквы Я, я. Обозначение буквой я мягкости пре-дыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | 30.10 | |
II четверть – 40 часов | |||
43 | Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | 06.11 | |
44 | Строчная и заглавная буквы Я, я. Обозначение буквами а-я твёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме. | 07.11 | |
45 | Строчная и заглавная буквы Я, я. Обозначение буквами а-я твёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме. | 08.11 | |
46 | Написание слов, предложений с изученными буквами. Списывание с печатного текста. | 09.11 | |
47 | Строчная и заглавная буквы Г, г. Слого-звуковой анализ слов со звуками | 12.11 | |
48 | Строчная и заглавная буквы Г, г. Списывание с печатного шрифта. Дополнение текстов своими предложениями. | 13.11 | |
49 | Строчная буква ч. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Характеристика звука. | 14.11 | |
50 | Строчная буква ч. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч. | 15.11 | |
51 | Заглавная буква Ч. Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч. Правописание ча, чу. | 16.11 | |
52 | Буква ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. | 19.11 | |
53 | Буква ь. Вопросительные слова "кто?", "что?". Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к- | 20.11 | |
54 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Правописание сочетания ши. | 21.11 | |
55 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного текста. | 22.11 | |
56 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Письмо под диктовку изученных букв, слов, 1-2 предложений. | 23.11 | |
57 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Письмо слогов и слов. Правописание сочетаний жи, же. | 26.11 | |
58 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низко – ниже). Запись предложений, оформление границ. | 27.11 | |
59 | Строчная буква ё. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Двойная роль йотированного ё в начале слова и после гласной. | 28.11 | |
60 | Строчная буква ё. Образование существительных – названий детёнышей животных. | 29.11 | |
61 | Заглавная буква Ё. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. | 30.11 | |
62 | Строчная и заглавная буквы Й, й. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. | 03.12 | |
63 | Строчная и заглавная буквы Х, х. Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Письмо слогов и слов с буквами Х, х. | 04.12 | |
64 | Строчная и заглавная буквы Х, х. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово. Правописание имён собственных. | 05.12 | |
65 | Строчная и заглавная буквы Х, х. Запись предложений, оформление границ. | 06.12 | |
66 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 07.12 | |
67 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. | 10.12 | |
68 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Обозначение буквой ю мягкости предыдущего согласного. | 11.12 | |
69 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Повторение изученного материала. | 12.12 | |
70 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Повторение изученного материала. Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку. | 13.12 | |
71 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. Правописание гласных после ц. Запись текста по опорным словам. | 14.12 | |
72 | Строчная и заглавная буквы Э, э. Указательные местоимения. Правописание сочетания жи. | 17.12 | |
73 | Строчная и заглавная буквы Э, э. Работа над деформированным предложением. Обогащение представлений учащихся о мужских именах. | 18.12 | |
74 | Строчная буква щ. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ. | 19.12 | |
75 | Строчная буква щ. Дополнение слогов до полного слова. Письмо предложений с комментированием. | 20.12 | |
76 | Заглавная буква Щ. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. | 21.12 | |
77 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. | 24.12 | |
78 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф | 25.12 | |
79 | Контрольное списывание с печатного текста. | 26.12 | |
80 | Строчные буквы ь, ъ. Слого-звуковой анализ слов, написанных с ь и ъ. Письмо слов с буквами ь, ъ. | 27.12 | |
81 | Строчные буквы ь, ъ. Письмо слов с буквами ь, ъ. Списывание с письменного текста. | 28.12 | |
82 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 29.12 | |
III четверть – 45 часов | |||
83 | Повторение изученного в букварный период. | 14.01 | |
84 | Повторение изученного. Письмо слов, предложений . | 15.01 | |
85 | Повторение изученного. Письмо слов, предложений. | 16.01 | |
86 | Орфографическое оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости | 17.01 | |
87 | Орфографическое оформление границ предложений. Определение границ предложений в сплошном тексте. | 18.01 | |
88 | Соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | 21.01 | |
89 | Соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | 22.01 | |
90 | Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу | 23.01 | |
91 | Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу | 24.01 | |
92 | Ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного, омонимия имён нарицательных и имён собственных (клички животных) | 25.01 | |
93 | Ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного, омонимия имён нарицательных и имён собственных (клички животных) | 28.01 | |
94 | Повторение изученного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы | 29.01 | |
95 | Повторение изученного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы | 30.01 | |
96 | Повторение изученного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы | 31.01 | |
97 | Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме | 01.02 | |
98 | Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме | 04.02 | |
99 | Повторение тем "Слог", "Ударение" | 05.02 | |
100 | Повторение тем "Слог", "Ударение" | 06.02 | |
101 | Повторение лексического материала "Азбуки" | 07.02 | |
102 | Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии | 08.02 | |
103 | Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии | 11.02 | |
104 | Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии | 12.02 | |
105 | Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике | 13.02 | |
106 | Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике | 14.02 | |
107 | Комплексное повторение на материале слов темы "Люби всё живое" | 15.02 | |
108 | Комплексное повторение слов и предложений на тему "Школа" | 18.02 | |
109 | Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы "Природа" | 26.02 | |
110 | Повторение материала по лексике на материале темы "Труд кормит, а лень портит" | 27.02 | |
111 | Фонетический анализ слов, тренировка в характеристике звуков | 28.02 | |
112 | Фонетический анализ слов, тренировка в характеристике звуков | 01.03 | |
113 | Итоговое занятие "Проверим себя и оценим свои достижения" | 04.03 | |
114 | Итоговое занятие "Проверим себя и оценим свои достижения" | 05.03 | |
115 | Контрольное списывание по теме "Повторение" | 06.03 | |
116 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). | 07.03 | |
117 | Речь устная и речь письменная (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа. | 11.03 | |
118 | Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. | 12.03 | |
119 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. | 13.03 | |
120 | Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) | 14.03 | |
121 | Слово. Роль слов в речи. Тематические группы слов. | 15.03 | |
122 | Слова — названия предметов и явлений, слова — названия признаков предметов, слова — названия действий предметов. | 15.03 | |
123 | Слова однозначные и многозначные (общее представление). | 18.03 | |
124 | Слова, близкие и противоположные по значению. | 19.03 | |
125 | Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам | 20.03 | |
126 | "Вежливые слова". | 21.03 | |
127 | Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги. | 22.03 | |
IV четверть – 38 часов | |||
128 | Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги. | 01.04 | |
129 | Правила переноса слов (первое представление) | 02.04 | |
130 | Правила переноса слов (первое представление) | 03.04 | |
131 | Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. | 04.04 | |
132 | Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. | 05.04 | |
133 | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. | 08.04 | |
134 | Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки | 09.04 | |
135 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 10.04 | |
136 | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. | 11.04 | |
137 | Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. | 12.04 | |
138 | Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. | 15.04 | |
139 | Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. | 16.04 | |
140 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. | 17.04 | |
141 | Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 18.04 | |
142 | Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 19.04 | |
143 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. | 22.02 | |
144 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). | 23.04 | |
145 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). | 24.04 | |
146 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). | 25.04 | |
147 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | 25.04 | |
148 | Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. | 26.04 | |
149 | Буквы, обозначающие согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. | 29.04 | |
150 | Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой "и краткое". | 30.04 | |
151 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 06.05 | |
152 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. | 07.05 | |
153 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. | 08.05 | |
154 | Использование на письме мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным | 13.05 | |
155 | Использование на письме мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным | 14.05 | |
156 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 15.05 | |
157 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 16.05 | |
158 | Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 17.05 | |
159 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). | 20.05 | |
160 | Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект "Скороговорки". | 21.05 | |
161 | Правило правописания сочетаний чк, чн, чт. | 22.05 | |
162 | Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | 23.05 | |
163 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т. д. (общее представление). | 24.05 | |
164 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т. д. (общее представление). Проект "Сказочная страничка". | 27.05 | |
165 | Повторение и обобщение изученного материала | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...