Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Эмоциональный настрой 1 – 2 мин .
| СЛАЙД № 1 Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок! СЛАЙД № 2 - Наш урок сегодня пройдёт под девизом: «Хочу всё знать!» - Посмотрите на слайд и скажите, кто эти люди? Назовите их имена. - Вспомните, пожалуйста, чем прославились эти люди? - У вас на столах карточки, которые помогут вам вспомнить об их исследованиях.
-Кто основатель нашего музея? - Составил родословное древо? - Мы с вами сегодня тоже будем исследователями.
- Кто такой исследователь?
СЛАЙД № 3 - Сегодня мы проведём свои исследования на уроке русского языка. Всем желаю успехов! Помните: «Исследование создаёт новое знание». - По какому плану мы будем работать на уроке? |
Ведут диалог с учителем.
Очиров Ц-Н.О
Выбирают карточку с ответом.
- В нашем селе есть улица Очирова.
- Исследователь – это человек, создающий или открывающий новые знания.
Называют план работы. - Повторяем то, что знаем. - Определяем тему, ставим учебные задачи. - Решаем проблему. - Отдыхаем. - Применяем новые знания. - Подводим итоги. - Получаем домашнее задание. | Личностные: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию (самоопределение).
Личностные: - гражданская идентичность в форме чувства сопричастности и гордости за исследователей, их вклад на благо своей Родины (самоопределение); - мотивация учебно-познавательной деятельности (смыслообразование).
Познавательные: - анализировать информацию (информационные).
Личностные: - организованность себя на выполнение поставленной задачи, формирование ценных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение). Регулятивные: - применяют установленные правила в планировании урока (планирование). Познавательные: - применяют и представляют информацию – план урока (информационные).
|
II. Актуализация знаний 4 – 5 мин
| - Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте загадку: СЛАЙД № 4 … рост, … хвост, … шубка, … зубки. - Посмотрите на экран. Как называется такой текст? - Что за слова написаны? Докажите.
| Читают запись на слайде: … рост, … хвост, … шубка, … зубки.
Ведут диалог с учителем. - Деформированный и его надо восстановить. - Имена существительные. Они отвечают на вопрос Что? и обозначают предмет. |
Познавательные: - понимать вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме (информационные).
|
III. Формулирование проблемы, постановка цели 4 – 5 мин
| - На уроке работает 2 группы исследователей. Ваша задача подобрать подходящие по смыслу слова и вставить их в загадку. - Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь? - Прочитайте загадку.
- Кто это? СЛАЙД № 4 - Какие слова помогли отгадать загадку? - Почему эти слова помогли отгадать загадку? - Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? - Сформулируйте тему урока.
СЛАЙД № 5 - Давайте определим учебные задачи нашего урока.
СЛАЙД № 6 Я хочу узнать …
Я хочу научиться … - А ещё, ребята, нам надо выяснить, какую роль в речи играют имена прилагательные. | Работа в группах. (2 группы по четыре человека).
- Конечно, помогли. Загадку читает группа, справившаяся первой с заданием. - Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (Если у других групп такие же слова, то они не читают.) - Мышка. - Маленький, длинный, серая, острые. - Потому что они указывают на признаки предмета. - Имя прилагательное.
- Имя прилагательное и его роль в речи.
- Особенности имени прилагательного как части речи. - Как изменяются имена прилагательные. - С какой частью речи оно связано. - Находить имена прилагательные в речи. | Коммуникативные: - определять общую цель и пути её достижения в совместной деятельности (планирование учебного сотрудничества); - осуществлять взаимный контроль (управление коммуникацией). Познавательные: - узнавать, определять и называть части речи (общеучебные). Регулятивные: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (контроль и самоконтроль). Познавательные: - самостоятельно формулировать тему урока, определять учебные задачи (общеучебные). Личностные: - осознавать свою учебную задачу; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе (самоопределение). |
IV. Поиск решения проблемы. (Открытие новых знаний.) 7 – 8 мин
Групповая работа
Индиви работа | - Посмотрите на СЛАЙД № 7.
Эта схема постепенно будет заполняться по ходу ваших исследований на уроке. 1) Минутка красивого письма - Начинаем исследования. Открыли свои исследовательские журналы, записали дату. 2) Наблюдение над признаками имён прилагательных. - У каждого из вас есть «Лист достижений». После исследования оцениваете свою деятельность отметкой в «Листе достижений» без напоминания.
- Проверим результаты исследования. Сравните свои словосочетания со слайдом. СЛАЙД № 8 - Что обозначают слова, благодаря, которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь? - Какой частью речи они являются? - С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? - Какой вывод вы сделали? СЛАЙД № 9 - Вы отлично справились с первым исследованием.
| Имя прилагательное
Работа в группах. Каждая группа выбирает карточку с заданием. Узнайте кто или что это по описанию. Запишите в тетради. Любимая, дорогая, заботливая … Большая, дружная, счастливая … Серая, хмурая, тяжёлая … Верный, надёжный, преданный … Сделайте вывод. | Узнайте кто или что это по описанию. Запишите в тетради. Косой, слабый, трусливый … Ясная, холодная, пасмурная … Солнечный, тёплый, весёлый … Косолапый, неуклюжий, бурый … Сделайте вывод. | Узнайте кто или что это по описанию. Запишите в тетради. Серый, хищный, жадный … Яркое, жгучее, круглое … Рыжая, хитрая, ловкая … Быстрый, звонкий, журчащий … Сделайте вывод. |
Учащиеся сравнивают выполненное задание с эталоном.
Ведут диалог с учителем -
Они обозначают признак предмета.
- Именами прилагательными. - Характеризуют признаки предмета.
Вывод: имена прилагательные обозначают признак предмета. (На слайде появляется первая часть схемы.) |
Личностные: - готовность и способность к саморазвитию (самоопределение); - проявление интереса к поставленной проблеме (смыслообразование). Регулятивные: - участвовать в учебном диалоге; - аргументировать свою точку зрения (осуществление учебных действий); - принять учебную задачу (целеполагание). Познавательные: - выявить роль имён прилагательных в речи (общеучебные); - подводить под понятие на основе выделения существенных признаков (общеучебные); - воспринимать и преобразовывать полученную информацию (информационные). Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи (взаимодействие); - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (планирование учебного сотрудничества); - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь (управление коммуникацией).
Регулятивные: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (контроль и самоконтроль). - выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить (планирование); - использовать речь для регуляции своего действия (осуществление учебных действий); - соотносить известное, усвоенное и то, что ещё неизвестно (целеполагание).
|
V. Физминутка. Зрительная гимнастика 2 – 3 мин
Здоровьесберегающие технология Смена деятельности | - Исследователи устали, им необходимо отдохнуть.
| Выполняют физминутку со зрительной гимнастикой. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движения Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся - что такое? И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно, Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ! | Личностные: - готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения (самоопределение); - осознавать ответственность за сохранение своего зрения (самоопределение).
|
VII. Продолжение работы по открытию новых знаний
Индивидуальная работа | Постановка проблемы - Отдохнули. Теперь приступаем ко второму исследованию. - У вас в исследовательских журналах задания. Каждая исследовательская группа получает. Задания указаны на исследовательских листах.
СЛАЙД № 10
- По каким признакам вы распределили слова?
- Какой вывод вы сделали по исследованию? СЛАЙД № 11 - Молодцы, вы справились и со вторым исследованием. |
Учащиеся должны распределить словосочетания по вопросам: какой? какая? какое? какие? Распределяют словосочетания по вопросам: ранняя весна, нежные подснежники, тёплое солнышко, берёзовый сок, весеннее настроение, зелёная травка, солнечные лучи, ясный денёк.
- По вопросам какой? какая? какое? какие? Читают словосочетания по вопросам.
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (На слайде появляется вторая часть схемы.) | Познавательные: - анализ и обработка полученных заданий (информационные); - классификация прилагательных по вопросам; - подведение под вопрос на основе выделения существенных признаков; - построение вывода (логические). Коммуникативные: - определять общую цель и пути её достижения (управление коммуникацией); - формулировать свои затруднения (инициативное сотрудничество); - задавать вопросы (взаимодействие). - применять изученные правила, пользоваться освоенными закономерностями (общеучебные). Регулятивные: - осуществлять само- и взаимоконтроль (контроль). |
VIII. Применение знаний 4 – 5 мин
Групповая работа | - Давайте вспомним, почему имена существительные получили такое название? - А что означает слово прилагательное? (Предположения детей) - К чему оно прилагается? - Давайте, это исследуем. - Третье исследование заключается в следующем: у групп по четыре объекта (картинки) для исследования. Каждый из вас выбирает одну картинку и подбирает к предмету характерные признаки. Запись ведёте в исследовательских журналах. Кто первый справится с заданием, помогает другим сотрудникам группы.
- Проверим, что у вас получилось. Зачитываем словосочетания по одному от каждой группы.
- Так к чему прилагается имя прилагательное? Сделайте вывод. - Правильно, юные исследователи, имя прилагательное связано с именем существительным. СЛАЙД № 12 | - Потому что они обозначают всё то, что существует.
- Значит прилагается.
По четыре картинки у каждой группы.
Группы по очереди читают признаки одного предмета: тюльпаны (какие?) …; яблоко (какое?) …; ёжик (какой?) …; чайка (какая?) … . Вывод: имя прилагательное прилагается к имени существительному. (На слайде появляется третья часть схемы.)
| Личностные: - организовать себя на выполнение поставленной задачи (самоопределение). Познавательные: - осознанно строить ответ на вопрос (общеучебные). - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (планирование). Коммуникативные: - договариваться о распределении заданий в совместной деятельности (планирование учебного сотрудничества); - осуществлять взаимный контроль (управление коммуникацией). Познавательные: - вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (коррекция); - обобщать по заданным критериям, строить вывод (логические). |
Индив работа
Групповая работа | - Приступаем к четвёртому исследованию. Возьмите исследовательский лист.
- Прочитайте свои исследования. - Что вы вывели в ходе этого исследования? Сделайте вывод.
- Исследование не закончилось. Теперь поработайте в парах. Сначала выполните задание самостоятельно, потом обсудите друг с другом и сделайте вывод. - Прочитаем, что получили в ходе работы. - Какой вывод вы сделали?
СЛАЙД № 13 - Схема готова. Что вы открыли в ходе исследований об имени прилагательном? | Задания на карточках. Запишите прилагательные во второй столбик. Птицы Птица перелётные _________ певчие _________ красивые _________ Сделайте вывод. Учащиеся читают прилагательные. Вывод: имена прилагательные изменяются по числам. Учащиеся работают самостоятельно, потом обсуждают и делают вывод. Подберите из скобок подходящее имя существительное. Запишите словосочетания. Весенний (листва, дни, ручеёк, солнышко). Голубое (небо, простор, лента, колокольчики). Сделайте вывод. Учащиеся читают словосочетания. Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (На слайде появляется четвёртая часть схемы.) Учащиеся рассказывают об имени прилагательном. | Личностные: - организовать себя на выполнение поставленной задачи (самоопределение); - договариваться, находить общее решение практической задачи (нравственно-этическая ориентация). Познавательные: - применять правило и пользоваться освоенными закономерностями (общеучебные); - сравнивать, анализировать и строить рассуждения, делать выводы (логические); - поиск и выделение необходимого существительного из предложенных (логические). Регулятивные: - осуществлять само- и взаимоконтроль (контроль). Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль (управление коммуникацией); - строить монологические высказывания (взаимодействие);
|
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение 4 – 5 мин
групповая | – Вы замечательные исследователи. Теперь вам необходимо применить знания, полученные в ходе исследований. - Прочитайте текст на экране. Наступила весна. Светит солнце. Тает снег. Журчат ручьи. - О чём текст?
- Чего не достаёт в тексте?
- Какова ваша задача?
- Прочитаем текст с прилагательными.
- Что произошло с текстом?
- Какой сделаете вывод? СЛАЙД № 14 - Решили ли мы учебные задачи? |
Учащиеся по цепочке читают текст на экране. - О весне.
- Прилагательных.
- Добавить подходящие по смыслу имена прилагательные.
Читают текст с именами прилагательными.
Наступила ранняя весна. Светит ласковое солнце. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. - Текст стал красивее, ярче, выразительнее.
Вывод: прилагательные делают текст красивым, ярким, выразительным. - Решили. | Познавательные: - применять правило и пользоваться освоенными закономерностями (общеучебные); - устанавливать причинно-следственные связи (логические); - подбирать подходящие по смыслу прилагательные (логические). Личностные: - применять полученные знания при выполнении теста. Коммуникативные: - обращаться за помощью к партнёру (инициативное сотрудничество). Регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату (контроль и самоконтроль); - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (оценка).
|
VIII. Итог урока 1 мин
| – Закончились исследования. Подведём итоги. – Я исследовал … – В ходе исследований я узнал, что …
- Имя прилагательное связано … - Оно изменяется … - Прилагательные делают нашу речь …
| Учащиеся подводят итог, заканчивая предложения. – Имя прилагательное. – Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?. – С именем существительным. – По числам и родам. – Яркой, красочной, выразительной, живописной … | Регулятивные: - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (оценка); - выделять и формулировать то, что усвоено на уроке (оценка). Познавательные: - передача полученных знаний устным способом (информационные); - структурирование учебного материала (логические). Личностные: - осознание необходимости учебного материала для использования их в жизни (самоопределение). |
IX. Рефлексия 2 – 3 мин
| - Пользуясь полученными знаниями, составьте, пожалуйста, словосочетания, которые соответствуют нашему уроку. СЛАЙД 15 УРОК (какой?) …
НАСТРОЕНИЕ (какое?) …
УЧЕНИКИ (какие?) …
УЧИТЕЛЬНИЦА (какая?) …
- Поставьте итоговую отметку в «Листе достижений». СЛАЙД 16 | Учащиеся высказываются.
- Интересным, познавательным, новым, важным, нужным, полезным и т. д.
- Отличное, прекрасное, чудесное, хорошее. - Активные, умные, способные, любознательные, дружные, трудолюбивые. - Добрая, весёлая, честная, умная, старательная. Самооценка.
| Регулятивные: - актуальный рефлексивный контроль Личностные: - адекватная самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности (смыслообразование). Познавательные: - оценивать процесс и результат деятельности (смыслообразование).
|
X. Домашнее задание | - Домашнее задания на карточке. Из трёх разноуровневых заданий выберите то, которое вам под силу. | Получают карточки с заданиями. | Личностные: - применять полученные знания при выполнении домашнего задания. |