Открытый урок русский язык в 4 классе "Роль глаголов в речи, предложении"
план-конспект урока (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе "Роль глаголов в речи, предложении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl_rol_glagolov_v_rechi_predlozhenii.rar | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Роль глаголов в речи, предложении»
Цель урока: Актуализация знаний об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение
Задачи урока:
образовательные:
- Формировать умения систематизировать полученные знания;
Совершенствовать умение определять часть речи глагол, его морфологические признаки;
- анализировать, проводить обобщения, делать выводы;
развивающие:
- формировать нове способы действий, обучать работе по плану;
- развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, познавательную активность, память и связную речь обучающихся
воспитательные
- воспитывать у детей самоконтроль за монологической речью;
- воспитывать внимательное отношение к окружающим;
- воспитывать умение слушать друг друга.
- установить связь с жизненным опытом ребенка
Планируемые результаты: предметные (ученик научится / ученик получит возможность научиться), личностные и метапредметные.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- распознавать глаголы и определять роль глагола в языке, объяснять их лексическое значение
- научатся ориентироваться в своих знаниях
- находить ответы на поставленные вопросы в изучаемой теме
- научатся использовать жизненный опыт,
- извлекать информацию из дополнительных источников.
Личностные
Обучающиеся смогут осознавать:
- мотивационную основу учебной деятельности;
- эстетическую ценность руського языка;
- уважительное отношение к родномуязыку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту руського язика как явления национальной культуры;
- социальную, практическую и личностную значимость ученого материала;
- потребность норм поведения и правил при выполнении игрового задания
- способность принять решение в социальном выборе
Метапредметные
- способность использовать родной язик как средство получения знаний по другим учебным дисциплинам;
- применение полученных знаний, умений и явлений на межпредметном уровне (на уроках окружающего мира, литературного чтения, ОРКСЭ и др..)
ФормируемыеУУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные
Познавательные:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- Осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме
- Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- Синтез, подведение под понятие
Регулятивные:
- Постановка учебной задачи;
- Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- Оценивание качества и уровня усвоения материала
- Планирование своей деятельности в соответствии с целью урока,
- внесение корректив в план действий.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- умение понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.
Задания | Действия учителя | Действия ученика |
1.Создание атмосферы сотрудничества и доверия: «Релаксация». 2.Формулировка темы и цели урока самостоятельно. 3. Развитие каллиграфическ ого навыка: минутка чистописания. 4.Наблюдение над ролью глаголов в речи. 5.Физ. минутка 6.Роль глаголов в построении предложений. 7.ЗакреплениеРабота в учебнике упр.145 8. Резерв 9.Итог урока. 10.Рефлексия. 11.Дом. задание. | - Ребята! Закройте глаза и прослушайте отрывок из муз. произвед. Чайковского «Щелкунчик». - А теперь постарайтесь передать своё эмоциональное состояние, чувства, которые вы испытали во время слушания, употребив только глаголы. - Почему именно глаголы помогли передать ваши ощущения? Слайд 2. - К нашему уроку я подобрала эпиграф: - "Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи". А. Югов. - Таково мнение писателя Алексея Югова. - А как вы понимаете смысл этих слов? Слайд 3. - Какова же тема нашего урока? - Сформулируйте цели, которые поставили перед собой. - На протяжении всего урока вы будете заполнять лист самоконтроля. Каждое выполненное задание оцениваете и ставите соответствующий балл в колонку «Моя самооценка». В конце урока я соберу эти листы и поставлю за ваши задания баллы в колонку «Оценка учителя», а затем мы сравним наши оценки и проверим, правильно ли вы оцениваете свои достижения. - Оцените, как вы определили тему и цели урока. Поставьте соответствующий балл в 1 стр - Запишем в тетрадях число, Классная работа с комментированием. (На доске написано предложение: Лера видела в лесу настоящую лису.) - Прочитаем предложение. - Чтобы отгадать букву минутки чистописания, послушаем её характеристику: - Эта буква согласная. - Она обозначает звонкий звук. - Она является суффиксом в глаголах прошедшего времени. - В данном предложении она встречается 4 раза. Слайд 4. - Пропишем заглавную и строчную Л одну строку. - На следующей строке запишите предложение. - Выполним синтаксический разбор. - На какой вопрос отвечает глагол? - Каким членом в предложении является? - Отметьте в листе самоконтроля свой результат. - Что обозначает глагол? - На самом деле обозначать действие может и существительное. - Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы. - Выясним, какова его роль в речи? Слайд 5. 1. Работа с текстами. - Прочитаем тексты на экране. - Сравним их. - Что общего между ними? - Чем они отличаются? - Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа? - Какова роль глагола в нашей речи? 2. Работа по учебнику - Откройте учебник на стр. 68. Найдите упр. 139. -О чем может идти речь в тексте, к которому выполнена иллюстрация? - Прочитаем стихотворение. Кто написал это произведение? - С помощью каких частей речи Елена Благинина рисует картину весеннего дня? - Почему она использовала глаголы? - Найдите их в тексте, работаем в парах. - Какая пара готова? - Прочитайте свои глаголы. - По каким признакам определили глаголы? - Запишем эти слова в тетрадь. (у доски) - Как различаются глаголы? (по временам) - Как определить время глаголов? - Определите в каком времени употребляются данные глаголы? -Какие ещё грамматические признаки глаголов вам известны? (по числам) - Как определить число глаголов? - Определите в каком числе употребляются эти глаголы? - Изменяются глаголы по родам? - Какой сделаем вывод? - Оцените, как справились с данным заданием. - Поставьте оценку во 2-ю строку. - Я буду называть действия, а вы их выполнять. Встаньте, хлопайте, Топайте, прыгайте, Шагайте, поворачивайтесь Хлопайте, топайте, Прыгайте, стойте. Вдохните, выдохните, Садитесь. - С помощью слов какой части речи нам удалось провести физ. минутку? - Это ещё раз доказывает, что глаголы – большие труженики, они всегда что-то делают. Слайд 6. - А сможем ли мы обойтись без них? -Предлагаю проверить. - Рассмотрите картинку, попробуйте безглаголов описать, что на ней изображено. -Получилось? Попробуйте прочитать текст на доске без глаголов. ………….. долгожданная зима. …………. первый снег. Дети ………… на улицу. Они ………. снеговика. У Миши ………. пальцы. Яша ….. ему рукавицы. Весело …. время дети. (Наступила, выпал, лепят, выбежали, замёрзли, дал, проводят - Смогли узнать из этого текста о чем идет речь? (Нет) - Как «оживим» текст? -Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы. Прочитайте предложения. -Что скажете теперь? Можем ли мы обойтись без глаголов? Каково их значение в предложении? - Как можно назвать глаголы, которые создают действия? - Из упр.145унаем, какие ещё глаголы существуют в речи?Прочитайте текст. - Что вы представили, увидели, услышали, читая эти строки? - Как его можно озаглавить? - Какую роль выполняют глаголы в пейзажных зарисовках грозы, молнии, грома, радуги? - Назовите глаголы, передающие звуки. - В каком значении употреблены эти глаголы? - Для чего автор употребил их в переносном значении? -Как глаголы характеризуют неодушевленные предметы? -Как называется такой прием в литературе? - Найдите в тексте глаголы движения. - Почему автор использовал большое количество этих глаголов? - Перечислите глаголы, которые обозначают цвет. - Какую функцию в речи выполняют эти глаголы? - Какой глагол не назвали? (любят) - Что он обозначает? - Это глагол состояния души. - Какой сделаем вывод? - 1 ряд выписывает глаголы, которые создают движения, 2 ряд выписывает глаголы, передающие звуки, 3 ряд выписывает глаголы, обозначающие цвет и состояние (3 уч. у доски) - Слайд 7.Проверим, верно ли распределили глаголы по значению? (Проверка по слайду) - Оцените выполнение этого задания в листе самоконтроля. 4 строка. Слайд 8. - Самым показательным с точки зрения употребления глаголов, на мой взгляд, является стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды». - Сколько глаголов использовал поэт? (14) - По какому значению распределим их в группы? - Назовите глаголы, передающие звуки,создающие движения, обозначающие цвет. - Самостоятельно выпишите глаголы, создающие действия, движения. - 1 уч. выписывает глаголы, передающие звуки. - 2 уч. выпишет глаголы, обозначающие цвет. - Слайд 9. Проверим, верно ли распределили глаголы по значению? (Проверка по слайду) - Это стихотворение интересно тем, что поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой. -Давайте вернемся к эпиграфу урока. Прав ли Алексей Югов, называя глагол самой живой частью речи? Докажите. Глагол – это… - Какова роль глагола в речи?Какие грамматические признаки глаголов вам известны?Какие глаголы придают речи выразительность? - Слайд 10. Перед вами на экране оценочный лист, сформулируйте своё отношение к уроку. - Слайд 11. Запишите Дом. Зад. | Ученики изъясняются только глаголами (радуешься, пугаешься, настораживаешься, удивляешься и т.д.). Ответ:Глагол обозначает действия предметов, может передать звуки. Ответ:Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое. Ученики озвучивают тему урока. Запись в тетрадь с комментированием даты урока. Ученики по некоторым подсказкам определяют букву Л. Письмо буквы Л заглавной и строчной в соединении – 1 строка, письмо предложения с доски – 2 строка.+ Синтаксический разбор всего предложения (один у доски с комментариями) Ответ: Глагол обозначает действия предметов, но еще он может передать настроение, чувства. Ответ:Глаголы передают действия. Признаки: Глагол – часть речи, обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Ответ: По родам изменяются глаголы прошедшего времени ед. числа. Вывод: Глаголы изменяются по временам и числам. Выполняют действия физ.минутки. Рассматривают картинку на слайде, пытаются описать, что на ней изображено без глаголов. Ученики пытаются прочитать предложения на доске без глаголов. Вставляют в предложения, подходящие по смыслу глаголы. Читают получившийся текст. Ответ: Глаголы нужны для построения предложений, для ясности сообщений, чтобы оживить речь, они помогают точно передать смысл сказанного. Ответ:Глаголы движения Ответ: глаголы могут не только передавать определенные действия, но и передавать звучание различных птиц, животных, насекомых, журчанье ручья, шелест травы, шум дождя и ветра, рокот моря. Ответ: Употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Ответ: Как живые существа. Ответ: Олицетворение. Ответ: Автор использует глаголы для описания действий. Ответ: Глаголы цвета помогают писателям создавать яркие картины Вывод: Не только с помощью прилагательных можно выразить красоту небесных явлений. Оказывается, с помощью глаголов можно показать, как проходят грозы, бьют молнии, сверкают радуги (Читаю стих-е) Ученики выполняют сам. зад. с обратной стороны доски Оценивают своё отношение к уроку. Записывают дом. задание. Стр. 68 Упр. 140. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка На тему: «Текст и предложение».1 класс.
Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.Планируемые результаты:Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельны...
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"» Пояснительная запискаДанный урок относит...
Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...
Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств
УМК Полякова А.В. 12.02.2019Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств...
Урок русского языка "Роль глаголов в речи"
Открытый урок....
Открытый урок русского языка по теме: «Части речи» 3 класс
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе)...