Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Путешествие по устному журналу "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта составлена в соответствие ФГОС НОО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_imya_prilagatelnoe.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №2» г.Меленки

                                                    Урок русского языка

по теме

«Путешествие по устному журналу «Имя прилагательное»

4 класс

 УМК «Школа России»

Подготовила и провела

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

Абрамова Ирина Юрьевна

2019г.

        


Технологическая карта.

Фамилия, имя, отчество

Абрамова Ирина Юрьевна

Место работы

МБОУ «СОШ №2» г. Меленки

Должность

Учитель начальных классов

УМК

«Школа России»

Тема урока

«Путешествие по устному журналу  «Имя прилагательное»

Педагогическая цель

Систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как о части речи.

Тип урока

Уроки отработки умений и рефлексии

Планируемые результаты (предметные)

- повторить морфологические признаки имени прилагательного;
- повторить синтаксическую роль имени прилагательного;

- повторить словообразование имен прилагательных;

- повторить роль имен прилагательных в тексте;

- повторить изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное».

Личностные результаты

- развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;

- развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- развивать способность к самооценке своих действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;

- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;

- развитие умения ставить учебную цель, планировать ее реализацию.

Основное содержание темы, понятия и термины

- единственное и множественное число имен прилагательных;

- изменение имен прилагательных по числам и падежам;

 - зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, журнал для работы на уроке каждому уч-ся

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

I.Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

 

Приветствие учащихся.

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Мы проверим все ль в порядке:

 Книги, ручки и тетрадки?

Все готовы?- что ж тогда,

начинать урок пора!

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

II  Актуализация знаний

– Ребята, послушайте стихотворение и определите тему урока

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный,гладкий.
Чай какой? Горячий,сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...(прилагательное)

Тема урока: Имя прилагательное

Мы отправимся в путешествие по страницам устного журнала «Имя прилагательное в вашей жизни».

В дорогу с собой возьмём весь багаж знаний об имени прилагательном.

Дети слушают стихотворение и определяют тему урока

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III Самоопределение к деятельности

1-я страница устного журнала «Красиво пиши»

Минутка чистописания:

Сформулируем задачи урока

- Обобщить знания  ……(об имени прилагательном)

- Повторить….(род, число, падеж имен прил)

- Развивать умения ……(использовать прил в речи)

Работа в тетрадях. (Число, классная работа)

1. Прочитайте хором буквосочетания на доске:

              -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие

 -  Что они напоминают?

 -  Запишите эту строчку к себе в тетрадь, простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти буквосочетания на группы.

- На какие вопросы отвечает прилагательное каждого рода? Допишите табличку.  

 -ая, -яя,           -ий, -ый, -ой,       -ое, -ее,          -ые, -ие

 

     ж.р.                  м.р.                   ср.р.             мн.ч.

   (какая?)        (какой?)                   (какой?)             (какие?)

- Имя прилагательное

- Обобщить знания  ……

- Повторить….

- Отработать …

- Развивать умения ……

Повторяют правило.

Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:  какой? какая? какое? какие?

- Окончания имен прилагательных.

Один человек выполняет задание на доске.

Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

Диалог имени прилагательного с именем существительным.

Имя прилагательное:

- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное:

 Вместе -служба, вместе - дружба!

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

- Какой вывод можно сделать?

Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют как имя прилагательное связано с именем существительным

ІІІ. Самоопределение деятельности.

2-я страница журнала «Вопрос – ответ»

Словарная работа.

– Я задаю вопрос, а вы пишите только ответ, выделяя орфограммы.

– Как называется работа, которую выполняют несколько человек? (Коллективная)

– Поезд, который перевозит людей? (Пассажирский)

– Человека, которому весело, называют как? (Веселый)

– Люди, живущие в городе? (Городские)

Во мне два К – не забывайте 
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным, же словом… 
(аккуратный)

Проверка. Все слова на доске записаны.

Что общего в этих словах? (Эти слова обозначают признаки предметов.)

Обобщение.

– Какая часть речи обозначает признак предмета?

– На какие вопросы отвечает?

– Как изменяется имя прилагательное?

Коллективная, пассажирский, весёлый, городские, аккуратный

Дети записывают слова, выделяют орфограммы.

Регулятивные:

Осуществляется  самоконтроль, производится оценка своей деятельности

Личностные:

Понимание личной ответственности за результаты своей деятельности, самооценка.

3 страница «Найди имя прилагательное»

https://learningapps.org/1371766

«НАЙДИ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

В Цветочном городе жил весёлый малыш по имени Незнайка. Маленькие жители города прозвали его так за что, что он ничего не знал. Незнайка носил голубую шляпу, жёлтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Незнайка очень любил яркие цвета. С раннего утра и до позднего вечера гулял он по Цветочному городу. Он сочинял разные небылицы и рассказывал их городским жителям. Однажды Незнайка сочинил шуточное стихотворение. Он считал его просто замечательным.

Дети находят в тексте имена прилагательные.

Предметные:

- правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

IV Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Выполняют физкультминутку

V Закрепление знаний и способов действия

4 страница Подготовка к ВПР

Ребята в этом году мы будем писать Всероссийские проверочные работы. У нас с вами есть тетради, откроем тетради на стр. 28 выполним задание №13 (текст на с.26)

В прибрежных кустах, будущего артиста, ранняя весна.

В прибрежных (кустах)- прил., каких? н.ф.- прибрежный, м.р., мн.ч., П.п., втор. чл. 

Ранняя (весна)- прил.какая? н.ф.ранний, ж.р., И.п.,ед.ч.,подл.

Работа в тетрадях подготовка к ВПР

Предметные:

- уметь определять части речи;

- уметь определять  значение имён прилагательных;

- учиться находить связь между существительным и прилагательным.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

 (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

5 страница « Проявите зоркость»

  Прочитайте текст и найдите ошибки.

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в

берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных.  Определите падеж имён прилагательных. Разберем последнее предложение по членам и укажем части речи.

Находят ошибки, списывают текст, определяют падеж имён прилагательных.

Разбирают последнее предложение по членам, указывают части речи.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Предметные:

- умение на практике применять полученные знания;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

6 страница журнала « Творческая работа» 

- Скоро наступит праздник, давайте подготовим поздравления нашим мамам.

У вас в журналах есть поздравление, давайте прочитаем. Красиво оно звучит (нет). Чего не хватает (прилагательных). Давайте добавим прилагательные, вы можете придумать свои прилагательные, кому трудно воспользуйтесь словами для справок.

В словах для справок есть слово заветные, кто знает, что оно обозначает?

  ______________________ МАМОЧКА!

  Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает твой_______________ смех и будет у тебя _____________________ настроенье.

Тво. _______________ ……………..

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний, развивать устную и письменную речь.

Личностные:

Самоопределение и обозначение того, что усвоено и что надо ещё усвоить.

Регулятивные:

Планирование учебной деятельности по предложенному заданию.

Коммуникативные:

Умение ориентироваться в системе знаний,

VII Продолжение работы по теме урока.

7 страница журнала «ТЕСТ – ОПРОС»

- Сейчас мы проверим, как же вы усвоили тему «Прилагательное»

(Если время позволит провести взаимопроверку, если нет проверить самой)

1. Указать имена прилагательные:

а) бледнеть; б) бледноватый; в) бледнота

2. В каком из данных прилагательных в окончании пишется –И?

а)  к могуч…му            б) летн…го          в) с зимн…м      г) по здешн…му

3. Имена прилагательные во множественном числе по родам:

а) изменяются                           б) не изменяются

4. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени; б) числа; в) рода.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего является:

а) определением          б) обстоятельством            в) дополнением

Проверка. Если 5+ оценка «отлично» и т.д.

Проверить.  

За верно выполненное задание дети ставят  (+)

Один человек выполняет задание за откидной доской

Взаимопроверка.

1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.

-    +  +   -    -    +  +

Познавательные:

Закрепление полученной информации; анализ объектов с целью выделение признаков.

Регулятивные:

Умение самостоятельно выполнять работу, анализировать, делать выводы.

Предметные:

Усвоение морфологических признаков имени прилагательного.

Обобщение по теме урока

https://arhivurokov.ru/multiurok/5/e/9/5e91ade050be5bf4ff44c0780483e5809d9a31d7/urok-russkogho-iazyka-v-4-m-klassie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie_2.jpeg

Дети по схеме обобщают  знания по теме «Имена  прилагательные»

Регулятивные:

Осуществляется  самоконтроль, производится оценка своей деятельности

Личностные:

Понимание личной ответственности за результаты своей деятельности, самооценка.

VIII Рефлексия.

Возьмите:

красный цветок, если у вас всё получилось на уроке и было хорошее настроение

жёлтый, если у вас были ошибки

зелёный, если у вас все задания сделаны с ошибками

Определяет своё эмоциональное состояние, подводит итог своей работы.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IX Домашнее задание

Написать сочинение «Как дружат имя прилагательное с именем существительным»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Степени сравнения качественных имен прилагательных" 3 класс

Тип урока: Урок открытия нового знанияТема: Степени сравнения качественных прилагательныхУМК: Начальная школа 21 векаКласс: 3Цели:- деятельностные: научить различать степени сравнения, определять их р...