Открытый урок по русскому языку "Род глаголов в прошедшем времени" с применением элементов сингапурской методики
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Открытый урок с применением элементов сонгапурской методики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_glagolov_proshedshego_vremeni.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Название учебного предмета - Русский язык  3 класс

УМК - Школа России

Тема урока - Род глаголов в прошедшем времени

Тип урока – Изучение нового материала

Задачи 

Обучающие:

1.Познакомить обучающихся с изменением глаголов в прошедшем  времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление, память, монологическую речь ,воображение.

2.Совершенствовать умения работы с источником знаний , навыки анализа, обобщения и т.п.

3.Развивать умения защищать свою точку зрения, коммуникативные навыки работы в группах.

Воспитательные:

1.Формировать культуру общения ,гуманные качества личности.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам. Умеют применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными орфограммами.

Планируемые результаты:

Предметные:

        Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.

Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.

Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.

Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Проводить  целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя,  адекватно воспринимать её.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Оборудование: Учебник Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, раздаточные карточки для индивидуальной работы, компьютер, проектор.

Методы: Эвристический, репродуктивный, творческий, элементы «Сингапурской методики».

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Коментарии

1

Организационный момент

2 мин.

-Здравствуйте ребята, вы уже заняли свои места и образовали группы, (Слайд №1) теперь поприветствуйте друг друга  следующим образом: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

-Отлично! Теперь, записываем в тетради сегодняшнее число и классная работа.

Выполняют действия

На экран проецируется структура менеджмет – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

2

Актуализация знаний

4 мин.

-Перед вами опорные слова. Слайд №2.Вам нужно составить по ним рассказ о глаголе проговорив его по одному разу по очереди.

-самостоятельная

-обозначает

-вопросы

-изменяется

-ти, -чь, -ть

-роль в предложении

 -Проверим какой рассказ получился. Ученик №3 стола №2 проговорит нам всем

Дети состовляют и проговаривают рассказ о глаголе по очереди.

Ответ ученика№3 стол №1 Глагол это самостоятельная часть речи, которая  обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что делает?, что сделает, что будет делать и другие, изменяется  по родам, временам и числам , в Н.ф. имеет окончания -ти, -чь, -ть, в предложении является сказуемым.

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)

Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)

Сингл Раунд Робин (4 ученика в команде по очереди отвечают по 1 разу на вопрос)

3

Самоопределение к деятельности

1 мин

-Хотите  узнать больше  о глаголах?

- Прочитайте  глаголы

(На доске запись)

Принес, принесла, принесло

Что в них общего?

Чем отличаются?

 

Давайте сформулируем тему урока.

-Обозначим цель

-Поставим задачу.

Слайд №4.

Да

-Эти глаголы прошедшего времени.

-Они разного рода

«Род глаголов в прошедшем времени»

Цель : Узнать как  изменяется глаголы прошедшего времени по родам

Задачи: Научиться изменять глаголы прошедшего времени по родам.

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)

Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)

4

Мотивация к деятельности

5 мин

Проблемная ситуация

-Прочитайте предложения.  Слайд №5

Работая с партнером по плечу, спешите, вставляя окончания глаголов.

  Весна принесл… нам радость. Утро принесл… в дом птичье пение. День принёс… нам новые заботы.

1. Подчеркните окончания глаголов.

2. Определите число и время глаголов.

Проверка Ученик №1 стол №2

-Какие знания и умения вам пригодились?

-Почему у одного и того же глагола могут быть разные окончания?

Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают  формы, определяют время и число.

Ученик №1 стол №2 отвечает по заданию.

-Что бы связать слова по смыслу.

Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)

Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)

Письменная работа по структуре  Хай-файв ( –дословно «дай пять» - сигнал приостановке работы и  привлечения внимания для перехода к следующему этапу работы)

выполняется (2 мин.) после устного обсуждения с партнером  по плечу (1 мин), далее  проверка.

5

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

6 мин.

Решение учебной проблемы

Наводящие вопросы:

- К каким словам относятся данные глаголы?

- В каком роде стоят эти имена существительные? В каком числе? В каком времени находятся все глаголы?

 -Какой вывод можно сделать?

(Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам)

-Сравнение вывода с правилом в учебнике. Стр.122

-Подтвердился наш вывод с правилом в учебнике?

-О чем еще нам сообщило правило? Ученик №2 стол №3

(Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются).

-Что можете сказать об окончании глаголов?

-Поставьте сигнал на полях своей тетради, всё ли вам понятно (!-все понятно, ?- кое ,что не понял).

-К существительным весна, утро, день.

-ж.р.,с.р.,м.р. Во ед.числе. Все глаголы в прошедшем времени.

-Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам

Читают правило

-Да

-Отвечает ученик №2 стол №3

-Глаголы прошедшего времени в единственном числе множественном числе по родам не изменяются.

 -Глаголы прошедшего времени в единственном числе в мужском роде имеют нулевое окончание, в женском окончание –а, в среднем роде окончание –о.

 

Делают пометки на полях рабочей тетради

Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.

Ориентироваться в своей системе знаний (П)

6

Первичное закрепление (самостоятельная работа)

8 мин.

Самостоятельно выполните на с.122 упр. 216. Выполните взаимопроверку  обменявшись тетрадями с партнером по лицу. Оцените друг друга по критериям: (А-аккуратно, П-правильно, К-красиво)

Дети выполняют упр. изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют правило.

Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)

понимать информацию, предоставленную учебнике (П)

Осуществлять действия контроля, взаимоконтроля и оценивания (Р)

Хай-файв через 5 мин. после начала выполнения упр. Затем взаимопроверка и взаимооценивание  3 мин

7

Физ. Минутка

2 мин.

-Давайте отдохнем! Пока играет музыка свободно передвигайтесь по классу, когда музыка прекратится вы замираете и  по команде  объеденяетесь в группы отвечая на вопрос учителя.

Вопросы:

-Сколько времён у глагола (3)

-Сколько частей речи мы изучили(6)

-Сколько времён года существует? (4)

-Какой по счету день недели (3)

-Сколько пальцев на руке(5)

Смешиваются под музыку, объединяются в группы, отвечая на вопросы учителя.

Микс-Фриз-Груп (смешивание под музыку, объединение в группы, отвечая на вопросы учителя)

8

Вторичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

8 мин.

-Поработаем в командах. Давайте вспомним правила работы в команде.

- У каждого из вас три маленьких листочка, запишите на них, проговаривая вслух, по одному слову на тему «Весна пришла» используя глаголы в прошедшем времени, и положите их на центр стола надписью вверх по три штучки в ряд.

- Оставьте любые 9 листочков. Слайд №6

- Теперь начиная с ученика №1 составьте, используя карточки  по принципу игры «крестики нолики», каждый по одному предложению, и запишите их на одном листе бумаги  образуя текст, который можно озаглавить «Весна пришла».

-Проверим, что у вас получилось. Текст будут зачитывать ученики под номером 2 каждого стола.

 

 

-Работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант, делаем одно дело.

Выполняют указания учителя

Выполняют действия в команде.

Проверка каждой команды, отвечают ученики под №2

Представление о богатых возможностях русского языка (Л)

Проговаривать последовательность действий, работать  совместно (Р)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)

Выполнять анализ, умение делать выводы (П)

Джот тотс  «запишите мысли» ученики проговаривают и записывают на листочек слова по данной теме и кладут его на центр стола лицевой стороной вверх, не соблюдая очередности каждый ученик заполняет 3-4 листочка. Затем оставляются любые 9 листочков по структуре Тик-Тэк-Тоу  «крестики-нолики», используемая для развития критического и креативного мышления, далее структура  Раунд Тейбл (выполнение письменной работы по кругу на 1 на команду листе бумаги)

9

Рефлексия

3 мин

- Предлагаю устно составить СМС сообщение другу.

-Что мы делали на уроке? Говорите только глаголы!

- В каком времени использовали глаголы?

-Что нового узнали о прошедшем времени глаголов?

-Что бы ещё хотели узнать о глаголах?

-Давайте поделимся  впечатлением от урока с партнером по лицу.

Дополните по очереди  предложения Слайд №7, начиная с партнера с буквой А

-Сегодня на уроке я узнал…

-На уроке мне было интересно…

-Урок заставил задуматься о…

-Урок показался мне…

-Спасибо! Поблагодарите друг друга.

-Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили.

 -В прошедшем

-Что гл. пр.вр. изменяются по родам, у глаголов прошедшего времени есть суффикс Л

М.р 0 окончание

Ж.р.-а

С.р.-о

Множ. ч. –и

Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.

 Работают в паре с партнером по лицу.

2 мин

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)

Оценивать свои достижения и трудности (Р)

Выполнять анализ, умение делать выводы (П)

Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)

 Устная работа в паре по структуре Таймд-пэа-шэа

, где два участника делятся развернутыми ответами  в течение определенного количества времени.

10

Домашнее задание

1 мин.

Откройте дневники, запишите домашнее задание  Слайд №8  выполнить  с. 123 упр. 220.  

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело!

Записывают задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе с применением интерактивной доски

Тема:  Обучение написанию объяснительной записки. УМК "Гармония" Цели:1.Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяс...

Открытый урок по русскому языку "Глагол как часть речи".

Предлагаю вниманию коллег разработку открытого урока по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" ( первый урок по теме)....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающей технологии Тема: «Имя прилагательное (закрепление)».

Открытый урок по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающей технологии Тема: «Имя прилагательное (закрепление)»....

Обобщающий урок по разделу « Русские народные сказки».(открытый урок с элементами сингапурской методики)

Обобщение раннее изученного, повторение и проверка полученных знаний при изучении раздела; формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных , рефлексивных) уч...

Открытый урок по русскому языку. Глагол как часть речи (2-ой класс 1-4)

Цель:    Развивать умение правильно употреблять глаголы.Развивать умение распознавать глаголы и ставить к ним вопрос.Развивать речь, орфографическую зоркость.Воспитывать любовь к с...

открытый урок с презентацией "Род глаголов в прошедшем времени"

конспект урока с презентацией " Род глаголов в прошедшем времени"...

Открытый урок по русскому языку "Глагол. Обобщение" 3 класс

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о глаголе и его грамматических признаках. Задачи: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий: • воспитывать культуру общ...