Открытый урок по русскому языку "Род глаголов в прошедшем времени" с применением элементов сингапурской методики
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Открытый урок с применением элементов сонгапурской методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_glagolov_proshedshego_vremeni.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Название учебного предмета - Русский язык 3 класс
УМК - Школа России
Тема урока - Род глаголов в прошедшем времени
Тип урока – Изучение нового материала
Задачи
Обучающие:
1.Познакомить обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
1.Развивать мышление, память, монологическую речь ,воображение.
2.Совершенствовать умения работы с источником знаний , навыки анализа, обобщения и т.п.
3.Развивать умения защищать свою точку зрения, коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательные:
1.Формировать культуру общения ,гуманные качества личности.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам. Умеют применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными орфограммами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.
Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.
Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.
Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.
Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.
Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.
Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.
Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
Метапредметные:
Познавательные (П):
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.
Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные (К):
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные (Р):
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные (Л):
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Оборудование: Учебник Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, раздаточные карточки для индивидуальной работы, компьютер, проектор.
Методы: Эвристический, репродуктивный, творческий, элементы «Сингапурской методики».
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Коментарии |
1 | Организационный момент 2 мин. | -Здравствуйте ребята, вы уже заняли свои места и образовали группы, (Слайд №1) теперь поприветствуйте друг друга следующим образом: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой. -Отлично! Теперь, записываем в тетради сегодняшнее число и классная работа. | Выполняют действия | На экран проецируется структура менеджмет – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах. | |
2 | Актуализация знаний 4 мин. | -Перед вами опорные слова. Слайд №2.Вам нужно составить по ним рассказ о глаголе проговорив его по одному разу по очереди. -самостоятельная -обозначает -вопросы -изменяется -ти, -чь, -ть -роль в предложении -Проверим какой рассказ получился. Ученик №3 стола №2 проговорит нам всем | Дети состовляют и проговаривают рассказ о глаголе по очереди. Ответ ученика№3 стол №1 Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что делает?, что сделает, что будет делать и другие, изменяется по родам, временам и числам , в Н.ф. имеет окончания -ти, -чь, -ть, в предложении является сказуемым. | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р) Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П) Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К) | Сингл Раунд Робин (4 ученика в команде по очереди отвечают по 1 разу на вопрос) |
3 | Самоопределение к деятельности 1 мин | -Хотите узнать больше о глаголах? - Прочитайте глаголы (На доске запись) Принес, принесла, принесло Что в них общего? Чем отличаются?
Давайте сформулируем тему урока. -Обозначим цель -Поставим задачу. Слайд №4. | Да -Эти глаголы прошедшего времени. -Они разного рода «Род глаголов в прошедшем времени» Цель : Узнать как изменяется глаголы прошедшего времени по родам Задачи: Научиться изменять глаголы прошедшего времени по родам. | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р) Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П) Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К) | |
4 | Мотивация к деятельности 5 мин | Проблемная ситуация -Прочитайте предложения. Слайд №5 Работая с партнером по плечу, спешите, вставляя окончания глаголов. Весна принесл… нам радость. Утро принесл… в дом птичье пение. День принёс… нам новые заботы. 1. Подчеркните окончания глаголов. 2. Определите число и время глаголов. Проверка Ученик №1 стол №2 -Какие знания и умения вам пригодились? -Почему у одного и того же глагола могут быть разные окончания? | Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время и число. Ученик №1 стол №2 отвечает по заданию. -Что бы связать слова по смыслу. | Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л) Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К) Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р) | Письменная работа по структуре Хай-файв ( –дословно «дай пять» - сигнал приостановке работы и привлечения внимания для перехода к следующему этапу работы) выполняется (2 мин.) после устного обсуждения с партнером по плечу (1 мин), далее проверка. |
5 | Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) 6 мин. | Решение учебной проблемы Наводящие вопросы: - К каким словам относятся данные глаголы? - В каком роде стоят эти имена существительные? В каком числе? В каком времени находятся все глаголы? -Какой вывод можно сделать? (Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам) -Сравнение вывода с правилом в учебнике. Стр.122 -Подтвердился наш вывод с правилом в учебнике? -О чем еще нам сообщило правило? Ученик №2 стол №3 (Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются). -Что можете сказать об окончании глаголов? -Поставьте сигнал на полях своей тетради, всё ли вам понятно (!-все понятно, ?- кое ,что не понял). | -К существительным весна, утро, день. -ж.р.,с.р.,м.р. Во ед.числе. Все глаголы в прошедшем времени. -Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам Читают правило -Да -Отвечает ученик №2 стол №3 -Глаголы прошедшего времени в единственном числе множественном числе по родам не изменяются. -Глаголы прошедшего времени в единственном числе в мужском роде имеют нулевое окончание, в женском окончание –а, в среднем роде окончание –о.
Делают пометки на полях рабочей тетради | Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р) Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К) Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Ориентироваться в своей системе знаний (П) | |
6 | Первичное закрепление (самостоятельная работа) 8 мин. | Самостоятельно выполните на с.122 упр. 216. Выполните взаимопроверку обменявшись тетрадями с партнером по лицу. Оцените друг друга по критериям: (А-аккуратно, П-правильно, К-красиво) | Дети выполняют упр. изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют правило. | Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К) понимать информацию, предоставленную учебнике (П) Осуществлять действия контроля, взаимоконтроля и оценивания (Р) | Хай-файв через 5 мин. после начала выполнения упр. Затем взаимопроверка и взаимооценивание 3 мин |
7 | Физ. Минутка 2 мин. | -Давайте отдохнем! Пока играет музыка свободно передвигайтесь по классу, когда музыка прекратится вы замираете и по команде объеденяетесь в группы отвечая на вопрос учителя. Вопросы: -Сколько времён у глагола (3) -Сколько частей речи мы изучили(6) -Сколько времён года существует? (4) -Какой по счету день недели (3) -Сколько пальцев на руке(5) | Смешиваются под музыку, объединяются в группы, отвечая на вопросы учителя. | Микс-Фриз-Груп (смешивание под музыку, объединение в группы, отвечая на вопросы учителя) | |
8 | Вторичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) 8 мин. | -Поработаем в командах. Давайте вспомним правила работы в команде. - У каждого из вас три маленьких листочка, запишите на них, проговаривая вслух, по одному слову на тему «Весна пришла» используя глаголы в прошедшем времени, и положите их на центр стола надписью вверх по три штучки в ряд. - Оставьте любые 9 листочков. Слайд №6 - Теперь начиная с ученика №1 составьте, используя карточки по принципу игры «крестики нолики», каждый по одному предложению, и запишите их на одном листе бумаги образуя текст, который можно озаглавить «Весна пришла». -Проверим, что у вас получилось. Текст будут зачитывать ученики под номером 2 каждого стола.
| -Работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант, делаем одно дело. Выполняют указания учителя Выполняют действия в команде. Проверка каждой команды, отвечают ученики под №2 | Представление о богатых возможностях русского языка (Л) Проговаривать последовательность действий, работать совместно (Р) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К) Выполнять анализ, умение делать выводы (П) | Джот тотс «запишите мысли» ученики проговаривают и записывают на листочек слова по данной теме и кладут его на центр стола лицевой стороной вверх, не соблюдая очередности каждый ученик заполняет 3-4 листочка. Затем оставляются любые 9 листочков по структуре Тик-Тэк-Тоу «крестики-нолики», используемая для развития критического и креативного мышления, далее структура Раунд Тейбл (выполнение письменной работы по кругу на 1 на команду листе бумаги) |
9 | Рефлексия 3 мин | - Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. -Что мы делали на уроке? Говорите только глаголы! - В каком времени использовали глаголы? -Что нового узнали о прошедшем времени глаголов? -Что бы ещё хотели узнать о глаголах? -Давайте поделимся впечатлением от урока с партнером по лицу. Дополните по очереди предложения Слайд №7, начиная с партнера с буквой А -Сегодня на уроке я узнал… -На уроке мне было интересно… -Урок заставил задуматься о… -Урок показался мне… -Спасибо! Поблагодарите друг друга. | -Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили. -В прошедшем -Что гл. пр.вр. изменяются по родам, у глаголов прошедшего времени есть суффикс Л М.р 0 окончание Ж.р.-а С.р.-о Множ. ч. –и Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности. Работают в паре с партнером по лицу. 2 мин | Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л) Оценивать свои достижения и трудности (Р) Выполнять анализ, умение делать выводы (П) Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К) | Устная работа в паре по структуре Таймд-пэа-шэа , где два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени. |
10 | Домашнее задание 1 мин. | Откройте дневники, запишите домашнее задание Слайд №8 выполнить с. 123 упр. 220. Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело! | Записывают задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе с применением интерактивной доски
Тема: Обучение написанию объяснительной записки. УМК "Гармония" Цели:1.Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяс...
Открытый урок по русскому языку "Глагол как часть речи".
Предлагаю вниманию коллег разработку открытого урока по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" ( первый урок по теме)....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающей технологии Тема: «Имя прилагательное (закрепление)».
Открытый урок по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающей технологии Тема: «Имя прилагательное (закрепление)»....
Обобщающий урок по разделу « Русские народные сказки».(открытый урок с элементами сингапурской методики)
Обобщение раннее изученного, повторение и проверка полученных знаний при изучении раздела; формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных , рефлексивных) уч...
Открытый урок по русскому языку. Глагол как часть речи (2-ой класс 1-4)
Цель: Развивать умение правильно употреблять глаголы.Развивать умение распознавать глаголы и ставить к ним вопрос.Развивать речь, орфографическую зоркость.Воспитывать любовь к с...
открытый урок с презентацией "Род глаголов в прошедшем времени"
конспект урока с презентацией " Род глаголов в прошедшем времени"...
Открытый урок по русскому языку "Глагол. Обобщение" 3 класс
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о глаголе и его грамматических признаках. Задачи: посредством использования интересных сведений и занимательных заданий: • воспитывать культуру общ...