Обобщающий урок по разделу « Русские народные сказки».(открытый урок с элементами сингапурской методики)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Обобщение раннее изученного, повторение и проверка полученных знаний при изучении раздела;
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных , рефлексивных) учащихся 3-го класса в предметной области литературное чтение; воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_obobshchayushchiy_urok_po_razdelu_russkie_narodnye_skazki.docx | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
15.11.2014
Учитель: Мухутдинова Венера Ревировна
Класс: 3-б
Предмет литературное чтение
Тема урока: Обобщающий урок по разделу « Русские народные сказки».
Тип урока: Урок- обобщение.
Применяемые типы мышления: №5-Принятие во внимание различных точек зрения. №8-Определение главной мысли и формулирование выводов.
Цель: обобщение раннее изученного, повторение и проверка полученных знаний при изучении раздела;
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных , рефлексивных) учащихся 3-го класса в предметной области литературное чтение; воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
-Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Регулятивные УУД:
- Умение принимать и сохранять учебную задачу
-Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимопроверку и самопроверку .
Коммуникативные УУД:
-Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; мыслить креативно, слушать и понимать речь других)
-Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.
Познавательные УУД:
-Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
-Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
-Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: обобщать уже известное с помощью учителя.
Планируемый результат:
Личностные:
- Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Воспринимать одноклассников как членов своей команды(группы)
- Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД :Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: Строит понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договаривается и приходить к общему решению при работе в паре; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.
Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; обобщает полученные знания, используя различную учебную информацию;
Предметные: знать особенности сказок, уметь характеризовать героев, сравнивать сказочные сюжеты и героев.
Ресурсы:
дополнительные- презентация к уроку, карточки с заданиями, кроссворд, 10-листов формат А-4, 4 ручки
-творческие работы детей: иллюстрации к сказкам , выставка книг-сказок
- раздаточный материал: карточки с заданиями, кроссворд,
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, командная работа .
ХОД УРОКА
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся |
ДК3:окружающая среда | -Ребята давайте мы(ДК4:язык) начнем наш(ДК4:язык) урок с приветствия. Поприветствуем друг друга! -Первое приветствие- с товарищами по плечу (ДАБЛ ФАРМС)т.е. два поднятых вверх больших пальца. Посмотрите на товарища по плечу. Поприветствуйте его (2 раза) -Спасибо! -Второе приветствие-с товарищами по лицу (ПАМП АП), т.е.подбодрим и поддержим друг друга перед выполнением какого-либо задания: «покажите свои мускулы»(два раза). (ДК4:язык обозначения и присваивания) -Спасибо!(ДК3:окр.среда) | -Ученики сидят в команде по 4 человека, они готовы к обсуждению с партнером по плечу и по лицу. -Выполняют два вида приветствия. |
| -Какой раздел мы (ДК4:язык)изучили? - Ребята, вы(ДК4:язык) нарисовали (ТМ: создание) рисунки (ДК6:возможности) посмотрите на живую стену(ТМ: запоминание), на ваши яркие, красочные работы. Выполненное вами домашнее задание показало, что вы любите сказки, что они вас заинтересовали и у каждого из вас есть свои любимые герои и сюжеты. -Можем ли мы (ДК4:язык сообщества)как то иначе назвать этот раздел? Почему? (ДК1:ожидание) -Определите(ТМ:оценивание) цель урока. Чем мы сегодня будем заниматься?(ДК1:ожидание) -Все так считают? -Молодцы!(ДК3:окр.среда) | -Русские народные сказки. (СЛАЙД №1) -Обращают внимание на живую стену с изображением сюжетов сказок или его героев. -Я думаю можем. Например «Волшебные сказки». В этих сказках есть волшебные перевоплощения и волшебные предметы. -Мы сегодня повторим и обобщим изученный раздел «Русские народные сказки».(СЛАЙД №2) |
| (СЛАЙД №3) -Обратите свое внимание на слайд. Перед вами текст. -Прочитайте текст про себя. -Прочитайте хором: На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. -Догадались ли вы, что же мы прочитали? -Какой звук повторяется чаще всего? (повторное чтение учителем). -Объявляю конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки. Предлагаю каждой команде прослушать каждого из товарищей начиная с первого участника и выбрать одного желающего прочитать скороговорку быстро (ДК4:язык личного участия)) На время-таймер.(ДК2:время) -Учитель благодарит участников и поощряет словесно (ДК3:окр. среда) -Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? -Что здесь сказочного? -Молодцы! Спасибо! (ДК3:окр.среда) | -Чтение про себя. -Чтение вслух хором. -Скороговорку. -Повторяется звук [ ш ]. -Каждый в группе проговаривает, слушают друг друга начиная с первого номера и выбирают одного из команды для быстрого прочтения скороговорки (КОНТИНИУС РАУНД РОБИН)-ОС1 для взаимодействия Ученик-Ученик. -Да, можно, т.к. здесь говорится о кошках в лукошках, которые шьют старушкам сапожки. |
| На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям физкульт привет! | -Учащиеся выполняют движения заканчивая предложения учителя. |
| Задание 1. Конкурс кроссворд (СЛАЙД №4)(ТМ: запоминание) 1.Кто был хозяином Жар-птицы? 2.В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? 3.Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? 4.О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? 5.К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? 6.Как звали невесту Иванушки-дурачка? 7.Какие яблоки росли в саду царя Берендея? 8.Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? -К какому жанру относятся сказки? -Благодарность ученикам (ДК3:окр. среда ) Задание 2. Проверочная работа по разделу. На время-таймер (ДК2:время) -Вспомните, с чего начинаются сказки? -У вас на столе карточка, на одной стороне зачин сказки, а на другой название сказки. Соедините линиями сказку и подходящий к ней зачин. (ТМ: понимание) 1.«Жили-были старик да старуха. У них было три сына» 2.«Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» 3.«Живало- бывало- жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка…» 4.«Жил- был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок…» 5.«Один князь женился на прекрасной княжне» -По вашим ответам понятно, что вы внимательно читали сказки. -Молодцы! Спасибо! (ДК3:окр.среда) Задание 3. На время-таймер (ДК2:время) СТРУКТУРА ФАЙНД ЗЕ ФИБ(НАЙТИ ВЫДУМКУ) )-обучающая структура Б1-5 (ОЛРАЙТ- пишут)-ОС 1:для взаимодействия Ученик-Ученик. -Портнер под номером 2 возьмите лист формат А-4, согните лист так, как показываю я.(ДК8:моделирование) Разделите его на четыре части, и раздайте каждому участнику по одной части. -Запишите три предложения по сказкам: -два невероятных факта -одну правдивую выдумку (ТМ: запоминание) (ДК4:язык обозначения и присваивания) -Например: правдивая выдумка: у насекомых 6 лапок. Невероятный факт: 1.Все насекомые летают . 2.У всех насекомых есть две пары усиков. .(ДК8:моделирование) -ПОДУМАЙТЕ ! (таймер)(ДК2:время) -Запишите (таймер) (ДК2:время) -А сейчас свои три предложения зачитывает участник под №1 (ДК4:язык личного участия)(таймер) (ДК2:время) -Дальше №2, №3, №4 (таймер)(ДК2:время)(РАУНД РОБИН) -Во время работы команд учитель наблюдает за каждым учеником, передвигается по классу и прослушивает обсуждения в командах. -Учитель благодарит команды за отличную работу(ДК3:окр. среда) Задание4. На время-таймер (ДК2:время) СОРТ КАРДС (КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕЙ)-обучающая структура Б2-7. ОС1:Ученик-Ученик -Я задаю вам тему -сказка «Аленушка и братец Иванушка». -Перед каждым участником стола лежат по два готовых листочка. (ДК4:язык обозначения и присваивания) -Каждый по очереди берет по одному листочку, громко для членов команды проговаривает слово связанное с темой и записывает это слово на листок бумаги. (ТМ:запоминание) -Этот листок надо положить в центр стола лицевой стороной вверх и так повторяем по кругу, пока вы не используете все листочки. (МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА ДЖОТ ТОТС) -После, вам надо рассортировать карточки по категориям и объяснить (ТМ: анализ)причину своего выбора. Задание 5. На время-таймер (ДК2:время) ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС (КАРТА СОГЛАСИЯ)-обучающая структура Б1-1. ОС1:Ученик-Ученик. -Участник под номером 3. Возьмите лист формат А-4 согните его так, как показываю я. .(ДК8:моделирование) Разверните лист . В центре образовался квадрат и четыре отсека. -Я задаю вашим командам тему: «Чему учат сказки?» -В квадрат, который находится в центре листа, участник под номером 4 запишет заданную тему(ДК4:язык обозначения и присваивания) - (таймер)(ДК3окр:среда) -ПОДУМАЙТЕ! -После этого каждый участник запишите максимальное количество идей по теме на своей части листа (ДК4:язык личного участия)(таймер)(ДК3:окр.среда) -А теперь зачитайте свои идеи(ТМ:создание) , записанные в центральном квадрате, которые являются решением всей команды. -Спасибо! Молодцы!(ДК3:окр.среда) | -Ответы учащихся: 1.Афрон. 2.Козленочек. 3.Аленушка. 4.Конь. 5.Уздечка. 6.Елена. 7.Золотые. 8.Перстень. -Ученики читают ключевую фразу в кроссворде- ФОЛЬКЛОР. -С зачина. -У каждой группы карточка. -Ответы учащихся: 1. «Летучий корабль». 2. «Иван –царевич и Серый Волк» 3. «Морозко» 4. «По щучьему веленью» 5.«Белая уточка» -Участник под руководством учителя сгибает и расправляет лист. -После записи первый ученик зачитывает свои три предложения команде. -Команда обсуждает предложения и приходит к консенсусу. -Команда оглашает догадку. Если команда верно определяет выдумку, выдумщик встает и аплодирует команде. Если команда неверно определяет выдумку, то она встает и аплодирует выдумщику. -Остальные ученики зачитывают свои предложения по кругу. -Учащиеся выполняют задание по сказанному учителем алгоритму. -Участник под руководством учителя сгибает и расправляет лист. -Участник под номером 4 записывает заданную тему. -Ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа. -Ученики по очереди обмениваются своими идеями. Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат- №4. Так продолжается до тех пор, пока все не поделятся своими идеями. Если кто-то не согласен ( «большой палец в сторону») и идея не записывается в центр квадрата. |
ДК4:язык личного участия | (СЛАЙД №5) -Выберите(ТМ: применение) и продолжите любое предложение. 1. На сегодняшнем уроке я узнал… 2.На этом уроке я бы похвалил себя за… 3.После урока мне захотелось… 4.Сегодня я сумел… 5.Изучив сказки я понял, что… -Спасибо!(ДК3:окр.среда) | -Учащиеся выбирают любое предложение и продолжают его. |
| (СЛАЙД №6)ОС2: для взаимодействия Ученик- Учебный материал(обдумать, связать) Генеративный вопрос (критическое мышление) -Что бы было, если бы не было сказок?(ДК1:ожидание) (ДК6:возможности) Конструктивный вопрос. -Для чего нужны сказки?(ДК1:ожидание) (ДК6:возможности) Фасилитирующий вопрос. -Что вы можете добавить ко всему сказанному?(ДК1:ожидание) -Во время перемены обратите внимание на выставку книг, где представлены сказки , которые вы может быть не читали. У кого возникнет желание, обратитесь в школьную библиотеку. -Учитель поощряет учащихся (ДК3:окр.среда)(СЛАЙД№7)-(смайлик,спасибо) | -Было бы скучно, мы бы не узнали о волшебных превращениях, о волшебных предметах, о необыкновенных героях сказок (другие ответы учащихся). -Сказки дают нам четкое представление о добре и зле. Они учат нас быть справедливыми, терпеливыми (другие ответы учащихся). -Общий итог и вывод учащимися. |
| Сочинить свою волшебную сказку, записав план в творческую тетрадь (СЛАЙД №8) -На этом наш(ДК4:язык сообщества)урок окончен. До свидания! | -Запись д/з в дневник. |
*ТМ- ТИП МЫШЛЕНИЯ
ОС – ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА
ДК- ДВИГАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Русские народные сказки"
Конспект урока литературного чтения...
Презентация. Обобщающий урок на тему "Русские народные сказки". Викторина. 2 класс.
Викторина для детей на знание русских народных сказок....
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».
Вашему вниманию предоставлен конспект обобщающего урока по разделу "Устное народное творчество"....
Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)...
Литературное чтение. Обобщающий урок по разделу "Устное народное творчество"
Урок обобщения и систематизации знаний....
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе: ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Презентация создана к уроку литературного чтения в третьем классе. В презентации ребята называют к какому жанру устного народного творчества относятся произведения....