Технологическая карта (конспект) урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание падежных окончаний имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС НОО. Все этапы урока подробно расписаны и готовы к использования в неизменном виде. На уроке используются ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание падежных окончаний имен существительных | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных (по учебнику «Русский язык. 4 класс» авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина)
Класс: 4
УМК: Перспектива
Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №2» Чистопольского района РТ Бакирова Гузель Рашидовна
Цель урока:
Прививать навык правильного употребления имён существительных в письменной речи.
Задачи:
- научить определять падеж и окончания имён существительных;
- способствовать формированию регулятивных и личностных учебных действий, использовать обобщающие таблицы, делать выводы;
- создать условия для эффективной образовательной деятельности учащихся, способствовать формированию навыка работы в парах;
- образовательная технология: технология проблемного обучения с использованием ИКТ.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК учителя (для презентации).
Цель, компетенции, формы работы | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
Цель: создать положительную мотивацию на урок. Компетенции: Знания: овладение приемами самоорганизации внутренней готовности к выполнению задач урока. Умения: умение концентрировать внимание на поставленных вопросах. Формы работы фронтальная | 1. Организационный момент | Презентация (1) Слайд № 2 | Здравствуйте, девочки и мальчики. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы. У нас в гостях профессор Самоваров. Иван Иванович частый гость на наших уроках. С помощью Самоварова и его друзей мы узнаем много нового, знакомимся с правилами русского языка. В течение урока я буду экспертом и буду оценивать Ваши работы с помощью букв. Сложив их в конце урока, вы узнаете качество выполненной вами работы. | Дети поворачиваются друг к другу, улыбаются и желают хорошей работы на уроке. | 1мин |
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Компетенции: Знания: знание морфологических признаков имени существительного Умения находить морфологические признаки имени существительного из предложенных вариантов Форма работы Работа в парах. | 2. Мотивация учебной деятельности учащихся | Презентация (1) Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 | Двайте поработаем в парах. Алгоритм работы в паре записан на слайде. На парте у вас лежат карточки со словами и словосочетаниями. (Признак предмета, спряжение, склонение, число, предмет, Кто? Что? род, падеж) - Отберите карточки, на которых написаны признаки части речи, отвечающей на вопросы: кто? что? Положите их перед собой на парте. | Работают в паре, отбирают признаки части речи, отвечающей на вопросы: кто? что? | 3 мин |
Сравните свою работу с образцом на слайде. | Сравнивают свою работу на слайде. | ||||
Вывод: Какая часть речи имеет отобранные вами морфологические признаки? | Отобранные нами морфологические признаки имеет имя существительное. | ||||
Все ли признаки имени существительного вы нашли на карточках? | В представленном материале не оказалось карточек с признаками: собственное и нарицательное, одушевлённое и неодушевлённое имя существительное. | ||||
Дайте определение имени существительному. | Ученик формулирует полное определение имени существительного. Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или на вопрос что? и обозначает предмет: дом, солнце. Имена существительные делятся на одушевлённые (кошка) и неодушевлённые (дом), собственные (Маша) и нарицательные (девочка). Имена существительные относятся к мужскому (дом), женскому (кошка) или среднему (солнце) роду. Имена существительные изменяются по числам (дом-дома) и падежам. | ||||
С какими морфологическими признаками имени существительного вы готовы работать на уроке? | Вопросы, род, склонение, падеж | ||||
Иван Иванович предлагает вам попробовать установить закономерность в написании окончаний имён существительных в разных падежах и научиться отличать написание –е, –и в окончаниях родительного, дательного и предложного падежей. - Ребята, для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы одноклассников, а так же не бояться высказывать свои суждения. Результативность своей работы вы увидите в конце урока в листах самооценки. (зачитать критерии оценок с доски) Результатом нашей работы на уроке будет совместно составленная таблица – помощница написания падежных окончаний существительных. - Наш урок состоит из нескольких этапов.1 этап – минутка чистописания. |
Цель: коррекция навыка написания буквы «с» и её соединений. Компетенции Знания: знать критерии правильного написания Умения: уметь правильно писать букву «с» и её соединения, проводить самооценку выполненной работы Форма работы индивидуальная | 3. Минутка чистописания | Презентация (1) Слайд № 6 | Перед вами слова. Определите, что в них общего. | Все эти слова имена существительные, потому что они отвечают на вопросы: кто? что? | 3 мин |
Возьмите в руки светофорчик. Если значения всех слов вам понятны, покажите зелёный сигнал светофорчика. Если значение одного или нескольких слов вам неизвестно, то покажите красный сигнал светофорчика. | Показывают нужный сигнал светофора | ||||
Как вы объясните значение слова космос взрослому человеку? | Космос – это вселенная. | ||||
Как бы вы объяснили значение этого слова ученику 2 класса, если бы он обратился к вам за помощью? | Космос – безграничное небесное пространство. | ||||
Какая буква есть в каждом из слов, представленных на слайде. Нижнее и верхнее соединения этой буквы в словах вызывает у вас затруднение. Я прописала каждому в тетради образец написания буквы «эс» и её соединений. Поработайте над каллиграфией | В каждом слове есть букв «эс»
Индивидуальная работа детей в тетрадях. | ||||
Оцените себя в листе самооценки по следующим критериям: аккуратность, правильность написания прописной, строчной букв и соединений, наклон по данному мной образцу. | Оценивают свою работу в листе самооценки, учитель проходит по рядам и анализирует качество работы ребят. | ||||
Вы все справились с заданием и объективно оценили себя. Иван Иванович дарит вам первую букву. | Учитель вывешивает на доску красочную букву «р». | ||||
Цель: обеспечить актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания Компетенции Знания: знать названия падежей и падежных вопросов Умения: уметь изменять существительные по падежам Форма работы индивидуальная самостоятельная работа | 4. Актуализация знаний. (Работа с таблицей) | Презентация (1) Слайд № 7 Слайд № 8 | Профессор Самоваров предлагает вам поработать с таблицей. Найдите у себя на парте таблицу № 1. Измените выделенное для вас слово по падежам, обозначьте окончания, и оцените себя по критериям, представленным в листе самооценки. | Дети работают самостоятельно. | 3 мин |
Один ученик индивидуально работает у доски. Каждое слово имеет свой номер на слайде, напротив номера запиши окончание слова, его род и склонение, сформулируй свойства существительных 1,2 и 3 склонений. | Ученик выполняет задание на доске 1. – а, м.р., 1 скл. 2. – а, ж.р., 1 скл. 3. – е , ср.р., 2 скл. 4. , м.р., 2 скл. 5. ь ж.р., 3 скл. 6. ь , ж.р., 3 скл. Под номером 1 и 2 записаны существительные 1 склонения, так как к 1 склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончанием - а, - я. Под номером 3 и 4 записаны существительные 2 склонения, так как ко 2 склонению относятся имена существительные среднего рода с окончаниями – о, - е. Под номером 5 и 6 записаны существительные 3 склонения, так как к 3 склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце, обозначающим мягкость предшествующего согласного и имена существительные женского рода с ь на конце, после шипящего. | ||||
Сверьте свою работу с образцом, представленным на слайде. Оцените правильность написания окончания в листе самооценки. Если все окончания в словах записаны верно, поставьте оценку «5». Если допустили 1 ошибку, то поставьте оценку «4». Если допустили 2 ошибки – поставьте «3». Ивану Ивановичу понравилась ваша работа, он дарит вам следующую букву | Дети сверяют свою работу с образцом, допущенные ошибки исправляют и оценивают свою работу в листах самооценки. (учитель вывешивает на доске рядом с буквой «р» букву «о». ) | ||||
Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки, обнаруженные в выполнении домашнего задания ошибки Компетенции Знания: знать названия падежей и падежных вопросов Умения: уметь использовать алгоритм при изменении существительных по падежам Форма работы: индивидуальная работа | 5. Проверка домашней работы | Презентация (1) Слайд № 9
| Профессор Самоваров предлагает вам поработать с таблицей, в которой указаны только окончания имён существительных. Проверьте, насколько правильно выполнено вами домашнее задание используя данную таблицу. Семенова Аня и Новосельцев Леня выходят к доске для выполнения индивидуальных заданий. Домашнюю работу девочек я проверила на перемене. | Дети по таблице на слайде проверяют выполнение домашнего задания | 5 мин |
Ане разобрать по составу слова: Сынишка, солнце, сушь. Ребята, кто согласен с разбором слов просигнальте светофорчиком? | Сынишка, солнце, сушь. После выполнения разбора дети проверяют с помощью светофорчиков | ||||
Леониду разобрать имя существительное, как часть речи, пользуясь памяткой. | Сибирь – сущ, Сибирь, собств., неодуш, ж.р., 3 скл, И.п., ед.ч. | ||||
Правильность выполнения домашней работы оцените по критериям, данным в листе самооценки. Встаньте, кто выполнил работу так же. Молодцы. Профессор Самоваров дарит вам ещё букву и предлагает отдохнуть. | Дети работают с листами самооценки вывешивает на доске рядом с буквой «о» букву «в». | ||||
Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся и закрепления лексических навыков (определение склонения существительных) | Физминутка | Презентация (1) Слайд № 10 | Встаньте, посмотрите по сторонам. Иван Иванович привёл к вам сказочных героев. Вы будете отдыхать и в то же время работать над новым интересным заданием. Почему Профессор Самоваров разместил сказочных героев Машу, медведя и Ариэль на разных стенах? Проведём игру «Будь внимателен». Я буду называть слова, а вы должны поворачиваться к той стене, на которой помещён сказочный герой того же склонения. Молодцы, вы показали, что умеете определять склонения имён существительных. | Эти слова разных склонений. Маша – это существительное 1 склонения, потому что оно женского рода с окончанием – а. Медведь – это существительное 2 склонения, потому что оно мужского рода с нулевым окончанием. Ариэль - это существительное 3 склонения, потому что оно женского с ь на конце, обозначающим мягкость предшествующего согласного Ягода1, заяц2, вагон2, Москва, учитель2, сирень3, календарь2, библиотека1, коллектив, степь 3 | 1 мин |
Презентация (1) Слайд № 11 | Часто в определении падежа имени существительного возникают трудности. Давайте проверим, сможем ли мы преодолеть эти трудности. Иван Иванович предлагает отметить в таблице № 2 падеж имени существительного, определение которого вызывает у вас затруднения. (Пока дети выполняют, пройти посмотреть.) Многие из вас отметили, что трудности вызывает определение именительного и винительного падежей неодушевлённых имён существительных, потому что и в именительном и в винительном падеже они отвечают на вопрос: что? Иван Иванович предлагает поработать с учебником, над материалом, который вызывает у вас сомнения. | Дети самостоятельно отмечают в таблице трудные для определения имён существительных падежи. |
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации работы над выделенной проблемой, направленной на приобретение недостающих знаний Компетенции Знания: Знать, что нужно делать, чтобы верно определить падеж имени существительного Умения: уметь ставить 2 падежных вопроса или смысловой и падежный вопросы к имени существительному Форма работы: Фронтальная и индивидуальная самостоятельная работа | 6. Представление образовательной информации | Презентация (1) Слайд № 12 | Откройте учебник на с.9, прочитайте задание к упражнению 12. Прочитайте 1 и 2 предложение. Назовите выделенные имёна существительные и сформулируйте вопрос, на который они отвечают.
| Выделенные слова отвечают на вопрос что? | 10 мин |
Сможем ли мы, поставив только вопрос что? определить падеж этих существительных. | Нет. На этот вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные в именительном и в винительном падежах. | ||||
Что же нам нужно сделать, независимо от того, одушевлённое или неодушевлённое это имя существительное? Вам нужно правильно определить падеж имени существительного. С чего мы начнём? Алгоритм определения падежа имени существительного
Появляются предложения на доске по мере ответов детей на вопросы Желающий выходит к доске и определяет падеж имени существительного по представленному алгоритму. 3 и 4 предложение самостоятельно с опорой на алгоритм, составленный на доске и выполненные задания. - Проверьте по образцу, на слайде. правильность выполнения работы. Оцените свою работу в листе самооценки. | Чтобы правильно определить падеж имени существительного, к нему лучше ставить два падежных вопроса, например, кто? что?, кого? чего? И т.д. 1. Найдём слово, от которого зависит выделенное. 2. Поставим два вопроса от этого слова к имени существительному. 3. По вопросам и предлогам определим падеж имени существительного. Дети самостоятельно работают в тетрадях, 2 ученика определяют падеж существительных с объяснением у доски Люблю (кого? что?) руки (В.п.) Сделали (кто? что?) руки. (И.п.) 3 и 4 предложение самостоятельно. Проверяют и оценивают свою работу. | ||||
Молодцы, Иван Иванович дарит вам новую букву(н) и просит вас самостоятельно прочитать его слова внизу с.9 в учебнике. Что нового вы узнали? Давайте синтаксический разбор предложения и поучимся ставить смысловые вопросы. Сверьте свою работу с работой на доске. Просигнальте правильность выполнения работы учеником у доски. | Мы узнали, что кроме падежных вопросов, определить падеж нам помогают и смысловые вопросы. Дети выполняют самостоятельно в тетрадях, а один ученик выполняет разбор на закрытой части доски. Снежинки тихо ложились на землю. (Повествоват, невоскл., распр., простое, без однор. членов) Показывают нужный сигнал светофора. | ||||
Цель: создать условия для формирования навыков самостоятельной работы Компетенции: Знания: знать алгоритм определения падежа имени существительного, падежные вопросы Умения: уметь пользоваться алгоритмом определения падежа имени существительного Форма работы: фронтальная и индивидуальная. | 7. Применение полученных знаний | Телешкола. Русский язык. 4 класс (2), (3) | Профессор Самоваров предлагает вам выполнить задания № 2, 3. Урока 11 Телешколы по теме «Имя существительное» в разделе «Тренируемся», а Шпанова Регина, Нурутдинова Ольга самостоятельно поработают, в разделе «Контроль».Выполнят 1 итоговое задание, как только получат оценку за свою работу возвращаются на своё место и продолжают работать с классом. На перемене я познакомлюсь с выполненными заданиями. | 8 мин | |
Прочитайте 1 вопрос. У кого готов ответ, можно выйти к компьютеру и показать свой вариант ответа, пользуясь алгоритмом, записанным на доске. Результат вы видите сразу. | Фронтальная работа с заданием Телешколы. Кто готов показывает свой вариант ответа и объясняет. Дети выходят объясняют ход выполнения задания, сразу видят оценку свой работы. | ||||
Прочитайте 2 задание. Выберите правильный вариант ответа. Проверьте себя, используя ресурс Телешколы. Какую проблему помогли вам решить, выполненные на уроке задания. Профессор Самоваров предлагает, воспользовавшись таблицей, назовите окончания имён существительных в Р.п. 1 и 3 склонения? Ребята показали 2 варианта ответов – и, - ы. Кто прав? | Работают фронтально, объясняют свой вариант ответа, но итог выполнения задания будет виден в конце выполнения задания Дети показывают нужную гласную букву | ||||
Покажите, какое окончание имеют существительные в Р., Д., П.падежах 3 склонения. Покажите, какое окончание имеют существительные в П.падеже 3 склонения и в Р.п. 1 склонения? Мысленно соедините линии, которые я назвала. Какая геометрическая фигура у вас получилась? Покажите, какое окончание имеют существительные в Д.и П.падежах 1 склонения? Покажите, какое окончание имеют существительные в П.падеже 1 и 2 склонения? Мысленно соедините линии, которые я назвала. Какая геометрическая фигура у вас получилась? | Треугольник Маленький треугольник | ||||
Слайд 13 | Ваши ответы Профессор Самоваров оформил в таблицу. Вот она. Эту таблицу запомните на всю жизнь, если хотите грамотно писать. (Слайд № 13) | ||||
Цель: научить анализировать, систематизировать и обобщать полученные на уроке знания. Компетенции Знания: знать падежные и смысловые вопросы Умения: уметь определять склонение, падеж имён существительных и правильно писать окончания имен существительных Форма работы: индивидуальная самостоятельная работа | 8. Самостоятельная работа | Пользуясь данной таблицей, вставьте пропущенные окончания в имена существительные. Запишите вопросы, которые вы задаёте к имени существительному, определите склонение и падеж, выделите окончания. Работу оформляем в рабочей тетради. Задания находятся за спинкой вашего стула. I вариант. . II вариант | Находят задания для самостоятельной работы и выполняют её в тетрадях. | 5 мин | |
Сверьте свою работу с образцом, который находится у вас под стулом. I вариант. . II вариант | Находят образец и проверяют выполненную работу | ||||
Оцените себя в листке – самооценки Профессор Самоваров добавил вам последнюю букву(е). | Оценивают свою работу по критериям, сформулированным в листе самооценки. | ||||
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели Компетенции: Знания: знать падежные окончания имен существительных Умения: уметь определять падежи. Форма работы: фронтальная | 10. Рефлексия | Презентация (1) Слайд № 14 | Итак, какую же проблему вы решали на уроке? Что же главное в определении падежа имени существительного и написании правильного падежного окончания? Подведём итог. Из букв, выданных профессором Самоваровым, составьте слово. И узнайте слово – оценку за свою работу. Посчитайте количество баллов, которые вы поставили себе в течение урока в листе – самооценки. Если вы получили 24– 25 баллов, то за работу на уроке поставьте оценку «5», 23 - 20 баллов – «4», 19 – 15 баллов – «3». Встаньте, кто получил «5», «4». Урок подходит к концу, каждый из вас оценил себя, определил свои достижения и выявил трудности. Но, наверное, есть ребята, которые хотят, чтобы их работа была оценена мною сегодня. Кто готов показать свою работу на проверку учителю? Сдайте работы. Я рада, что все сдали работы на проверку, значит, тема сегодняшнего урока не вызвала у вас затруднений. | Научились определять падежи имён существительных. Полученные выводы систематизировали в таблице. Найти слово, от которого зависит существительное, правильно поставить два падежных вопроса или смысловой вопрос от главного слова к имени существительному; по вопросам и предлогам, определить падеж имени существительного. ВЕРНО Дети работают с листами самооценки Встают те дети, кто готов сдать работу на проверку. (Если все встали) | 5 мин |
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения Компетенции Знания: знать формы работы над домашним заданием Умения: уметь выбрать нужный вариант домашнего задания для себя Форма работы: фронтальная | 11. Информация о домашнем задании | Презентация (1) Слайд № 15 | Я предлагаю два варианта домашнего задания на выбор: 1) Телешкола, задания группы «Контроль» № 2, 3; 2) Написать текст о школе, выписать 10 словосочетаний из этого текста. Выделить окончания у имён существительных, определить род, склонение и падеж. Запишите задание в дневник. Наш урок закончен. Спасибо за работу на уроке. | Выбирают и записывают свой вариант домашнего задания в дневник. | 1 мин |
Приложение№1
Листок самооценки
Тема урока «Правописание падежных окончаний имён существительных»
№ п/п | Название этапа урока | Оценка | Критерии оценки |
1 | Минутка чистописания | - аккуратность; - правильное соединение и написание прописной и строчной букв; - наклон. | |
2 | Работа с таблицей | -правильное написание окончаний существительных; - правильное употребление предлогов. | |
3 | Проверка домашнего задания | - правильность написания окончаний; - знание падежных вопросов. | |
4 | Работа с учебником | - правильность определения падежа. | |
5 | Самостоятельная работа | - правильность определения склонения существительных; - правильность определения падежа; - правильность написания окончания; правильная постановка вопроса. | |
Общий балл за урок | |||
Оценка за урок |
24 – 25 баллов – оценка «5»
23 – 20 баллов – оценка »4»
19 – 15 баллов – оценка «3»
Приложение №2
Определение какого падежа у имён существительных вызывает у вас затруднения
Падеж | Вопросы | Твой вариант ответа |
И.п. | кто? что? | |
Р.п. | кого? чего? | |
Д.п. | кому? чему? | |
В.п. | кого? что? | |
Т.п. | кем? чем? | |
П.п. | о ком? о чём? |
Приложение №3
Таблица №1
Падеж | Слова – помощники | Вопросы | Предлоги | Примеры | |||||
1 скл | 2 скл | 3 скл | |||||||
И | существует | кто? что? | - | сынишка | сестрица | солнце | космос | Сибирь | сушь |
Р | нет | кого? чего? | для, от, без, у, до, из, вокруг, с | ||||||
Д | дарю | кому? чему? | к,по | ||||||
В. | вижу | кого? что? | за, в, на, про, через | ||||||
Т. | любуюсь | кем? чем? | с, над, под, за, перед | ||||||
П. | думаю, говорю | о ком? о чём? | о, на, в, при |
Дидактический материал:
1.Карточки со словами и словосочетаниями для работы в парах.
2. Карточки с заданиями для самостоятельной работы по вариантам
I вариант
II вариант
3. Карточки для проверки самостоятельной работы
I вариант
II вариант
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник 4 класс. 2 часть,М.: «Просвещение», 2011;
2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Уроки русского языка. 4 класс. М.: «Просвещение»,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Представленный материал является уроком русского языка в 4 классе УМК Гармония по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.Класс: 4.Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных око...
Карточки-тренажёры по русскому языку 3 класс по теме " Падежные окончания имен существительных"
Данный материал предназначен для проверки знаний по теме : "Падежные окончания имен существительных"...
Презентация по русскому языку, 3 класс ПНШ "Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе."
Данная презентация предусмотрена, как дополнительный материал при закреплении темы "Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...
Конспект урока по русскому языку «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц» 3 класс
Тип урока: Урок открытия новых знаний Класс: 3 ГТема: «Гласные о и е в окончаниях имен сущест...
Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России" Цели:...