Этап урока /учебная ситуация | Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
|
|
| Действия педагога | Действия обучающегося |
1. Самоопределение к деятельности Орг. момент | Личностные УУД: - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Метапредметные УУД: - самоконтроль, - самооценка. Предметные: - «предметная» готовность к предстоящей деятельности
| Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) | - Ребята, чтобы настроиться на урок, закроем глазки. Представим цвет и звук, которые соответствуют вашему настроению. Я надеюсь, что краски вашего настроения приятных оттенков, а звуки – мелодичные. Быстренько проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
| Ученики выполняют самооценку готовности по критериям: - правильность выбора учебных принадлежностей,
- правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
- самостоятельность подготовки,
- настрой на урок.
|
2. Актуализация знаний, мотивация
| Личностные УУД: ЦО к умению воспринимать задание; ЦО к самостоятельной практической деятельности; ЦО к умению сравнивать, оценивать результаты своей деятельности. Метапредметные УУД: - умение воспринимать задание, определять результат, цель и способ деятельности; - самоконтроль, - самооценка. Предметные: - понимание предметного содержания задания; - представление о цели, результате (предметных ЗУН).
| Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания | Звучит песня из кинофильма «Приключение Буратино» Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не ученый, не поэт, А покорил весь белый свет, Кого повсюду узнают, Скажите, как его зовут? Появляются сказочные герои - помощники: Буратино, Мальвина, Пьеро. - Сегодня вместе с Буратино пришли его верные друзья: Мальвино и Пьеро. Наши сказочные герои будут вашими помощниками на протяжении всего урока. Буратино, обращаясь к ребятам, предлагает ему помочь: - Ребята, я очень торопился к вам на урок и у меня из азбуки высыпались буквы. Учитель просит выйти к доске тех ребят, у которых на парте лежат карточки с гласными буквами. - Сколько ребят должно выйти? Почему? - Распределитесь на группы по определенному признаку. - По какому признаку ребята распределились на группы? Учитель просит сесть на свои места группу детей с карточками гласных, которые указывают на твердость согласного. - Ребята, почему я решила оставить данную группу? В чем особенность этих гласных? Назовите их. Минутка чистописания Придумайте узор из букв, обозначающих мягкость согласных, запишите в тетрадь. - Как поняли задание? Что получим в результате выполненного задания? - Выполняем задание.
|
- Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!
- Должно выйти 10 ребят, потому что в русском языке 10 гласных букв.
Ученики распределяются на 2 группы.
- На гласные, которые указывают на твердость и мягкость согласных.
Дети садятся на свои места.
- В этой группе есть гласные, которые обозначают два звука (е, ё, ю, я,).
Дети проговаривают этапы выполнения задания. - В результате получим записанный узор из гласных букв.
Дети составляют свои узоры из гласных букв, (е, ё, и, ю, я), записывают в тетрадь. Учащиеся в группах представляют свое выполненное задание. |
3. Постановка учебной задачи | Личностные УУД: ЦО к умениям самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия. Метапредметные УУД: - умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель, тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия. - целеполагание. Предметные: - представление о неизученном предметном содержании и способов его применения.
| Личностные УУД: ЦО к умениям самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия. Метапредметные УУД: - умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель, тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия. - целеполагание.
| - Буратино предлагает вам записать предложение про своих друзей. Мальвина и Пьеро играли на поляне. (вместо имен на слайде картинки с изображением героев)
Ученики – помощники проверяют выполненное задание. Мальвина возвращается довольная, Пьеро – грустный. - Пьеро, почему ты такой грустный?
- Ребята, какой возникает вопрос?
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
- Какая цель нашего урока?
|
Ученики записывают предложение, вместо изображений героев вписывают их имена.
- Я растерян, почему – то мое имя ребята записали по – разному. (на слайде запись: Перо – Пьеро)
- Когда в словах нужно писать разделительный мягкий знак? - Правописание слов с разделительным ь.
- научиться писать слова с разделительным мягким знаком; - слушать и слышать учителя и своих товарищей; - уважать мнение своих товарищей…
|
4. Решение учебной задачи
4.1. Депроблематизация
4.2. Моделирование
4.3. Алгоритмизация
| Личностные УУД: ЦО к умениям самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели. Метапредметные УУД: - умение самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели. Учебные действия: исследование, критика. Предметные: - знание в виде понятия.
Личностные УУД: ЦО к умению создавать зрительный образ. Метапредметные УУД: - умение создавать зрительный образ понятия. Учебные действия на уровне адекватного переноса знаний. Предметные: - модель понятия (модель нового способа деятельности)
Личностные УУД: ЦО к умению строить алгоритм деятельности, вносить существенные дополнения, уточнять алгоритм. Метапредметные УУД: - умение строить алгоритм деятельности, вносить существенные дополнения, уточнять алгоритм. Учебные действия: исследование, критика Предметные: - проект понятия в виде алгоритма. Уточненный алгоритм деятельности.
| Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | - Прочитайте пару слов: Перо – Пьеро.
- Внимательно посмотрите и послушайте, чем они отличаются? Эта буква не обозначает звука, но с помощью нее можно превращать одни слова в другие. Смотрите внимательно! Учитель разрезает карточку «перо», отделяя букву П от ЕРО. Раздвигает части слова и между ними вставляет Ь. Учитель предлагает побыть ученикам в роли волшебника. Каждой группе предлагает изменить слово, вставив ь.
- Почему мягкий знак называется разделительным? Что же «разделяет» мягкий знак? Учитель задает уточняющие вопросы: - В какой части слова пишется разделительный ь? - После каких букв он пишется? - Перед какими буквами?
- Откройте учебники на стр. 130 и сравните свои предположения с выводами в учебнике. Учитель предлагает ученикам изобразить это правило в виде схемы. Организует через диалог понимание задания. (Ученики – помощники Мальвина, Пьеро и Буратино выступают в роли консультантов).
- Достигли ли мы основной цели нашего урока: научиться писать слова с разделительным мягким знаком? - Чего нам не достает для достижения поставленной цели? Учитель обращает внимание детей на слайд №: - Герои сказки помогут нам определить нужный порядок действий.
- Первый шаг: … - Второй шаг:… - Третий шаг…
Учитель предлагает ученикам сравнить составленный алгоритм с алгоритмом в учебнике на стр. 131.
Наши герои составляли вместе с нами алгоритм. Послушайте высказывание каждого из них, подумайте и определитесь, с чьим мнением вы согласны. Пьеро: Я всё понял, но у меня остались вопросы. Мальвина: Я всё поняла, могу работать по алгоритму. Буратино: Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому. Если вы согласны с первым утверждением, закрасьте картинку Пьеро, со вторым - Мальвину, с третьим -Буратино. - Достигли ли мы основной цели нашего урока: научиться писать слова с разделительным мягким знаком? - Чего нам не достает для достижения поставленной цели?
| Дети читают.
Эти слова отличаются написанием (разделительный ь), произношением (звук [й’]) и значением.
Работа в группе. Дети разрезают слова: полю, Коля, полёт, тюлени, семя и вставляют разделительный ь. У учеников при выполнении работы образовались новые слова: полью, Колья, польёт, тюленьи, семья.
- Он разделяет согласную от гласной.
- Разделительный ь пишется в корне.
- Разделительный ь пишется после согласных. - Разделительный ь пишется перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ученики делают вывод о том, что предположение совпало с выводами в учебнике.
Каждая группа представляет правило – схему. После обсуждения, на слайде появляется схема:
Ученики высказывают разные точки зрения: частично, не полностью, не до конца…
- Пошаговых действий, плана действий, алгоритма.
Дети высказывают разные предположения, верные из которых, после обсуждения, фиксируются учениками – помощниками на слайде.
Ученики убеждаются в том, что составленный ими алгоритм верный.
Учащиеся определяются в выборе, закрашивают сказочного героя, чье мнение они разделяют.
Ученики высказывают разные точки зрения: частично, не полностью, не до конца…
- Закрепить полученные знания; - Применить полученные знания… |
5. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) | Личностные УУД: ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. Метапредметные УУД: - умение выполнять задание по алгоритму. Учебные действия Предметные: - верное выполнение задания по алгоритму.
| Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. | Учитель предлагает детям, работая по алгоритму, определить в каких именах героев – помощников пишется мягкий знак. Мальвина и Пьеро предлагают определить, какую роль играет мягкий знак в их именах, работая с учащимися по алгоритму: Пьеро: - С чего вы начнёте свою работу? - Что вы услышали? - Где вы услышали этот звук? - Какой можно сделать вывод? Аналогичную работу с учениками проводит Мальвина, действуя по алгоритму. Тематическая физминутка. По разным сторонам класса располагаются сказочные герои помощники. Учитель называет учащимся слова, если слово с разделительным ь - дети направляются к Пьеро, если в слове ь обозначающий мягкость - к Мальвине, если нет ь - к Буратино.
|
Учащиеся называют героев: Мальвину и Пьеро. Ребята с учениками – помощниками выполняют действия по алгоритму. - Произнесём слово вслух, послушаем, как оно звучит. - Услышали [й']. - После согласной, перед гласной е. - В слове Пьеро пишется разделительный ь Учащиеся выполняют работу, действуя по алгоритму. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Личностные УУД: ЦО к умению выполнять задание на закрепление знаний и способов действий. Метапредметные УУД: - умение выполнять задание на закрепление знаний и способов действий. Учебные действия Предметные: - прочные знания и умения выполнять задания данной темы по построенному алгоритму.
| Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | Учитель предлагает ученикам выполнить практическую работу в парах с использованием алгоритма, в результате которой должны получить фамилию автора книги, героями которой являются ученики – помощники на уроке: Мальвина, Пьеро, Буратино.
| Мягкий знак | Разд. ь | 1. Соф…я |
| + | 2. Ол…га | + |
| 3. Тат…яна |
| + | 4. Игор… | + |
| 5. Ил…я |
| + | 6. Натал…я |
| + | 7. Ул…яна |
| + |
Учитель организует через диалог понимание задания: - Как поняли задание? Все согласны с…? Кто не понял задание? Что должны получить в результате выполненного задания? Критерии оценивания (на слайде): 7 баллов – Отлично! 6 баллов – Хорошо! 5баллов и менее – Старайся! - Какое ключевое слово получилось в результате? Какое отношение имеет это слово к нашему уроку? - Оцените свою работу. Поднимите карточку с цветом, соответствующую критерию оценки. | Ученики проговаривают алгоритм выполнения задания.
Учащиеся выполняют работу. После выполнения задания, оценивают свою работу с помощью ключа.
КЛЮЧ | Мягкий знак | Разд.ь | Л | Т | О | Б | Ъ | Л | С | Я | В | Т | Л | О | Е | Й |
Дети называют ключевое слово: Толстой. - Это автор книги про наших сказочных героев «Приключение Буратино».
Дети оценивают свою работу в соответствием с критериями. |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов | Личностные УУД: ЦО к умению выполнять задание на повторение и закрепление изученного ранее. Метапредметные УУД: - умение выполнять задание на повторение и закрепление изученного ранее. Предметные: - прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее.
| Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов. | - Как мы можем применить новое знание? Буратино читает стихотворение представленное на слайде: Осен., осен.ю, ден.ки, Мал.чик, окун., окун.ки, Кол.я, стул.я и скам.я, Крыл.я, брат.я и сем.я. Расскажи, зачем и как Служит в речи мягкий знак. (Н.М. Бетенькова) - Какое задание к данному тексту вы можете предложить? Учитель дифференцирует задания по уровням. - Предлагаю вам выбрать задание себе по силам: Первый уровень: - спишите слова, вставляя буквы. Второй уровень: разделите слова на две группы: с ь - показателем мягкости согласного и с разделительным ь, и запишите в тетрадь. Третий уровень: придумайте ещё по три слова к каждой из групп. Организует через диалог понимание задания: - Как поняли задание? Все согласны с…? Кто не понял задание? Что должны получить в результате выполненного задания?
| - Использовать слова на новое правило в предложениях и текстах.
Учащиеся предлагают различные варианты заданий.
Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях. В случае затруднений учащиеся обращаются к помощникам-консультантам: Буратино, Мальвина, Пьеро.
|
8. Оценка | Личностные УУД: ЦО к умению самостоятельно контролировать и оценивать свои результаты, способы их достижения. Метапредметные УУД: - самоконтроль; - самооценка. Предметные: - прочные знания и умения по изученной теме.
| Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | Организует ситуацию оценки знаний и способов действий. Предлагает выполнить самостоятельную/контрольную работу, оценить результаты, способы их достижения.
После завершения работы учащимися, образец правильно выполненных заданий появляется на слайде (I уровень, II уровень), для самооценки своей работы по алгоритму.
| Выполняют предложенную самостоятельную/контрольную работу. Оценивают результаты, способы их достижения.
Учащиеся, выполнившие задание I и II уровней, проверяют и оценивают свою работу по алгоритму самооценки.
Учащиеся, выполнившие задание III уровня называют свои варианты слов и оценивают свою работу по алгоритму самооценки. |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности | Личностные УУД: ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Метапредметные УУД: - учебно – познавательный интерес; - целеполагание; - самоконтроль; - самооценка; - коммуникативные УУД. Предметные: - прочные знания и умения по изученной теме.
| Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | - Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале нашего урока?
- Какая и как возникла проблема? - В чем возникла потребность? Интерес? - Что мы хотели получить в результате? - Достигли ли мы основной цели нашего урока?
- Какие учебные действия совершали? - Получили желаемый результат? - В чем для вас ценность данного знания?
Учитель обращает внимание на слайд, где обозначены следующие утверждения: Я всё понял, но у меня остались вопросы. Я всё понял, могу работать по алгоритму. Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому. - Если вы согласны с первым утверждением, выберите картинку с изображением Пьеро, со вторым утверждением – Мальвину, с третьим - Буратино. Учитель предлагает учащимся выбрать лист самооценки, на котором
изображён понравившийся герой с мячиком. - Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы цвета. Каждую часть мячика раскрасьте в соответствии с определённым уровнем оценки.
-Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? - Спасибо за сотрудничество! Домашнее задание. - Мальвина, Буратино и Пьеро предлагают вам придумать грамматическую сказку на новое правило.
| - научиться писать слова с разделительным мягким знаком; - слушать и слышать учителя и своих товарищей; - уважать мнение своих товарищей…
Ответы учеников.
- Научились писать слова с разделительным мягким знаком.
Ученики высказывают свое мнение.
Учащиеся определяются и выбирают лист самооценки, на котором изображен герой с мячиком. Мячик разделен на четыре части.
Три части мячика соответствуют видам работ на уроке: - Работа в группе.
- Практическая работа в паре.
- Самостоятельная работа.
Четвёртая часть определяет эмоциональное отношение к уроку.
Учащиеся раскрашивают мячик, разделённый на 4 части.(соответственно цвету).
Высказывания детей.
|