Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок закрепления знаний направлен на отработку у учащихся умения различать гаголы по лицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4_kl.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель Егорова С.В.,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А.Гагарина,
г. Калининград
Тема - Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам.
Цель – Научить различать глаголы по лицам.
Ход урока:
- Ввод в тему.
Учитель читает текст, записанный на доске.
Мальчик Васенька у окошка сидит
И тихонько ногой шевелит.
Вот к окошку подходят друзья,
Предлагают они соловья.
«Я все вижу», - он им ответ дает.
И тихонько птицу он себе берет.
Ну, а птица непростая,
Знает больше попугая.
Говорит она ему: « Я не знаю,
Почему решил меня ты приютить,
Коль уж так, тому и быть,
Надо тайну мне открыть.
У. Разделите глаголы из этого стихотворения на группы.
Д. Здесь есть глаголы в форме настоящего, прошедшего времени и неопределенной форме.
У. Приведите примеры.
Д. Предлагают (что делают?) – настоящее время.
-Быть (что делать?) – неопределенная форма глагола.
- Решил (что сделал?) – прошедшее время.
У. Выпишите только глаголы в форме настоящего времени, укажите вопрос. Приведите один пример устно.
Д. (Что делает?) сидит.
Во время работы хожу по классу, смотрю в тетради. Детям, которые допустили ошибку, задаю вопрос: какие глаголы вы написали?
У. Птичка молвила такое словцо,
В нем загадка и разгадка.
Итак, слово лицо.
Что это такое? У кого или у чего может быть лицо?
Д. Лицо – это часть головы. Лицо – это имеется в виду человек.
- Работа по развитию речи.
Показываю детям запись на доске.
Лицо – особа, человек.
Часть головы человека. Лицо ткани (противоположное – изнанка).
Лицо здания (фасад), лицо монеты.
У. Посмотрите, какое любопытное слово – сколько разных предметов оно обозначает. А я предлагаю прочитать следующие выражения. Они меня очень заинтересовали, поэтому я хочу с вами поделиться.
С лица воду не пить.
Я тебя выведу налицо (расскажу всю правду) Не ударить в грязь лицом.
- Как вы понимаете эти выражения?
- Придумайте ситуацию, когда можно их использовать.
Д. Женя, завтра контрольная, не ударь в грязь лицом.
- Этот мальчик плохой. Почему ты так решил? Он некрасивый! Так с лица воду не пить.
3. Тема урока.
У. Посмотрите, какой замечательный русский язык! Сколько нам может рассказать одно слово! Но и это еще не все тайны этого слова. Вот, например, глаголы в форме настоящего времени имеют лица. Понаблюдайте.
Прочитайте текст, записанный на доске.
Я иду, и ты идешь,
А навстречу нам идет прямо по речке теплоход.
Мы идем, они идут,
Вы идете рядом тут.
- Глаголы имеют три лица. Но здесь у слова лицо другое значение – это не какая-то персона, а определенный человек.
- Вот я (показываю на себя); вот мы (показываю на себя и на класс) – это 1-е лицо, когда человек говорит о себе. Я с другом пошел гулять. 2-е лицо. Ты, вы – когда мы обращаемся к собеседнику. 3-е лицо: он, она, оно, они – когда говорим о тех людях, которых нет с нами сейчас. А теперь приведите примеры.
Дети приводят примеры.
- Давайте попробуем с вами составить таблицу. Первое, что мы узнали?
Д. Глагол имеет три лица.
- Глагол может изменяться по числам.
У. Докажите с помощью конкретного примера, запишите его на доске.
Я несу, и мы несем.
Ед.ч. мн.ч.
- Молодцы! Возьмем глаголы составляю и учу. Мы же с вами составляем таблицу и учимся определять лицо глаголов.
Запись таблицы.
1-е лицо я - составляю, учу.
2-е лицо ты – ешь-, -ишь-.
3-е лицо – он – ет, -ит-.
Мы – ем-, -им-.
Вы – ете-, -ите-.
Они – ют, -ат-.
- Что вы заметили?
Д. Окончания изменяются.
У. Откройте учебник на стр.87, прочитайте правило. Какой делаем вывод?
Д. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
У. А теперь проспрягайте два глагола ждать, лежать сами.
- Окончания выделяем вместе, когда делаем проверку.
- Сейчас я предлагаю другое задание. Я буду называть глагол, а вы должны его записать, выполнив условие.
На доске: дует, ревет, стучит, воет, свистит, качает, срывает.
Я читаю написанные на доске глаголы и к каждому называю условие.
Дети отвечают на вопрос учителя, используя таблицу.
У. Как будет звучать глагол дует в форме 2-го лица ед.числа?
Д. Дуешь.
У. Как будет звучать глагол ревет в форме 3-го лица мн.числа?
Д. Ревут.
У. Как будет звучать глагол стучит в форме 1-го лица мн.числа?
Д. Стучим.
У. Как будет звучать глагол воет в форме 2-го лица мн.числа?
Д. Воете.
4. Работа по развитию речи.
У. К какому существительному можно отнести эти глаголы?
Д. К ветру.
У. Составьте и запишите предложения с этими глаголами и существительным. Самостоятельно выполните упр.№141 стр.88 (часть 2).
5. Домашнее задание (упр.№143 стр.88).
6. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам....
Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам
Открытый урок на семинаре директоров "Здоровьесберегающие технологии "...
Конспект урока «Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам (спряжение)» + презентация
УМК "Перспектива "...
"Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам" 3 класс
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам....
Конспект урока русского языка «Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК "Перспектива"4 класс)
Цели деятельности учителя: -научатся спрягать глаголы в настоящем времени;-находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;Тип урока: открытие нового знанияПланируемые рез...
Урок русского языка "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам".
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам....
Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам 4 класс
с практики, на фрагмент редачить...