Конспект урока «Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам (спряжение)» + презентация
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Астахова Ирина Александровна

УМК "Перспектива "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: «Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам (спряжение)»

Цели деятельности учителя: научатся спрягать глаголы в настоящем времени; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты

предметные: научатся образовывать спрягаемые личные формы глаголов в настоящем времени; отработают навык написания мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

           Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, 4 класс, 2 часть; презентация к уроку; карточки с заданием.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг.момент

≈ 1

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- А для того, что бы урок прошел хорошо вам понадобится  много хорошего настроения, трудолюбия и находчивости.

Приветствовать  учителя.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

≈ 3

Минутка чистописания.

- Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

- На доске вы видите слова:

Мечтаешь, строит, клеят, рисуешь.

- Запишите их себе в тетрадь каллиграфически.

Писать каллиграфически.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: уст. граммат.упр.

≈ 5

Актуализация опорных знаний.

- Что объединяет эти слова? (являются глаголами)

- Что такое глагол?  Что обозначает? ( Это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.)

- На какие вопросы отвечает? (Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

- Как изменяются глаголы?  (по числам)

- Измените глаголы, которые вы записали в тетради по числам.

- А сегодня мы будем изучать изменение глаголов по времени.

- Ребята, прочитайте тему нашего урока, (Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам) и определите цель (Научиться изменять глаголы в настоящем времени.

Отвечать на вопросы, повторять ранее изученный матеариал.

Выполнять уст.грам. упр.

Определять цели и пути их достижения.

К: участвуют в учебном диалоге; строят реч. высказывания.

4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: фронтальная проверка.

Словес.: чтение определения из учебника.

Прак.: анализ таблицы.

Прак.: письм.граммат.упр

Словес.: формулирование правила.  

Практич.: письм. граммат. упр.

Прак.: письмен. граммат. упр.

≈ 7

≈ 2

≈ 6

≈ 1

≈ 6

≈ 5

Изучение нового материала.

Упражнение 140.

- Глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назовите их парами.(я-мы, ты-вы,он-они) Мы будем изменять глаголы при помощи личных местоимений, вопросов, выделять окончания у глаголов. 

 - Сейчас я раздам вам карточки. Это задание вы будете выполнять самостоятельно.

Образец:  

                    Я (что делаю?) леч у , ид у.

                    Ты (что делаешь?) лет ишь , ид ёшь .

- Готовы проверять? У кого по-другому?

- Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).

- Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).

- Что остаётся неизменным? (Корень)

- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).

- Что мы делали? (изменяли глаголы по лицам и числам)

-Такое изменение имеет своё название, давайте прочитаем.

- Что правило из учебника дополняет наше?  (изменяются в настоящем и будущем времени, при спряжении меняется окончание)

- Из каких частей состоит правило? (из 3).

- Кто может обобщить и сформулировать правило самостоятельно?

Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Работа с таблицей

- А теперь рассмотрим таблицу.

- Посмотрите на глаголы в настоящем времени по таблице.

- Сколько колонок в таблице? (2, гл.ед числа и мн.числа)

- Что в первой колонке?  (гл.ед.числа) 

- Какое местоимение у 1лица? Какие могут быть окончания?

- Что заметили? (окончания меняются).

- Какую орфограмму вы заметили во 2-ом лице ед.ч? (Мягкий знак в глаголах после шипящих)

Упражнение141

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

( спряжение)

- Ребята, посмотрите упражнение 141, прочитайте задание.

-Что вам нужно сделать в этом упражнении? (выписать глаголы в наст.вр. и определить лицо и число каждого глагола.)

- Прочитайте 1-ое предложение , найдите глагол, назовите ,в каком времени стоит глагол, докажите. (Скачет(что делает?)-нас.вр.)

- Что нужно сделать, чтобы определить, лицо и число глагола? (подставить местоимение)

- Какое местоимение подставим ?(он скачет)

- «Он скачет» в каком числе? (в единственном)

Образец:

Скач ет , лет ит , гоня ешь , волну ешь , ве ешь , люб им  , выезжа ют .

- Итак, давайте повторим, что нужно сделать, чтобы определить лицо и число глагола?

Вывод: Чтобы определить лицо и число гл. в нас. вр, надо установить лицо и число местоимения, с которым этот глагол может сочетаться.

Физминутка

Ребята, а теперь давайте встанем из-за парт и немного отдохнем.

Руки подняли и покачали;

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули;

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, даже покажем –

Руки сложили назад.

Упражнение142

- Ребята, прочитайте задание к упражнению 142.

-Что говорится в задании? Что вам нужно сделать? (поставить глаголы в форму наст.вр. и проспрягать их)

- Мы опять будем заниматься спряжением, а что значит проспрягать? ( Изменить глаголы по лицам и числам)

- Прочитайте глаголы. В какой форме? (в начальной ф.)

- А нам нужно в какой? (в форме нас.вр.)

- Как это сделать? ( подставить местоимение)

- Давайте, первое слово выполним вместе. (1ученик у доски)

Образец:

     ед.ч                                                 мн.ч.

 я       леч у

ты     лет ишь

он     лет ит

мы        лет им

вы         лети те

они       лет ят

-Остальные слова проспрягайте самостоятельно.

-Сравните свою работу с доской, у кого по-другому?

-Что мы делали? (проспрягали глаголы) Что значит, проспрягали? (изменили по числам и лицам)

Упражнение143

-Следующее упражнение вы будите выполнять самостоятельно. На что вы будите обращать внимание? (на местоимение или существительное)

- Первое предложение читаем сразу с изменением.  (Я люблю тебя, милая Родина!) Какое число? Какое лицо? Как подпишите?

Образец:

Я любл ю тебя, милая Родина!

- А теперь запишите правильно, указывая число, лицо, не забывайте выделять окончания.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

- Кто допустил ошибки? Почему?  

Отвечать на вопросы.

Проверять работу.

Отвечать на вопросы.

Анализировать правило.

Делать вывод.

Работать с таблицей.

Определять время и лицо глаголов.

Делать вывод.

Повторять движения.

Поставить глаголы в форму настоящего времени.

Проспрягать глаголы.

Поставить глаголы в форму настоящего времени.

Определить число и лицо.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.

П:дополняют и расширяют знания.

П.: Строить логическую цепь рассуждений.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П.: формулировать вывод на основе выделения существенных признаков.

Л: установка на здоровый образ жизни.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; применяют освоенные способы действия.

П: синтез, обобщение.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

5.

Итог урока. Рефлексия

 

≈4

- Ребята, а сейчас давайте подведем итоги нашего урока.

- Итак, ребята, какую цель мы с вами поставили на сегодняшний урок? (Научиться изменять глаголы в настоящем времени)

- Достигли цели?

- Как изменяются глаголы? (по лицам и числам)

- Каким одним словом можно назвать такое изменение глаголов? (спряжением) Кто обобщит?

-Продолжите фразу:

Я ЗНАЮ…………..

Я МОГУ………………..

Я УМЕЮ………………..

Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ……………….

Обобщать изученное.

Л: самооценка;

П: рефлексия способов и условий действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мечтаешь, строит, клеят, рисуешь.

Слайд 2

Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам Тема: Цель: Научиться изменять глаголы в настоящем времени

Слайд 3

- изменение окончаний глаголов по лицам и числам . Спряжение

Слайд 5

Они (что делают?) лет ят , ид ут . Я (что делаю?) леч у , ид у . Ты (что делаешь?) лет ишь , ид ёшь. Он (что делает?) лет ит , ид ёт . Мы (что делаем?) лет им , ид ём . Вы (что делаете?) лет ите , ид ёте .

Слайд 6

я леч у ты лет ишь он лет ит мы лет им вы лети те они лет ят ед.ч. мн.ч.

Слайд 7

-Продолжите фразу: Я ЗНАЮ………….. Я МОГУ……………….. Я УМЕЮ……………….. Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ……………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам

Открытый урок на семинаре директоров "Здоровьесберегающие технологии "...

Конспект урока «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам(в единственном числе)» («Школа России»)3 кл.

Конспект урока «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам(в единственном числе)» («Школа России»)3 кл....

Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам

Урок закрепления знаний направлен на отработку у учащихся умения различать гаголы по лицам....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК "Перспектива"4 класс)

Цели деятельности учителя: -научатся спрягать глаголы в настоящем времени;-находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание;Тип урока: открытие нового знанияПланируемые рез...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (4 класс)

Цель урока: формирование навыка спряжения глагола в настоящем времениЗадачи урокаДидактические:Знать понятие «спряжение», личные местоимения, времена глаголаУметь определять спряжение глаг...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.Задачи урокаДидактические:формировать умение изменять ...