Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дятлова Надежда Анатольевна

Урок русского языка (ПНШ) по теме:  "Омонимы, синонимы, антонимы" ( с созданием интеллект карты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx74.19 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс. ПНШ. Тема: «Значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы»

Цель: Учащиеся получат возможность научиться моделировать, структурировать информации.

Планируемый результат:

Предметный:

- общее представление о понятии «лексическое значение» слова, важности лексического значения слова, значимости синонимов, антонимов, омонимов в речи,

Метапредметный результат

Регулятивные:

- определять необходимые действия в соответствии с учебной  и познавательной задачей.

- осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий.

Коммуникативные:

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения  в соответствии с поставленной группой задач.

- представлять в устной форме или письменной форме развернуты план собственной деятельности.

Познавательные:

- объединять предметы и явления в группы по определенным признака, сравнивать и обобщать факты;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую их ключевого слова и соподчиненных ему.

Личностные:

-проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

-самовыражение

1.Орг момент  Меня зовут………..

2 Введение в тему.

           

Гимнастика .-Что Вы видите перед собой …..посмотрите в правый верхний угол….. и т д? (слова)

(есть лишняя запись, это не слово, у всех есть значение, а у этого нет)

-Докажите, что эти слова имеют значения.

Можно ли произвести изменения в последнем слове, чтобы это тоже стало словом? ( поменять буквы местами).

-Получилось ли слово? Докажите.  (имеет значение)

3. Определение темы и цели урока

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего нашего урока («Значение слов»).

-Откройте  «Содержание» учебника и сверьте, верно ли нами сформулирована тема.

-Почему наш урок сегодня начинается именно  с этих 4  слов? (версии ребят)

приглашаю вас сегодня стать туристами и отправиться в поход на покорение новой вершины русского языка. Какую вершину нам сегодня покорить?

 

   

-Открываем страницу 38 учебника. Вносим уточнение «Повторение старого и открытие нового».

Вношу слова :

-Давайте, исходя из темы, определим цели нашего урока .

-Дойти до вершины мы сможем с 3 сторон. У нас есть сегодня три пути и все мы должны пройти.

-Посмотрите на подножие горы. Знакомы ли вам их названия? Как они связаны с названием вершины?

Целевая установка:

- Двигаясь по ним,  нам сегодня предстоит вспомнить то, что мы уже знаем, сделать новые открытия и каждому из вас  составить карту нашего похода.

Правила работы с картой.

  1. Работаем цветными ручками или фломастерами
  2. Печатными буквами. Почему печатными? Давайте вспомним карты, с которыми вы еже работали, рассматривали. Какой шрифт вы там могли увидеть?

 

Внесем первые записи в нашу карту.  ВЕРШИНА, ПУТИ

4. Актуализация имеющихся знаний

- Итак, вперед! Нас ждет большая работа.

- А что нужно, чтобы поход был успешным? (устанавливаем правила похода)

-Дело ладится лучше тогда, когда рядом есть надежное плечо друга.

Работать будем и в парах, и в группах, а это значит …

 (Напомнить, спросить Правила работы в паре).                ВЫВЕСИТЬ!

 

Выполнив 1 задание, мы узнаем, какой путь будет 1.

- Собираясь в поход, каждый турист берет с собой рюкзак.

 - Содержимое нашего рюкзака находится в конверте с эмблемой рюкзака (конверт). Работаем в паре             (ВЫВЕСИТЬ ЗНАЧОК ПАРЫ!)

Инструкция:

-Достаньте содержимое, рассмотрите и объедините их в пары. Обоснуйте свой выбор.  

-Полученные пары запишите в рабочем листе  . (Картинки: день-ночь (свет – тьма), север-юг, лето – зима (жара – холод), радость –грусть, друг- враг.)

Проверка.

Выполняя это задание, с какими орфограммами вы столкнулись? (УСТНО!!!)

-На какой путь нужно поставить значок  рюкзака? Почему?

– Итак, с какими словами мы сейчас работали? (антонимы)

- Дайте определение термину АНТОНИМ- одним словом! (противоположный)

-Запишите это ключевое слово на нужном пути. Выберите одну из пар картинок антонимов, наклейте ее на полянку Антонимов и подпишите подходящей парой слов.

- Внизу от задания вы видите дополнительная строчка-самооценки. Если вы правильно  выполнили задание, то нарисуйте в клетке под рюкзачком любой значок, (какой захотите).

-А сейчас у нас привал. А что это такое?            

-У каждого туриста на привале должны быть свои обязанности.  Мы их сейчас распределим. Для этого разделимся на группы.     (ВЫВЕСИТЬ ЗНАЧОК ГРУППЫ!)

Алгоритм работы:

  1. Объединиться в группы.
  2. Распределяем роли: презентатор, фиксатор.
  3. Знакомимся с заданием.
  4. Выполняем и представляем результат одноклассникам.

Целевая установка.

-В пространстве класса есть листы разного цвета  с заданиями.  Соотнесите цвет своего рабочего листа с ними и подойдите туда. Переверните лист, прочитайте внимательно задание и выполните его.

                              (Источник – ключ – родник – ручей

                              лаваш – булка – калач – каравай

                               палатка – киоск – шатер – ларёк

                               дрова – хворост – валежник – ветки

                              песня – гимн – романс - серенада)

  Проверка: Заслушиваем ответственных от групп

- Слова какой группы по значению получили?

-  Где на нашей карте сделаем зарубку и поставим палатку? Почему? (общий смысл)       Запишите это ключевое слово на нужном пути                 

-Напечатайте одну из групп на полянке синонимов, подчеркните в ней орфограммы.

На рабочем листе оцените,  насколько максимально вы отработали в группе.

- Какой путь у нас еще не обозначен  знаком? (омонимы)

- Что вы о них знаете ?    

-Отдохнём  у  костра?  На доске вы видите слова. Выберите одно из них, запишите на полянке Омонимов и выполните к нему рисунки, исходя из возможных значений. (ключ, лист, лук, молния) Звуки природы           

Проверка.

На рабочем листе оцените, насколько у вас получилось выполнить это задание.

-Дайте определение термину ОМОНИМ одним словом (одинаковый). Запишите это ключевое слово на нужном пути

5. Открытие нового знания

-То, что мы делали, это было повторение старого или открытие нового?

  -Тогда вперед, мои путешественники, к новым открытиям.                

-Рассмотрите еще раз очень внимательно эти слова. Кто из вас увидел в них нечто общее?  (часть ОНИМ)

-Верно, Эти слова пришли к нам из греческого языка. ОНИМ – это общий для всех слов корень, означает «Имя»

                       

-Запишите эти три слова в столбик в  свой рабочий лист. Выделите в них корень ОНИМ.

-Но у каждого из этих слов еще есть и свой особый корень.

В  слове АНТОНИМ – АНТ, СИНОНИМ -  СИН, ОМОНИМ – ОМ (выделяем)

-Посмотрите на нашу карту, кто догадался, что означает на греческом слово АНТ? (противоположный). СИН? (общий), ОМ? (одинаковый)

-Посмотрите теперь  на эти  слова  в ваших рабочих листах. Какие это слова, судя по строению? (сложные)

-Раз  СИН (иногда СИМ), АНТ, ОМ ( иногда ОМО) - это корни сложного слова , то они он могут охотно соединяться с другими корнями.

6. Первичное закрепление.  

Составьте пары и постарайтесь дать объяснения полученным  словам

Ант - арктика, анти- циклон. сим –фония, сим – патия, сим - метрияант-и патия

                                   ( единое + звучание) ( единое +чувство)  ( единый +размер)

7. Домашнее задание.

Найти в словарях, узнать у взрослых, какие есть еще слова с такими корнями, записать их в тетради и доказать, что ваше слово подходит.

8.Рефлексия.

- Наш поход подошёл  к концу. Наша карта заполнена.

-Наша сегодняшняя вершина покорена. И. как делают настоящие покорители вершин, мы на нашу вершину устанавливаем флажок

У каждого из вас к рабочему листу прикреплены три флажка. Выберите нужный флажок, подойдите и установите( прикрепите) его на вершине

            -мне было легко в пути, извлек большую пользу

            -встретился с трудностями, но справился

            -этот поход был для меня очень труден

Итак , последний флажок установлен, всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...