Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка (ПНШ) по теме: "Омонимы, синонимы, антонимы" ( с созданием интеллект карты)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 74.19 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс. ПНШ. Тема: «Значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы»
Цель: Учащиеся получат возможность научиться моделировать, структурировать информации.
Планируемый результат:
Предметный:
- общее представление о понятии «лексическое значение» слова, важности лексического значения слова, значимости синонимов, антонимов, омонимов в речи,
Метапредметный результат
Регулятивные:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.
- осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий.
Коммуникативные:
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной группой задач.
- представлять в устной форме или письменной форме развернуты план собственной деятельности.
Познавательные:
- объединять предметы и явления в группы по определенным признака, сравнивать и обобщать факты;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую их ключевого слова и соподчиненных ему.
Личностные:
-проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
-самовыражение
1.Орг момент Меня зовут………..
2 Введение в тему.
Гимнастика .-Что Вы видите перед собой …..посмотрите в правый верхний угол….. и т д? (слова)
(есть лишняя запись, это не слово, у всех есть значение, а у этого нет)
-Докажите, что эти слова имеют значения.
Можно ли произвести изменения в последнем слове, чтобы это тоже стало словом? ( поменять буквы местами).
-Получилось ли слово? Докажите. (имеет значение)
3. Определение темы и цели урока
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего нашего урока («Значение слов»).
-Откройте «Содержание» учебника и сверьте, верно ли нами сформулирована тема.
-Почему наш урок сегодня начинается именно с этих 4 слов? (версии ребят)
-Я приглашаю вас сегодня стать туристами и отправиться в поход на покорение новой вершины русского языка. Какую вершину нам сегодня покорить?
-Открываем страницу 38 учебника. Вносим уточнение «Повторение старого и открытие нового».
Вношу слова :
-Давайте, исходя из темы, определим цели нашего урока .
-Дойти до вершины мы сможем с 3 сторон. У нас есть сегодня три пути и все мы должны пройти.
-Посмотрите на подножие горы. Знакомы ли вам их названия? Как они связаны с названием вершины?
Целевая установка:
- Двигаясь по ним, нам сегодня предстоит вспомнить то, что мы уже знаем, сделать новые открытия и каждому из вас составить карту нашего похода.
Правила работы с картой.
- Работаем цветными ручками или фломастерами
- Печатными буквами. Почему печатными? Давайте вспомним карты, с которыми вы еже работали, рассматривали. Какой шрифт вы там могли увидеть?
Внесем первые записи в нашу карту. ВЕРШИНА, ПУТИ
4. Актуализация имеющихся знаний
- Итак, вперед! Нас ждет большая работа.
- А что нужно, чтобы поход был успешным? (устанавливаем правила похода)
-Дело ладится лучше тогда, когда рядом есть надежное плечо друга.
Работать будем и в парах, и в группах, а это значит …
(Напомнить, спросить Правила работы в паре). ВЫВЕСИТЬ!
Выполнив 1 задание, мы узнаем, какой путь будет 1.
- Собираясь в поход, каждый турист берет с собой рюкзак.
- Содержимое нашего рюкзака находится в конверте с эмблемой рюкзака (конверт). Работаем в паре (ВЫВЕСИТЬ ЗНАЧОК ПАРЫ!)
Инструкция:
-Достаньте содержимое, рассмотрите и объедините их в пары. Обоснуйте свой выбор.
-Полученные пары запишите в рабочем листе . (Картинки: день-ночь (свет – тьма), север-юг, лето – зима (жара – холод), радость –грусть, друг- враг.)
Проверка.
Выполняя это задание, с какими орфограммами вы столкнулись? (УСТНО!!!)
-На какой путь нужно поставить значок рюкзака? Почему?
– Итак, с какими словами мы сейчас работали? (антонимы)
- Дайте определение термину АНТОНИМ- одним словом! (противоположный)
-Запишите это ключевое слово на нужном пути. Выберите одну из пар картинок антонимов, наклейте ее на полянку Антонимов и подпишите подходящей парой слов.
- Внизу от задания вы видите дополнительная строчка-самооценки. Если вы правильно выполнили задание, то нарисуйте в клетке под рюкзачком любой значок, (какой захотите).
-А сейчас у нас привал. А что это такое?
-У каждого туриста на привале должны быть свои обязанности. Мы их сейчас распределим. Для этого разделимся на группы. (ВЫВЕСИТЬ ЗНАЧОК ГРУППЫ!)
Алгоритм работы:
- Объединиться в группы.
- Распределяем роли: презентатор, фиксатор.
- Знакомимся с заданием.
- Выполняем и представляем результат одноклассникам.
Целевая установка.
-В пространстве класса есть листы разного цвета с заданиями. Соотнесите цвет своего рабочего листа с ними и подойдите туда. Переверните лист, прочитайте внимательно задание и выполните его.
(Источник – ключ – родник – ручей
лаваш – булка – калач – каравай
палатка – киоск – шатер – ларёк
дрова – хворост – валежник – ветки
песня – гимн – романс - серенада)
Проверка: Заслушиваем ответственных от групп
- Слова какой группы по значению получили?
- Где на нашей карте сделаем зарубку и поставим палатку? Почему? (общий смысл) Запишите это ключевое слово на нужном пути
-Напечатайте одну из групп на полянке синонимов, подчеркните в ней орфограммы.
На рабочем листе оцените, насколько максимально вы отработали в группе.
- Какой путь у нас еще не обозначен знаком? (омонимы)
- Что вы о них знаете ?
-Отдохнём у костра? На доске вы видите слова. Выберите одно из них, запишите на полянке Омонимов и выполните к нему рисунки, исходя из возможных значений. (ключ, лист, лук, молния) Звуки природы
Проверка.
На рабочем листе оцените, насколько у вас получилось выполнить это задание.
-Дайте определение термину ОМОНИМ одним словом (одинаковый). Запишите это ключевое слово на нужном пути
5. Открытие нового знания
-То, что мы делали, это было повторение старого или открытие нового?
-Тогда вперед, мои путешественники, к новым открытиям.
-Рассмотрите еще раз очень внимательно эти слова. Кто из вас увидел в них нечто общее? (часть ОНИМ)
-Верно, Эти слова пришли к нам из греческого языка. ОНИМ – это общий для всех слов корень, означает «Имя»
-Запишите эти три слова в столбик в свой рабочий лист. Выделите в них корень ОНИМ.
-Но у каждого из этих слов еще есть и свой особый корень.
В слове АНТОНИМ – АНТ, СИНОНИМ - СИН, ОМОНИМ – ОМ (выделяем)
-Посмотрите на нашу карту, кто догадался, что означает на греческом слово АНТ? (противоположный). СИН? (общий), ОМ? (одинаковый)
-Посмотрите теперь на эти слова в ваших рабочих листах. Какие это слова, судя по строению? (сложные)
-Раз СИН (иногда СИМ), АНТ, ОМ ( иногда ОМО) - это корни сложного слова , то они он могут охотно соединяться с другими корнями.
6. Первичное закрепление.
Составьте пары и постарайтесь дать объяснения полученным словам
Ант - арктика, анти- циклон. сим –фония, сим – патия, сим - метрияант-и патия
( единое + звучание) ( единое +чувство) ( единый +размер)
7. Домашнее задание.
Найти в словарях, узнать у взрослых, какие есть еще слова с такими корнями, записать их в тетради и доказать, что ваше слово подходит.
8.Рефлексия.
- Наш поход подошёл к концу. Наша карта заполнена.
-Наша сегодняшняя вершина покорена. И. как делают настоящие покорители вершин, мы на нашу вершину устанавливаем флажок
У каждого из вас к рабочему листу прикреплены три флажка. Выберите нужный флажок, подойдите и установите( прикрепите) его на вершине
-мне было легко в пути, извлек большую пользу
-встретился с трудностями, но справился
-этот поход был для меня очень труден
Итак , последний флажок установлен, всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...