Методические рекомендации по использованию краеведческого материала на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Лунёва Ольга Алексеевна

В реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, особое место занимает курс изучения русского языка. В обязательном минимуме содержания  начального образования образовательная область представлена компонентами «Русский язык как государственный», «Русский язык как родной». В базисном учебном плане на курс изучения родного языка в начальной школе отводится больше половины учебного времени. И это понятно. Язык является универсальным средством хранения и передачи информации об истории и культуре народа. 

Мы часто говорим – родина, отчизна и не всегда разграничиваем эти понятия. Между тем для многих из нас родина – это место рождения, а отчизна – это необъятность Россия. Любовь к Родине, стремление служить народу и своей стране не возникает у людей сами по себе. Необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воздействовать на человека. Изучение малой Родины, родного края, земли на которой родился и рос,  начинается любовь к Родине. Тамбов и тамбовская земля – это часть великой России, это наш Родной край. Пейзажи Тамбова заставляют вглядываться в себя. Родной дом всегда красив, даже если он скромен и украшен только полевыми цветами – незабудками, васильками, купальницами. Эти цветы, этот ландшафт освобождает человеческую душу для творчества.

Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира.

Познавая наше прошлое, мы учимся жить сегодня. Славной истории нашего города, быту его жителей, а главное – памяти поколений, не единожды сменивших друг друга и образующих «времён связующую нить».

Тамбов сегодня – город не просто с богатой историей, а ещё  и город развивающийся. Он красив  не только своим культурным наследием, но и своими парками, строительством современных зданий.

В нашем городе нет неисторических мест, просто мы недостаточно глубоко знаем  свою историю и культуру города. И совершенно естественно, что для нашей страны с её необъятными пространствами, с многообразием жизненного уклада краеведение имеет особый смысл. Использование на уроках русского языка местного краеведческого материала имеет огромное значение для формирования, расширения и углубления представлений о родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю. Изучение истории города Тамбова способствует реализации воспитательного потенциала в изучении русского языка. 

Приобщаясь к духовно-нравственным ценностям русского народа, знакомясь с историей Тамбова, дети получают возможность осмыслить язык как величайшее творение человечества, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей, как главное средство общения. 

В учебниках отсутствует материал, раскрывающий особенности малой Родины. На уроках русского языка привлекается местный языковой материал, исторические факты, биографии земляков, поэтический материал писателей  о Тамбове, о природе тамбовского края, географические сведения, легенды. Включение краеведческого материала в урок русского языка способствует воспитанию гордости за героические свершения земляков, формированию бережно отношения к памятникам духовной культуры, к природе родного края. Это повышает не только интерес к предмету, но и расширяет представления об истории земли Тамбовской, о современном Тамбове. 

Краеведческий материал должен занят достойное место на уроках родного языка, как значимое средство подготовки школьников к жизни, он даёт возможность ученикам и учителю стать равноправными участниками поиска, открытия.

Включение этого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.

Знакомство со своей «малой» родиной способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. 

Данное пособие включает в себя методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию краеведческого материала на уроках русского языка. В пособии представлен краеведческий материал для повторения и систематизации, обобщения знаний и умений по русскому языку по каждой теме. Работа с краеведческой лексикой может проводиться на разных этапах урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichesk_rekomend_po_kraevedeniyu_1.doc1.9 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект коррекционно – развивающего занятия. Тема: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка»

План конспект коррекционно – развивающего занятия по теме: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному)  на материале уроков русского языка» составлен с учетом программы коррекционно – разви...

Методические рекомендации использования ИКТ на уроках английского языка.

Представлены методические рекомендации, как можно лучше использовать ИКТ на уроках английского языка как в дошкольном учреждении так и на уроках младших школьников....

Методические рекомендации использования ИКТ на уроках английского языка.

Использование ИКТ на уроках английского языка (методические рекомендации)...

Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младших школьников

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков. В данном материале показана ра...

Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младшего школьника.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по...

Методический материал по теме "Использование фразеологизмов на уроках русского языка"

laquo; Использование фразеологизмов на уроках русского языка»Цель мастер класса: показать приемы, которые можно использовать на уроках русского языка для обогащения словаря учащихся начальных к...