Методические рекомендации по использованию краеведческого материала на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
В реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, особое место занимает курс изучения русского языка. В обязательном минимуме содержания начального образования образовательная область представлена компонентами «Русский язык как государственный», «Русский язык как родной». В базисном учебном плане на курс изучения родного языка в начальной школе отводится больше половины учебного времени. И это понятно. Язык является универсальным средством хранения и передачи информации об истории и культуре народа.
Мы часто говорим – родина, отчизна и не всегда разграничиваем эти понятия. Между тем для многих из нас родина – это место рождения, а отчизна – это необъятность Россия. Любовь к Родине, стремление служить народу и своей стране не возникает у людей сами по себе. Необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воздействовать на человека. Изучение малой Родины, родного края, земли на которой родился и рос, начинается любовь к Родине. Тамбов и тамбовская земля – это часть великой России, это наш Родной край. Пейзажи Тамбова заставляют вглядываться в себя. Родной дом всегда красив, даже если он скромен и украшен только полевыми цветами – незабудками, васильками, купальницами. Эти цветы, этот ландшафт освобождает человеческую душу для творчества.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира.
Познавая наше прошлое, мы учимся жить сегодня. Славной истории нашего города, быту его жителей, а главное – памяти поколений, не единожды сменивших друг друга и образующих «времён связующую нить».
Тамбов сегодня – город не просто с богатой историей, а ещё и город развивающийся. Он красив не только своим культурным наследием, но и своими парками, строительством современных зданий.
В нашем городе нет неисторических мест, просто мы недостаточно глубоко знаем свою историю и культуру города. И совершенно естественно, что для нашей страны с её необъятными пространствами, с многообразием жизненного уклада краеведение имеет особый смысл. Использование на уроках русского языка местного краеведческого материала имеет огромное значение для формирования, расширения и углубления представлений о родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю. Изучение истории города Тамбова способствует реализации воспитательного потенциала в изучении русского языка.
Приобщаясь к духовно-нравственным ценностям русского народа, знакомясь с историей Тамбова, дети получают возможность осмыслить язык как величайшее творение человечества, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей, как главное средство общения.
В учебниках отсутствует материал, раскрывающий особенности малой Родины. На уроках русского языка привлекается местный языковой материал, исторические факты, биографии земляков, поэтический материал писателей о Тамбове, о природе тамбовского края, географические сведения, легенды. Включение краеведческого материала в урок русского языка способствует воспитанию гордости за героические свершения земляков, формированию бережно отношения к памятникам духовной культуры, к природе родного края. Это повышает не только интерес к предмету, но и расширяет представления об истории земли Тамбовской, о современном Тамбове.
Краеведческий материал должен занят достойное место на уроках родного языка, как значимое средство подготовки школьников к жизни, он даёт возможность ученикам и учителю стать равноправными участниками поиска, открытия.
Включение этого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.
Знакомство со своей «малой» родиной способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное.
Данное пособие включает в себя методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию краеведческого материала на уроках русского языка. В пособии представлен краеведческий материал для повторения и систематизации, обобщения знаний и умений по русскому языку по каждой теме. Работа с краеведческой лексикой может проводиться на разных этапах урока русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichesk_rekomend_po_kraevedeniyu_1.doc | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект коррекционно – развивающего занятия. Тема: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка»
План конспект коррекционно – развивающего занятия по теме: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка» составлен с учетом программы коррекционно – разви...
Методические рекомендации использования ИКТ на уроках английского языка.
Представлены методические рекомендации, как можно лучше использовать ИКТ на уроках английского языка как в дошкольном учреждении так и на уроках младших школьников....
Методические рекомендации использования ИКТ на уроках английского языка.
Использование ИКТ на уроках английского языка (методические рекомендации)...
Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младших школьников
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков. В данном материале показана ра...
Использование материалов уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира как средство развития исследовательской и познавательной деятельности младшего школьника.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по...
Методический материал по теме "Использование фразеологизмов на уроках русского языка"
laquo; Использование фразеологизмов на уроках русского языка»Цель мастер класса: показать приемы, которые можно использовать на уроках русского языка для обогащения словаря учащихся начальных к...
Методические рекомендации на тему "Использование пословиц на уроках русского языка"
Использование пословиц на уроках русского языка....