Методический материал по теме "Использование фразеологизмов на уроках русского языка"
статья по русскому языку (3 класс)

Шишкина Ирина Петровна

« Использование фразеологизмов на уроках русского языка»

Цель мастер класса: показать приемы, которые можно использовать на уроках русского языка для обогащения словаря учащихся начальных классов.

Задачи: применение фразеологизмов на разных этапах урока с целью расширения кругозора, определение  фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимовпри изучении частей речи на основе уже известных знаний.
 

Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

 Но на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами бедными в лексическом отношении. Я думаю, что изучение фразеологии играет огромную роль для развития речи. Так, при подготовке к исследовательской работе, я увидела, что многие учащиеся не понимают фразеологизмы, не могут их объяснить. Поэтому я решила на разных этапах урока русского языка  систематически вводить фразеологизмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс на тему

« Использование фразеологизмов на уроках русского языка»

Цель мастер класса: показать приемы, которые можно использовать на уроках русского языка для обогащения словаря учащихся начальных классов.

Задачи: применение фразеологизмов на разных этапах урока с целью расширения кругозора, определение  фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов при изучении частей речи на основе уже известных знаний.

Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

 Но на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами бедными в лексическом отношении. Я думаю, что изучение фразеологии играет огромную роль для развития речи. Так, при подготовке к исследовательской работе, я увидела, что многие учащиеся не понимают фразеологизмы, не могут их объяснить. Поэтому я решила на разных этапах урока русского языка  систематически вводить фразеологизмы.

Я считаю,что знакомство с ними должно быть целенаправленным элементом работы в системе развития речи, что дает огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребенка.

Итак, первый этап-чистописание. Здесь, используя фразеологический словарь, можно начать с первых уроков в алфавитном порядке.

Например, на букву А.

Абсолютный нуль-

Апогей славы-

Прочитайте словосочетания. Как вы их понимаете? Как называюся данные словосочетания? (фразеологизмы)На какой звук начинаются?

А аб А ав А аг...

Спишите, продолжив закономерность.

Второй этап -словарная работа.

Завершите предложение:

Трудится как…(муравей)

Порхает как…(бабочка)

Ползет как…(черепаха)

     Кривляется как…(обезьяна)

-Как понимаете? Запишите слова-отгадки.  Какие это слова? Подчеркните орфограммы.

Также можно на данном этапе проводить  игру “Фотоглаз”. На доске записан фразеологизм. Ворона в павлиньих перьях. (Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства.) Ищи ветра в поле. (Не вернешь обратно.) Ждать у моря погоды. (Надеяться на что-либо.)

-Прочитайте  и запишите только выделенное слово.  Оно является словарным. А при проверке следует вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят.

На следующем  этапе урока- также можно применить фразеологические обороты с целью определения темы урока.

Например, можно использовать кроссворд.

Перед вами кроссворд, разгадайте его и определите тему урока.

Фразеологизмы, фразеологические обороты можно также применять на уроках при изучении различных тем.  

Например, 1) при изучении  частей речи, в подборе синонимов и антонимов можно предложить ряд упражнений. Предлагаю несколько своих заданий:

Например:

1) Подбери к данному фразеологизму синоним, используя справочный материал .

Витать в облаках –
Во все глаза –

Мухи не обидит-
На посылках –

Справочный материал: на побегушках, строить воздушные замки, в оба глаза, тише воды и ниже травы.

2) Замени в выражениях глаголы антонимами.

Терять силы. – находить
Выходить из тупика. – заходить
Тратить время. – беречь
Вбить в голову. – выбросить

3) Замени во фразеологизме глагол синонимом.

Болеть душой.- волноваться
Бить тревогу. – беспокоиться
Попасть в точку. – угадать
Дрожать как осиновый лист. – мерзнуть
Держать в уме. – помнить

5). Замени фразеологический оборот наречием. (как?)

Как снег на голову. – неожиданно
С минуту на минуту. – скоро, сейчас
В час по чайной ложке. – медленно
Пальчики оближешь. – вкусно
С горем пополам. – еле-еле
Писать как курица лапой. – небрежно, плохо

6). Подбери к данному фразеологизму антоним.

Брать себя в руки. – Выходить из себя.
Заварить кашу. – Расхлёбывать кашу.
Засучив рукава. – Спустя рукава.
Первым делом. – В последнюю очередь.
В лучшем случае. – На худой конец.

2) при изучении темы «Текст» можно предложить комплексные задания:

А)Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы. (Задание может быть предложено в игровой форме: “Кто больше найдёт фразеологизмов в тексте?”  О значении каких фразеологизмов вы догадались? Назовите их и объясните значение.

“Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему всё нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились, и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй- в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…

3.При изучении темы «Предложение» можно предложить следующие задания.

А. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете?

Вы не слушайте Серёжу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Серёжу: он всегда преувеличивает.

Б) Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось?

(Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и
загрустила.
Кирилл целый день
бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает.)
Первого сентября Оля проснулась
очень рано.

Справочный материал: (Повесить нос. Водить за нос. Ни свет ни заря. Бить баклуши. Пропустить мимо ушей.)

В) Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?

(Вася красиво, как курица лапой, написал письмо. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка, сломя голову, остановился.)

4. А чтобы оживить работу по построению диалога можно также использовать фразеологизмы.

1. Прочитайте выражения. Объясните их значение. Ответьте на вопросы.

Твой друг живёт близко от тебя? (Да, в двух шагах, от моего дома)
– Ты давно изучаешь английский язык? (Нет, без году неделя.)
– По-моему, твой друг хорошо потрудился? (Нет, он палец о палец не ударил.)
– Бабушка любит свою внучку? (Да, она в ней души не чает.)

2. Закончите диалог одним из выражений: (как две капли воды, был на седьмом небе).

Что ты подарил своему другу на день рождения?
– Щенка.
– И как он его принял?
– Он… (был на седьмом небе).
– Мама, как тебе нравится мой новый друг?
– Ничего.
– Правда, он похож на своего папу?
– …(как две капли воды).

Для закрепления фразеологизмов можно предложить следующие задания:

1) составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом;

2) составление словариков по разным тематическим группам;

3) Найти или нарисовать иллюстрацию к фразеологизму.

Я считаю, что работа над фразеологизмами должна строиться по следующему алгоритму:

1) В каком классе можно предложить такие упражнения (со 2 по 4 класс)
2) Сколько фразеологизмов на уроке следует рассматривать.  (во 2 класс – 2 фр., в 3 классе – 3 фр., в 4 классе – 4 фр.)
3) Соотнести фразеологический материал с изучаемой темой.
4) Обязательно обеспечить закрепление рассмотренных фразеологизмов.

 Работа с фразеологизмами обращает учащихся непосредственно к языку, возбуждая интерес к нему, без чего не может быть решена задача развития речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Фразеологизмы на уроках русского языка и чтения"

Доклад содержит материалы по работе с фразеологизмами  и историю их появления....

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

методическая разработка по теме самообразования: Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка

Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...

Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся".

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся"...