План конспект коррекционно – развивающего занятия. Тема: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
План конспект коррекционно – развивающего занятия по теме: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка» составлен с учетом программы коррекционно – развивающих занятий «Развитие понятийного и творческого мышления» (4 класс), основная цель которой состоит в развитии операций и процессов мышления, переноса всех полученных теоретических знаний на учебные предметы, активизации познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_rusanova_la_korr_deduktsiya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 561 Калининского района Санкт – Петербурга Русанова Л.А., учитель начальных классов |
План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс
Тема: «Дедуктивные умозаключения (от общего к частному) на материале уроков русского языка»
Цель: Развитие умений делать выводы от общего к частному.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать формированию межполушарных связей путём упражнений "Ленивая восьмёрка".
- Воспитывать навыки диафрагмального дыхания с помощью БОС- технологии на основе материалов литературного чтения (4 класс) .
- Корректировать навыки письма через выполнение упражнений в безотрывном письме.
- Развивать мышление на основе упражнений в развитии навыков умозаключений от общего к частному.
- Развивать мышление через выполнение упражнений на анализ и синтез понятий.
Образовательные:
- Продолжать учить детей анализировать общие понятия и, с упором на них, делать выводы, находить близкие связи между понятиями (на материале уроков русского языка).
- Повторить и закрепить определения имени существительного и глагола.
- Повторить и закрепить умение в объяснении орфограммы «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь», отрабатывать правильность написание слов с этой орфограммой.
- Закрепить навыки правописания словарных слов (собака, стакан, свитер).
- Пополнять и обобщать активный словарь за счет используемых на занятии слов - понятий.
Воспитательные:
- Воспитывать учебную мотивацию, аккуратность, организованность.
Оборудование: ПК, программа «Литературное чтение, 4 класс» (БОС-технологии), карточки с заданиями, куклы Саша и Маша, сундучок с призами.
1. Орг момент (1 мин)
2. Сообщение темы, целей. (2 мин)
2.1. Повторение
- Что делали на прошлом уроке (устанавливали отношения между понятиями)
- Какие части речи использовали при установлении отношений? (имена существительные, прилагательные)
- По каким признакам устанавливали отношения? (орфограмма, словарные слова)
2.2. Формулирование темы, цели
- Сегодня мы продолжим игру «Вперед, за сюрпризом». Но чтобы получить сюрприз от наших Саши и Маши, нам нужно пройти 3 станции.
- Как называется первая станция? («Пиши-ка»)
- Что мы будем делать на этой станции? (Отрабатывать навыки чистописания, повторять функциональные отношения между понятиями, повторять правописание словарных слов).
- Как называется вторая станция? («Читай-ка»)
- Что мы будем делать на этой станции? (Отрабатывать навыки чтения с использованием здоворьсберегающих технологий).
- Как называется третья станция? («Играй-ка»)
- Что мы будем делать на этой станции? (играть в головоломки).
Вывешиваем на доску табличку
- Что мы будем делать на станциях? «Пиши-ка» - Отрабатывать навыки чистописания, находить функциональные отношения между словами, повторять правописание словарных слов. Познакомимся с новым понятием «Читай-ка» - Отрабатывать навыки чтения с использованием здоворьсберегающих технологий. «Играй-ка» - Играть в головоломки, учиться делать выводы от частного к общему, повторять правописание изученных орфограмм. |
- Верно, пройдя все три станции, мы выполним главную цель – научимся делать выводы от общего к частному, повторим правописание словарных слов, признаки частей речи, правописание слов с изученными орфограммами.
3. Станция «Пиши – ка» (5 мин)
3.1. Разминка
Две сороконожки Бежали по дорожке. | |
Бежали, бежали, Друг друга повстречали. |
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали, что едва мы их разняли
3.2. Чистописание. Повторение функциональных связей.
3.2.1. Прописать соединение СССсссССС
3.2.2.
- Установите, о каком понятии (предмете) идет речь, если известны его функциональные отношения
ДОСКА
Стеклянный, пить – (ст…кан) (Слова закрыты табличками.
Теплый, носить, горло – (свит…р) Таблички открываются по мере
Умная, лаять, помощник человека – (с…бака) называния слов)
- Подумайте, какие буквы пропущены и почему? Поставьте ударение, назовите безударные гласные.
- Можно ли проверить названные безударные гласные? (нет)
- Почему? (непроверяемые, словарные)
- Какой вывод можно сделать? (Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением следует запомнить)
- Что общего у этих слов? (существительные, словарные слова, начало слова на «С»).
- Запишите слова, обратите внимание на правильность соединений и на подчеркнутые буквы – это опасные места.
3.3. Понятие об умозаключении.
- Сегодня мы познакомимся с новым понятием. Посмотрите на доску. Что за слово зашифровано?
«УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ»
- Как вы думаете, что такое «Умозаключение»
- Какое слово близко к нему по значению?
ВЫВОД ОТВЕТ НАБЛЮДЕНИЕ
- Для чего делают выводы? (чтобы вывести закономерность, правило)
3.4. Упражнение «Какой вывод можно сделать?»
- Посмотрите на карточку.
- Прочитайте левую колонку и правую. Постарайтесь найти выводы к данным в левой колонке заявлениям.
(Задание № 1 выполняется коллективно. Остальные проверяются после выполнения. )
Соедини
1. Слова: учить, писать, читать, играть - обозначают действие, значит это… | неопределенной форме | |
2. Глаголы: учил, писал, читал, играл,- имеют на конце суффикс -Л- , значит они … | глаголы | |
3. Глаголы: учить, писать, читать, играть - имеют окончание -ТЬ, значит они стоят…. | прошедшего времени |
Докажите, что данные вами выводы, умозаключения, сделано от общего к частному.
- Мы с вами учили новое понятие (Как называется? //Умозаключение), писали, пора перейти на станцию «Читай-ка» и повторить чтение стихотворения С.А. Есенина «бабушкины сказки»
4. Станция «Читай – ка». Чтение изучаемого произведения по методике «БОС» (5мин)
4.1. Физминутка
Упр. «Ленивая восьмерка»
Упр. «Мячик» (диафрагмальное дыхание)
4.2. Чтение
- Вспомним правила чтения.
1) Используем диафрагмальное дыхание.
2) Обращаем внимание на посадку: сесть удобно, спина прямая, ноги на полу.
3) Начинаем дышать под команду «бегунка», отслеживая вдох – выдох, вдох – обязательно через нос.
4) Читаем строго по «бегущей» строчке.
Первые четыре строки вслух читает учитель, остальные читают про себя.
Далее читаем индивидуально по четыре строчки, остальные в это время читают про себя.
Ставим дополнительную задачу: после чтения найти и назвать глаголы в неопределенной форме, объяснить (сделать вывод) почему?
- Молодцы, пойдемте поиграем.
5. Станция «Играй – ка». Игра «Собери слово». (5 мин )
- Ребята, посмотрите, здесь случилась катастрофа. Части слов рассыпались и непонятно, что это за слова.
- Соберите- ка из данных частей задуманные слова, прочитайте их, и докажите – сделайте вывод- почему эти слова пишутся именно так.
Подъезд, съедобный, объяснить, въехать,
Листья, воробьи, платье, друзья
- Какая орфограмма у этих слов? (правописание слов с разделительным Ь //Ъ знаком )
- Почему в ваших словах пишется разделительный Ь //Ъ знак? Сделайте вывод.
Запишите эти слова в тетрадь, выделите морфемы
6. Итог (2 мин.)
- Молодцы, хорошо поработали.
- Маша и Саша тоже вас хвалит, но ребята хотят задать последние вопросы.
- Над какими задачами работали? (возвращаемся к табличке на доске)
- Отлично, ну а теперь, самооценка:
Если вы считаете, что поработали на славу, возьмите из сладкого сундучка 2 конфетки,
если поработали средненько, то возьмите 1 конфету.
А если поработали плохо – то вообще ни одной. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс
План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс Тема: «Классификация понятий. Нахождение близких связей между понятиями на материале уроков русского языка»...
План-конспект коррекционно-развивающего занятия «Разнообразие животных»
Занятие о животных для учащихся 2 класса расширит знания детей о животных нашей планеты. Применение средств ИКТ позволит повысить уровень восприятия знаний. Создаст мотивацию на совместную...
План конспект коррекционно-развивающего занятия "Времена года"
Коррекционно-развивающее занятие "Времена года"...
План конспект коррекционно-развивающего занятия "Транспорт"
коррекционно-развивающее занятие транспорт...
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для 3 класса детей с ОВЗ на тему: "Обучение рациональной организации запоминания".
Цель занятия: Тренировка памяти.Методы и формы работы: развивающие упражнения, релаксационная разминка.1. Приветствие. Время: 1-2 мин Цель: Создание положительного эмоционального фона.- Преж...
План конспект коррекционно-развивающего занятия детей 4 класса с ОВЗ на тему: "Развитие и закрепление компонентов наглядно-образного мышления".
4 КЛАСС. Занятие 20. Тема: «Развитие и закрепление компонентов наглядно-образного мышления». ...
План-конспект коррекционно-развивающего занятия по теме: «Работа с актуальным эмоциональным состоянием с использованием пластилина».
Конспект группового занятия с целью коррекции змоционального состояния обучающихся. Работа с пластилином позволяет опосредованно через образ говорить о своем состоянии....