Урок русского языка в 3 классе на тему " Упражнение в определении падежей имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок закрепления знаний о падежах и их признаках. На уроке формируется умение различать падежи по вопросу и предлогу, проводится словарная работа, работа по развитию речи учащихся. Разработана методика самооценки результатов своей деятельности учащимися на каждом этапе урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Упражнение в определении падежей имен существительных».

Цели: предметные

  • развивать умение распознавать падеж по вопросу и предлогу;
  • уточнить знания о падежах через умение склонять имена существительные;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся через осознанное письмо;
  • формировать умение разбирать предложение по членам;
  • развивать речь учащихся через восстановление деформированных предложений;

регулятивные

  • формировать умение планировать свою деятельность посредством привлечения к постановке цели урока, отбора необходимых знаний по теме;

коммуникативные

  • формировать умение работать в паре, выполняя общее задание;

личностные

  • воспитывать аккуратность через соблюдение правил каллиграфии;
  • воспитывать критичность через самооценку своих знаний.

Оборудование: таблица падежей, кроссворд «Ягоды», предметные картинки «Птицы».

Ход урока:

  1. Организация класса.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Чистописание.
  • Какие буквы будем писать? Что заметили?

       _П  п п_________________________________________________________

  • Напиши:

памятка        падеж        предлог       вопрос___________________________

- Какие орфограммы в данных словах? Подчеркните.

- Оцените себя на шкале успеха:

3 балла – все буквы написаны правильно

2 балла – допущены отдельные неточности

1 балл – написано с нарушением правил каллиграфии

3. Сообщение темы урока.

- Прочитайте еще раз записанные слова. Как вы думаете, чему мы будем

   учиться сегодня на уроке?

- Сколько падежей в русском языке?  

- Чем различаются падежи?

- Сегодня мы будем учиться распознавать падежи имен существительных,

  грамотно и красиво писать в тетради. А в конце урока ответим на

  контрольный вопрос: «Чем различаются падежи?»

 

4. Словарная работа (выполняется в парах).

    а) Кроссворд «Ягоды»

         - Кто больше ягод наберет в корзину? (Учащиеся пишут названия

           ягод, которые оканчиваются на  «-ика»: брусника, черника,  

           земляника, клубника, костяника, голубика)

         Проверка.

         - Оцените себя: 3 балла – записали 6 слов без ошибок;

                                     2 балла – записали 5 слов, допустили 1 ошибку;

                                     1 балл – записали 4 слова, допустили 2 и более  

                                     ошибок.

         - У кого не 3 балла? Почему?

        б) Беседа.

            - Кто в природе питается ягодами?

            - Какие птицы питаются ягодами и плодами растений?

              (снегирь, свиристель, сойка, клест).

5. Актуализация знаний.

    - Просклоняйте имена существительные:

                                 1-ый вариант – снегирь

                                 2-ой вариант – сойка

    - Что нужно знать для выполнения этого задания?

    - Какой таблицей будете пользоваться?

    - Подготовьтесь, просклоняйте друг другу, исправьте ошибки.

    - Оцените ответ товарища.

6. Физкультминутка.

     Выполняется упражнение для кистей рук «уточка».

По волнам качаясь, уточка плывет.

То нырнет, то вынырнет,

Лапками гребет.

7. Работа по теме урока.

    Работа с учебником.

Упражнение  (дифференцированная работа)

    Был (у кого?) … (хозяин), вылетел (из чего?)... (гнездо), поплыл (к чему?) … (берег),  скучал (по кому?)... (бабушка), письмо (от кого?) … (сестра), бегать (по чему?) … (песок), скатился (с чего?) … (гора).

 

  - Прочитайте словосочетания.

     - Какие вопросы ставятся к именам существительным в родительном  

       падеже? В дательном падеже?

     - Какие предлоги употребляются с именами существительными в  

        родительном падеже? В дательном падеже?

     - Предлагается разноуравневое задание. Учащиеся сами выбирают

        сложность задания.

         1-ая группа: выписать словосочетания с именами существительными

         в родительном падеже.

         2-ая группа: выбрать словосочетания с существительными в

         родительном падеже, составляют и записывают с ними предложения.

    Проверка: 3 балла – выписаны 4 словосочетания, составлено три

                                       предложения;

                       2 балла – выписаны 3 словосочетания, составлено два

                                        предложения;

                       1 балл – результаты ниже указанных критериев.

      - У кого не три балла? Почему?

8. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Шевельнулся, потянулся,

Крылышками помахал,

Над лужайкой запорхал,

Вот к ромашке подлетел,

На цветочек тихо сел.

9. Работа с деформированными предложениями.

  1. Синица, на, прилетела, кормушка.
  2. Для, приготовил, синица, Коля, сало.

- Составьте из слов предложения, изменив, где нужно, окончания.

- Подчеркните главные члены предложения.

 

Проверка.

- У каких имен существительных изменили окончания? (Синица, кормушка)

- Определите падеж у этих имен существительных.

- Сделайте вывод, каким членом предложения являются имена существительные в именительном и родительном падежах.

- Чему учились, выполняя эту работу?

3 балла – правильно подчеркнули главные члены и определили падежи имен существительных;

2 балла – допустили одну ошибку;

1 балл – неправильно определили падежи.

10. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Ответьте на контрольный вопрос «Чем различаются падежи?»

- Оцените себя, на каком уровне вы умеете различать падежи?

   Вызываю к доске двух человек. На «шкале успеха» дети показывают

   свой уровень. Если ученик определяет свой уровень ниже трех баллов,

   задаю вопрос: «Что для тебя трудно?»

Выставление оценок за работу на уроке.

11. Домашнее задание.

Упражнение . Определить падежи имен существительных. Сильным учащимся: составить и записать предложения, употребив имя существительное в дательном падеже

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка 2 класс по теме:Упражнение в правильном написании предлогов

Урок русского языка во 2 классе . урок с презентацией на уроке отрабатываются умение правильно употреблять и писать предлоги со слвами в русском языке. Проект Зонты. выпллнила ученица 3 класса Ан...

Русский язык 3 класс ПНШ тема "Упражнение в определении винительного падежа."

ТЕМА: Упражнение в определении  винительного падежа.Ход урока:1.Организационный момент.     -Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, встаньте, пожалуйста, повернитесь к гостям ...

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных."

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных"...