Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондаева Эльза Бадмаевна


Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 4 классе26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка – 4 класс

Тема: Упражнения в распознавании падежей имён существительных.

Цели:

  • Отрабатывать приём распознавания существительных разных падежей;
  • Развивать умения различать падежи по совокупности их признаков, определять падеж имени существительного. Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимание;
  • Воспитывать любознательность, интерес к предмету.

Оборудование: вспомогательные карточки с текстами для выполнения заданий у доски и в группах.

Ход урока

  1. Подготовительно – организационный момент.

Встали все, у нас гости, давайте поприветствуем…

- Ребята, все вместе прочитаем стихотворение вслух и доскажем пропущенное слово.

Утром в школу мы бежим.

На мороз мы не глядим.

Под ногами снег скрипит,

В небе солнышко блестит.

На уроке тишина,

А на улице … (зима)

- Вы любите это время года?

- За что? (можно поиграть в снежки; покататься на санках, лыжах, коньках; строить крепости, горки и снеговики)

- Да, зима это красивое время года. Зима воспета в народных песнях, в музыке. На полотнах живописцев изображены зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. В песнях, сказках, стихах зима названа волшебницей, чародейкою.

И наш урок мы тоже сегодня посвящаем зиме. Но не только зиме. Я думаю, вы сможете мне сказать сами тему нашего урока. Над этой темой мы с вами уже начали работать,  (дети говорят «падежи»)

- Тема нашего урока «Упражнения в распознавании падежей имен существительных». Мы с вами будем…т.е. какие цели поставим сегодня на уроке… будем отрабатывать умения определять разные падежи имен существительных, вспомним различие и сходство падежей.

Правильно.

- Запишите в тетрадях число и классная работа.

Минутка чистописания…какую букву мы прописываем?

Мм…  мороз, какой звук он обозначает?

Кто мне даст характеристику этому звуку?

  1. Словарно-орфогрфическая работа.

- Прежде чем перейти к теме урока, проведем словарную работу. Каждой группе нужно вспомнить и записать несколько словарных слов на тему «Зима». (Самостоятельная работа) Возможные слова: Коньки, валенки, север, иней, мороз, январь, февраль, декабрь, варежки.

 С места  называют слова и объясняют правописание).

  1. Работа по теме.
  1. Упражнение в склонении имен существительных.                                                   - Что называется склонением? (изменение по падежам и числам)                                            - Сколько падежей в русском языке? (шесть)                                                                               - Назовите их по порядку. (И., Р., Д., В., Т., П.)        

2) Работа в группах

    - Сейчас нужно будет просклонять слова в группах. А каждое слово будет склонять каждая группа, отгадав загадку. (учитель каждой группе дает по карточке с загадкой, один человек от группы зачитывает загадку, а группа отгадывает)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

1 группа

Какой это мастер

На стекле нанес

И листья, и травы,  

И заросли роз? (мороз)

2 группа

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (зима)

3 группа

4 группа

- Первая группа склоняет слово снег                                                                                  Вторая группа склоняет слово мороз                                                                                  Третья и четвёртая группа склоняет слово зима

И. п.

что?

(есть)

снег

мороз

зима

Р. п.

чего?

(нет)

снега

мороза

зимы

Д. п.

чему?

(дать)

снегу

морозу

зиме

В. п.

что?

(вижу)

снег

мороз

зиму

Т. п.

чем?

(доволен)

снегом

морозом

зимой

П. п.

о чем?

(думаю)

 о снеге

о  морозе

о зиме

   - Проверка.

  1. Физминутка «Волшебный сон» (под тихую музыку, сидя на стуле дети под слова учителя расслабляются.

Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре!

(дети встают и хором произносят «Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы»)

  1. Составление кластера «Алгоритм».

- Что нужно для того, чтобы определить падеж имен существительных в предложении? Чтобы ответить на этот вопрос, составим план-алгоритм (у каждой группы по одной карточке – дети выходят и прикрепляют таблички в нужной последовательности).        

  1. Упражнение в определении падежей имен существительных.

- План составили, а теперь можно приступать к определению падежей имен существительных.

Работа по учебнику с.83, упр.140

Работа в парах

У каждой пары  карточка, на которой записаны словосочетания с  пропущенными орфограммами. Вам нужно вставить орфограммы, определить падеж имен существительных, выделить окончания у существительных.

Закруж…лись в воздухе, ложаться на крыши д…мов, з…сыпаны ин…ем, б…гут к горке, раскр…снелись щеки.

- Проверка (с объяснением).

  1. Развитие речи. (творческая работа)                                                                                  - Составьте с данными словосочетаниями рассказ.                                      Примерный текст: Наступила зима. Закружились в воздухе белые снежинки. Тихо ложатся они на землю и крыши домов. Засыпаны серебристым инеем деревья и кусты. Дети бегут к горке. От мороза раскраснелись у них щеки.

- Зачитайте свои рассказы (от группы один ребенок зачитывает).

  1. Итог урока и рефлексия.

- Есть такое выражение «Склонять по падежам» - это значит часто упоминать, много говорить о ком-либо, обычно с неодобрением и осуждением.

Вы сегодня на уроке много сделали, много успели. А поэтому склонять по падежам мне сегодня не кого, потому что все дети старались и были активными. Мне остается только наградить за работу (оценки – с комментированием).

- Итак, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Провели словарную работу, склоняли существительные, определяли падежи, составляли рассказ)

- Что понравилось?

- В чем затруднялись?

  1. Домашнее задание.

Выучить все падежи имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

Открытый урок по русскому языку 3 класс / Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»

Открытый урокпо русскому языкув 3 Б классеМБОУ СОШ № 40Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...