урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку 4 «А» класс
Куликова О. Н.
Тема: «Однокоренные слова»
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в сотрудничестве с другими.
Формируемые УУД. Метапредметные результаты: Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные. Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Личностные результаты: Самоопределение. Смыслообразование. Нравственно-этическое оценивание.
Оборудование и образовательные ресурсы. Компьютер; мультимедийный проектор; колонки ; мультимедийная презентация; тетрадь, учебник, карточки
Ход урока
1.Орг. момент.
II Актуализация знаний.
У тебя на парте карточки со словами. Собери предложение.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитай, что получилось. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запиши эту пословицу на доске, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.
III. Постановка учебных задач.
-Окунёмся в тайны русского языка. Ты сегодня на уроке будешь исследователем.
-Давай исследуем пословицу, которую мы выбрали девизом нашего урока.
а) Прочитай ещё раз и скажи: -Какие слова имеют одинаковую часть? Какая общая или одинаковая часть в этих словах? Как называются такие слова? (однокоренные или родственные) Выдели эту часть в словах.
-Может быть ты назовешь тему нашего урока? (Корень)
-А какие учебные цели, задачи нам необходимо решить на уроке?
IV Работа по теме урока
Упр 173
_ Как называются такие слова в русском языке?
Какое же значение еще имеет слово «Корень»?
- узнаем подробнее лексическое значение этого слова?
- Где мы можем найти эту информацию? (в толковом словаре)
Работа с толковым словарем
Корень:
подземная часть растения;
часть волоса, зуба, ногтя;
начало, источник чего-либо;
часть слова.
В математике корень вычисления
2._ Какое сейчас время года?( зима)
Составление однокоренных слов
Состоящий из снега (снежный)
Пушинка , кристаллик снега.
Выпадение снега( снегопад)
Фигура слепленная из снега(снеговик)
Первый весенний цветок (подснежник)
- Как называются такие слова?
3.- Послушайте сказку «Два корня»
Встретились однажды корень дерева и корень слова.
- Здравствуй! говорит один,- я корень, а ты кто?
-а я тоже корень, -говорит другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. А ты где живёшь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Так не бывает, наверное, ты не настоящий корень. Не то, что я! От меня в земле берут начала ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
-Конечно, от меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов.
Также как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимательным к словам.
Отыщи в них корень сам.
Упр. 175( самостоятельная работа)
- Какие слова называются однокоренными?
_ Что такое корень слова?
С помощью какой морфемы образуются новые слова?
VФизкульминутка
VI Продолжение работы по теме урока
1 Работа с текстом « Чужак»
Посмотрела Зима кругом - непорядок - почему еще вода не замерзла?
И позвала на помощь ….
Мороз, морозец,морозный, заморозки.
Мороз, стужа, холод- синонимы
Мороз- жара – антонимы
2. Игра «Третий лишний» (парами)
— Найдите в каждой строке лишнее слово. Докажите.
1) Холод, холмик, холодный. (Холмик.)
2) Лист, лисица, лисёнок. (Лист.)
3) Моряк, море, морж. (Морж.)
4) Лось, лосось, лосёнок. (Лосось.)
3.Работа по картине
_ Какие однокоренные слова спрятались на картине?
Лес , перелесок, лесник, Лесовичок
Какое слово не понятно?
_ Составьте педложение по картине.( запись с коментированием)
4.Работа группами
1 группа
Исправь ошибки в тексте.
Проказы сторухи земы.
Обидно стало земе, что даже маленькие рибятишки земы не боятся. Щепнет зема со злости одного мальчишку за ухо, другого за нос. Малыш схватит ком снега и давай играть в снижки.
2 группа
Продолжите текст о зиме
.
Наступила зимушка-зима. Красивые снежинки весело танцуют в воздухе. Проснулся подснежник и вышел из-под снежного …
3 группа
Вставь в текст подходящие по смыслу однокоренные слова.
Зима. Падает снег. В воздухе кружатся _________. Деревья стоят в _________ убранстве. Ребята лепят _________, катаются с горки, играют в ________. Они любят ______ забавы.
Когда _______ пройдет, в лесу под снегом появятся ________.
VIIРефлексия
Рефлексивная карта.
Я знаю
что такое корень слова
как обозначается корень слова
для чего надо уметь подбирать однокоренные слова
Я умею
подбирать однокоренные слова
находить в слове корень
У меня возник вопрос: _________________________?
Кому сегодня удалось подняться на вершину горы и сорвать для своих любимых мам цветок -эдельвейса. Эдельвейс -цветок любви и смелости.
VIII Итог урока
IX Домашнее задание Упр. 174 , карточки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...