Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Склярова Наталья Александровна

 

Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся   правописания слов с разделительным мягким знаком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительный мягкий знак

Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся   правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком, учить  проводить звуко – буквенный анализ слов с разделительным ь.
  2. Развивающие: развивать любознательность, речь,  логическое мышление, память, орфографическую зоркость,   каллиграфический навык.
  3. Воспитательные:  воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, любовь к родному языку, бережное отношение к природе, к своему здоровью, любовь к родному краю, доброжелательность.

Формирование УУД:

- личностные: положительное отношение к процессу познания;

                                     применять правила делового сотрудничества;

            -регулятивные:  планировать решение учебной задачи, оценивать  и корректировать деятельность

           - познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию;  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному                                признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

             - коммуникативные:   анализировать и исправлять деформированный текст; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Планируемые результаты:

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ:

Уметь различать  в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака  в словах, предложениях.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

Уметь работать с текстом (составление текста по опрным словам  и иллюстрации).

1  Орг. момент.

Дети проверили готовность к уроку, поздоровались с гостями. сели.

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

К нам грамматика идёт ( на экране появляется « Грамматика»)

Что – то новое несёт. Начинается урок, он пойдёт ребятам в прок.

Постарайтесь всё понять, чтобы грамотно писать.

2  Работа в тетрадях. Чистописание.

  Открываем тетради и записываем:

Пятое марта.

Классная работа.

На экране:

Ж.л  в  б.льшом  дв.ре  Коля. Принёс он папе кол.я .

Что записано на экране?  ( предложения)      

Что такое предложение?  (слова, связанные по смыслу и законченная мысль).

Королева  «Грамматика» дала нам задание списать эти предложения красиво и аккуратно и вставить буквы.

Проверяем: доказывает

Проверяем с экраном:

Жил в большом дворе Коля. Он принёс папе колья.

Молодцы!

Сравним предложения. Чем они похожи?    

( Слова Коля и колья  - буквы одинаковые, только в слове колья разделительный Ь )

 3 Объяснение нового материала.

Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт, звук получается - …(гласный).    

Что мы знаем о гласных звуках

( Воздух проходит свободно, можем пропеть, бывают ударные и безударные, есть гласные, которые дают два звука в начале слова, после гласного и после разделительного Ь или Ъ. это гласные Е,Ё,Ю,Я,И.)

На экране:

Пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт, семя – семья.

Читаем хором.

Прочитаем только слоги

Прочитаем слова.

Сравните и найдите отличия

( Между Ю,Ё,И,Я и согласными стоит разделительный Ь)

Значит, что разделяет Ь?    

( Согласный и гласный).

А что вы можете сказать про согласный перед разделительным  Ь?    

( Согласный стал мягким)

На экране:

Тема урока: « Разделительный мягкий знак».

Мягкий знак, мягкий знак, без него нельзя никак!

Перед Е,Ё,И,Ю,Я  я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё – перед Я,Ю,И,Е,Ё.

Вывод.  Какую работу выполняет разделительный Ь?    

Сравним с экраном:

 Разделительный Ь  разделяет согласный и гласный, гласная Е,Ё,И,Ю,Я  после него даёт два звука, а согласный перед ним  становится мягким.

Открываем учебники на стр.56  ПРАВИЛО,

Физ.  пауза.

Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный  Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья,  семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень.

Молодцы!

«Грамматика»  ( на экране опять появляется «Грамматика») дала нам с вами задание   в учебнике стр. 56 упр. №8

4 Закрепление.

На экране метель.

Ой, ребята, как стало холодно! Подул ветер и разлетелись все слова, которые для вас подготовила «Грамматика». Мы должны собрать слова в 2 столбика – в 1 столбик слова с разделительным Ь, а во 2 столбик слова с Ь в конце .

Дети к доске магнитами прикрепляют слова в 2 столбика. А ребята в классе записывают в тетрадь.

ЛИСТЬЯ   ПЕНЬКИ   ПЬЁТ   КОНЬКИ   СЕМЬЯ   РУЧЬИ   ЩАВЕЛЬ   ПОЛЬКА   ВЬЮН   ВАРЕНЬЕ   ТЮЛЕНЬЕ   ВЬЮГА   БУЛЬВАР   МЕНЬШЕ

Молодцы!

Физ. пауза.

Представим себе, что мы превратились в Карлсона.   ( На экране Карлсон)

Что Карлсон очень любит?  Варенье.

Движение руками, как будто мы едим ложкой варенье.

А что он не любит ?    Ученье

Показываем, как мы пишем и читаем.

А что Карлсон очень любит  еще?    Гулянье

Покажем зимние забавы – играем в снежки, катаемся на коньках и лыжах.

Молодцы!

Открываем в учебнике упражнение

 «Грамматика» дала нам задание записать слова парами.

Полёт – польёт , семья – семя,  олени – оленьи

 Молодцы!

Физ .пауза.( по радио)

На экране картинки: вьюга, комья снега, деревья, волчьи и лисьи следы.

Какое время года?  

«Грамматика» дала нам задание составить текст, используя картинки и слова, их называющие. При этом в каждом предложении должно быть слово с разделительным Ь.

А что такое текст?    

( Предложения,. связанные по смыслу на одну тему.)

На какую тему будет наш текст?  ( Зима).

Работаем в парах и лучшие предложения записываем на доске и в тетрадях.

 ( Примерное  содержание  текста.

На улице кружит вьюга. Кругом лежат комья снега. Все деревья спят до весны.  На  снегу  видны  волчьи и лисьи  следы.)

Сразу находим основу предложения.

Молодцы!

5 Тест – проверка знаний.

Вьюга мела, мела и намела нам  не снег, а задание – тест, которое лежит у вас на парте.

Взяли ручки и начинаем работать.

 

МОЛОДЦЕЦ!

6 Итог.

Какое открытие мы с вами делали сегодня? Что новое открывали для себя?

 ( Разделительный Ь разделяет согласный и гласный, согласный стал мягким, гласные Е,Ю,Я,И,Ё дают два звука после разделительного Ь).

 Вы все молодцы! Все очень хорошо работали!  (отметить особенно отличившихся)

А теперь ВНИМАНИЕ – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  открываем дневники и записываем с экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект по русскому языку 2 класс на тему "Мягкий знак"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Мягкий знак". О правописании мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....