Урок русского языка в 3 классе по программе " Школа 21 века" " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Баранова Светлана Анатольевна

Урок русского языка в 3 классе по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ФГОС  УМК« Начальная школа XXI века».

     

     Баранова Светлана Анатольевна

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема:       Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления знаний.

      Цель: создать условия для обобщения знаний учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных.

     Задачи:

     Обучающая: совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения,    умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

     Развивающая: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной   памяти, логического мышления на основе упражнений.

     Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-учиться правильно писать безударные окончания имен существительных 1.2 и 3 склонений,

-уметь использовать в речи речевые единицы,

- уметь сравнивать разные формы имен существительных;

- знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- уметь работать по алгоритму; 

-проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

-уметь формулировать познавательные цели,             -анализировать ,                                 -обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний:; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

-планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

-формировать умение работать в паре, группе

формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Средства (оборудование):

1)карточки со словами, заданиями   для индивидуальной и групповой работы

2)компьютер, презентация

3)оценочные листы с номерами заданий        

Ход урока

Этапы урока

                                                       

             

Виды работы, формы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Планируемые результаты

1

Организационный

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Фронтальная

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Люди тянутся к знаниям, как растение к солнцу".

− Как вы ее понимаете?  (Мы узнаем что-то новое)

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

Девиз урока:

-Когда вы слушаете, вы забываете,

-Когда вы видите, вы понимаете,

-Когда вы действуете, вы научаетесь.

- «Нет неразрешимых проблем, есть неправильные решения» Э. Берн

-Как избежать неправильных решений?

-Важно ли настроение при работе? Что может помочь лучше и хорошо трудиться? (погода, желание, хорошее слово…)

-Я желаю Вам всем действий на нашем уроке, открытия знаний  и отличного настроения.

-Я думаю, что этот урок принесёт вам много нового и интересного и ваши ожидания обязательно оправдаются. Поприветствуйте партнёра по плечу улыбкой, а партнёру по лицу « Дайте  пять!»                                                              -Внимание наше растёт, память наша крепка, мыслим мы ясно, у нас огромное желание учиться .Мы работаем и у нас всё получается.

Оценивают свое настроение в начале урока .

Отвечают на вопросы ,делятся своим мнением.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредмет ные: организовыва ть рабочее место, настраиваться на познавательну ю деятельность.

Создать позитивное настроение

2

3.

Актуализация знаний .

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)

   

Применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Физминутка

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Фронтальная

  1. Наблюдение над языковым материалом.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

- прочитайте отрывок из стихотворения Жуковского и постарайтесь передать свои чувства.

- Какое настроение он у вас вызывает? (весеннее, ожидание чуда, радостное, приподнятое)

- А почему такое настроение? (солнце, тепло, жаворонок, синева)

Лес стал ярче, выразительнее, т.е. зардел.

Это стихотворение не только для настроения. Оно поможет определить тему и задачи урока.

- Определите падеж выделенных имён существительных. (П.п) Покажите падеж выдел слов.

- Назовите окончания. Какие они? (безударные)

- Почему у существительных, стоящих в одном падеже, разные окончания? (2,1,3 скл.)

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонений)

-Какие задачи поставим перед собой?

В течение урока вы будете выполнять различные задания и  оценивать свою работу с помощью оценочного листа, в конце сделаете выводы о своих знаниях, проблемах и поставите себе отметку.

Поддерживают беседу с учителем

Отвечают на вопросы, адекватно

воспринимают

оценку учителя

и одноклассни-ков.

Определяют тему и цель работы на уроке

Определяют падеж выделенных слов.

Называют окончания.

Личностные: проявлять старательност ь,наблюдательность

Предметные: учиться правильно писать безударные окончания имен существительных 1.2 и 3 склонений.

Повторить… (изученные правила)

Закрепить… (умения правописания окончаний)

Учиться… (объяснять правила окончаний)

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Фронтальная, индивидуальная

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Игра «Движение по кругу»

Работа на карточках,впарах

Ребята, давайте вспомним, что такое склонение имен существительных? Какие типы склонения вы знаете? Какие существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му? К 3-му? А вы помните, как определить правильное окончание в безударном положении?  Давайте дополним опорную схему:  ÐÐ»Ð³Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚м:  Шаг 1  Определить склонение Шаг 2  Определить падеж  Шаг 3  Вспомнить таблицу окончаний  По «опорному» слову проверить окончание

Задание1.Картинки по запросу интересные задания для написания падежных окончаний существительных

Самопроверка работы (на экране правильный вариант) Оцените себя, поставьте галочку напротив задания в нужном столбце.

Дополняют схему (в парах). Сверяют с эталоном.

Применяют полученные знания

Коммуникативные:

Учить высказывать свои мысли, доказывать ,выслушивать мнение других учащихся. Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Знать и применять алгоритм правильного написания безударных окончаний имен существительных 1.2,3 склонений

Задание 2.

«Верные и неверные утверждения»

Если согласны с утверждением, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то ставьте знак «?»

1. У имен существительных 3-го склонения во всех падежах пишется окончание -и

2.  У имен существительных 3-го склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

3.У имен существительных 2-го склонения никогда не пишется окончание -и

4.  У имен существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется окончание -и

5. У имен существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется окончание -е

6. Словом-подсказкой для имен существительных 1 склонения с безударным окончанием может быть слово весна

7. В окончаниях имен существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о, а без ударения -е.

8. В окончаниях имен существительных после шипящих и ц всегда пишется буква о

-

+

+

-

+

+

+

-

Оцените себя, поставьте галочку напротив задания в нужном столбце.

Выполняют задание  (заполняют таблицу), выполняют взаимопроверку по эталону

Оценивают работу. Применяют полученные знания

Личностные: проводят взаимооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию

ЗАДАНИЯ УЧИТЕЛЯ:

1. К 3 склонению относятся  имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

2.Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

3.Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)

4. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

Задание 3.

Прочитай. Вставь окончания. Докажи правильность выбора окончанияКартинки по запросу интересные задания для написания падежных окончаний существительных

Оцените друг друга , поставьте галочку напротив задания в нужном столбце

-Назовите свои ошибки и объясните правильное написание окончаний.

Дети образуют два круга : внутренний и внешний. Встают , образуя пары с партнёром по плечу, приветствуют друг друга. Потом  делают шаги вперёд    ( каждый круг в свою сторону) и пары меняются. Количество шагов называет учитель.Дальше учитель задаёт вопрос по изученному материалу и дети поочерёдно отвечают на этот вопрос в своих парах. Потом пары снова меняются. И так 3 – 4 раза.

Дети рассуждают, учатся выслушивать мнение своего партнёра, закрепляют изученный материал

Работают на карточках, делают вывод о написании окончаний.

Оценивают  работу в парах(взаимопроверка).

Применяют полученные знания.

Коммуникативные:

-формировать умение работать в паре, группе

Личностные: проводят взаимоцениван ие, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Регулятивные

- умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

-формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки

Закреплять полученные знания при выполнении физминутки.

-проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия

Фронтальный «Вопрос-ответ»

Учитель предлагает разноуровневую работу для закрепления( по желанию учеников) на карточках

1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определить  тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.

По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.

2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончаниеуказать падеж.

О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.

Телеграмма для______________.

Рассказ о __________________.

Сидит на __________________.

Сок из _____________________.

Гулял в ____________________.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

- Какое слово являлось ключевым на нашем уроке (чаще всего повторялось)? (Окончание.)

- Докажите, почему? (закрепляли умение писать безударные окончания имён существительных.)

-Заполните оценочные листы:

Оцените свой вклад в работу класса.

выставьте себе итоговую отметку.

- Выскажите мнение о своей работе на уроке:

-На мой взгляд удалось… 

-Мне было интересно… 

-Мне было трудно… 
-Я приобрела… 

Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.

Заполняют листы самооценки.

Определяют, что не совсем понятно в теме урока.

Определяют границы усвоенного материала и решают, над чем еще надо поработать.

Делают выводы о результатах своей работы в соответствии с поставленными целью и задачами.

 

Регулятивные

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Правописание ударных и безударных окончаний имён существительных

Данный электронный ресурс поможет учащимся в формировании навыка правописания  ударных и безударных окончаний существительных....

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Тренировочный тест по русскому языку «Сокровища пиратов» по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения»

Игра представляет собой тренажёр на закрепление знаний правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложных падежах....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Ударные и безударные окончания имён существительных"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Ударные и безударные окончания имён существительных" с приложениями к уроку....

Урок русского языка в 3 классе "Ударные и безударные окончания имён существительных"

Учащиеся повторяют алгоритм правильного написания безударного окончания имени существительного...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ  ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ...