Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ | 39.79 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ
Цели: учащиеся знакомятся со способами проверки безударных окончаний существительных; составляют алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– На прошлом уроке мы выяснили, что у существительных бывают ударные и безударные окончания, которые пишутся одинаково.
Сегодня нам предстоит выяснить, какие именно безударные окончания нужно проверять и как это сделать. Эти вопросы задаёт Почемучка.
IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний.
– Прочитайте запись на доске. Подумайте, в каких падежах окончания не вызывают сомнений и вы можете сразу их дописать.
И. деревня город тетрадь
Р. деревн.. город.. тетрад..
Д. деревн.. город.. тетрад..
В. деревн.. город тетрадь
Т. деревн.. город.. тетрад..
П. о деревн.. о город.. о тетрад..
(Не вызывают сомнений окончания существительных 1-го скл. в. п.; во 2-м скл. – все падежи, кроме т. п. и п. п.; в 3 скл. – все, кроме р. п., д. п., п. п.)
– Какие трудности возникли с остальными падежными формами? (Неясно, какую гласную писать – е или и – в р. п. 1-го, 3-го скл.; в д. п. 1-го, 3-го скл.; в п. п. 2-го – 3-го скл., а также неясно написание т. п. 1-го, 2-го скл.)
На доске получается запись:
И. деревня город тетрадь
Р. деревн города тетрад
Д. деревн городу тетрад
В. деревню город тетрадь
Т. деревнй городм тетрадью
П. о деревн о город о тетрад
– Как можно проверить написание этих безударных окончаний? (По таблице; по ударным окончаниям существительных.)
– Нужно ли знать падеж проверяемого существительного? Почему?
– Нужно ли знать склонение проверяемого существительного? Почему?
– Понадобится ли для проверки таблица падежных окончаний существительных?
V. Знакомство с выводами и алгоритмом проверки безударного окончания существительных.
– Прочитайте первый вопрос Почемучки и ответ на него (с. 96).
– Прочитайте второй вопрос Почемучки и ответ на этот вопрос. (Памятка на с. 96.)
– Как мы будем определять падеж существительного? (По вопросу и предлогу.)
– Каким образом узнаем склонение? (Поставим существительное в начальную форму и по роду и окончанию узнаем склонение.)
– Как будем действовать дальше? (В таблице найдём нужное окончание и напишем его в слове.)
Учитель записывает схему на доске (или вывешивает на плакате).
– Теперь познакомьтесь с образцом устного рассуждения в упражнении 185, с. 97.
– Попробуйте объяснить, какие окончания мы напишем у существительных деревня, город, тетрадь, в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.
VI. Упражнение в проверке и написании безударных окончаний имён существительных.
1. Работа со стихотворениями.
– Прочитайте стихотворения поэтессы А. Стройло. Используя составленную таблицу и образец рассуждения в учебнике, объясните правописание безударных окончаний существительных. (Коллективная работа с записью на доске и в тетрадях.)
Рыжий кот сказал собак_: Нужен нам в считалочк_
– Нам не обойтись без драк_! Петушок на палочк_,
Вы не ходите по крыш_, Кто последним остаётся,
Кости вам вкусней, чем мыши. Он тому и достаётся.
– Теперь попробуйте воспользоваться другим способом проверки – по ударным окончаниям существительных того же склонения. Прочитайте правило на с. 97.
– Какого склонения существительные в стихотворениях? Каким существительным с ударным окончанием можно проверить себя? (Например: земля, вода.)
2. Самостоятельная работа (упр. 184, с. 96).
VII. Рефлексия.
VIII. Итог урока.
–
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-путешествие
ул. Каллиграфическая и н ж е е н р /
ж.р. м.р. -а -я 1 склонение с…стра х…дьба ст…на зел...нь ул.Орфографическая е е е о
1 скл . 2 скл . 3 скл . лагерь «Склонения» в окне у сосны в тиши на дне в стране на цепи у коня в глуши с Ильёй
Аллея предложений Бабушка, Коля , отдыхал в, летом, у, деревня .
Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . и е е и ? ? Тема «Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения»
Санаторий «Падежный» И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. луна сестра земля
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Окончания имен существительных 1-го склонения -а -я -ы -и -е -у -ю -ой -ей -е
Учебный центр Учебник с.22 упр. 34
Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . ? ? 1 скл. Р.п. и 1 скл. П.п е Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма.
Знать окончания имени существительного по склонениям в нужном падеже. ул. Правильная 1 способ 2 способ ? Проверить окончание с помощью опорных слов каждого склонения
1скл . 2скл . 3скл . стена земля стол окно рожь степь Поликлиника
Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . ? ? 1 скл. у земл и и 1 скл.в земл е е Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма.
Пишу окончание как у опорного слова Магазин «Алгоритм» Подбираю опорное слово Определяю склонение Ставлю существительное в н.ф. 1. 2. 3. 4.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. поляна бабушка дядя
е и на дуб. от злост. в пол. из бочк. в озер. на вол. в зелен. ул. Существительная у дич.
На рябин.., в газет.., в озер.., в тетрад…, из берлог.., на кедр.., по глад.., на опушк.. Фабрика слов Нарисуй график е и 5
Д омашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Самостоятельная работа «Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения»
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Самостоятельная работа «Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения»Цель урока: обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён су...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема:Правописание собственных имен существительных
Тема "Правописание собственных имён существительных"...
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Творительный падеж имени существительного
Тема: «Творительный падеж имени существительного»...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Предложный падеж имени существительного.
Тема: Предложный падеж имени существительного....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Морфологический разбор имени существительного.
Тема: Морфологический разбор имени существительного....
Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: «Проверка знаний. Предлоги.» УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языкуТема: «Проверка знаний. Предлоги.» Цели деятельности учителя: формирование умения оценивать свои достижения при выполнении заданий рубрики «Прове...