Обучение русскому языку средствами субъективизации
статья по русскому языку

Миронова Наталья Львовна

Обучение русскому языку средствами субъективизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_0.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Мироновой Н.Л.

«Обучение русскому языку средствами субъективизации».

Сложный процесс овладения русским языком может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Этому способствует методика обучения русскому языку средствами субъективизации.

Субъективизация предполагает качественно новый уровень роли школьников в организации и осуществлении учебной деятельности, предусматривающей их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. В соответствии с данной методикой учащимся передается часть функций учителя. В практическом плане это означает, что школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, в формулировании выводов и обобщений.

Принципиальной новизной предлагаемой методики является постоянное взаимообусловленное и взаимосвязанное сочетание трех высокоинтеллектуальных процессов: антиципации (предвидения, предопределения учеником своих учебных действий), целенаправленного развития логического мышления учащихся, повышенной речевой активности. Взаимодействие указанных средств субъективизации обеспечивается с помощью системы специально разработанных заданий и упражнений, направленных на углубленное владение учеником учебным материалом и одновременное развитие ряда его важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности. Благодаря этому, лингвистическое развитие учащихся происходит в тесной связи с комплексным развитием их интеллекта, это обеспечивает высокую результативность обучения русскому языку.

Урок с применением методики обучения русскому языку средствами субъективизации развивается по определенному сценарию. Он требует от учителя предварительно продуманных, четко, грамотно сформулированных (неповторяемых!) вопросов и заданий, а от учащихся - аргументированных, доказательных, развернутых ответов, преимущественно в виде текста-рассуждения, текста-умозаключения, текста-обоснования.

Рассмотрим методику проведения словарно-орфографической работы на основе субъективизации, в соответствии с которой школьники участвуют в планировании и организации данного структурного компонента урока, где они относительно самостоятельно определяют содержание и виды своих предстоящих учебных действий, оценивают их результат.

Каждый прием имеет свою специфику использования и несет определенную функциональную нагрузку.

Первый прием- поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя.

Например:        

   Жошгцчорщойд

         Учитель: Внимательно посмотри на это изображение. Мысленно зачеркни непарные согласные по твердости-мягкости, и ты узнаешь слово, с которым ты познакомишься на уроке. Какое это слово?

        Ученик: Огород.

        Этот прием, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение объема и углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие аналитико- синтетического мышления и оперативной памяти.          

          Второй прием заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово.

        Например:

Учитель: Ты прочитаешь новое слово из словарика, с которым ты познакомишься на уроке, если найдешь прямоугольник с его первой буквой и установишь последовательность соединения остальных букв искомого слова.

 Ь

   л 

 б

 а

 Р

 о

 к

Учитель: Какое слово ты прочитал? Каким образом ты это осуществил?

Ученик: Я прочитал слово корабль. Начал  с буквы, которая начерчена другим цветом. Эта буква в самом низу таблицы.

Третий прием состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действия ученика.

Например:

Учитель: Слово, с которым ты познакомишься на уроке, ты узнаешь, если решишь задачу этого хитрого прямоугольника. Какое это слово? Как ты его нашел?

                         

      О

        Р

       Е

      И

        С

       Т

      И

        П

       А

        Р

        И

       С

      О

        Т

       А

      Т

        О

       М

Ученик: Сегодня я познакомлюсь со словом малина. Для того, чтобы его прочитать, я подставил первые буквы в словах, написанных по горизонтали, а затем соединил и прочитал эти буквы по вертикали.

С помощью второго и третьего приемов продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием первого приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовать свою волю, сообразительность, наблюдательность, развивает их речь.

Специфика четвертого приема заключается в применении для определения нового слова разнообразных шифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них.

Например:

Учитель: Сегодня ты познакомишься с новым словом. Оно зашифровано с помощью чисел.

3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1   2  3   4   5  6   7  8   9  10  11  12  13

А  Г  К  О  Р  У Ф  Ь  Л   Е   П   С    Т

Какое слово зашифровано?

Ученик: Капуста.

Систематическая работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

В пятом приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу,  деление слов на слоги, орфографическая работа и т. д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развивается объем и сосредоточенность внимания, оперативная память.

Например:

Учитель: Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, ты узнаешь, если правильно выполнишь мои задания и определишь буквы искомого слова.

Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной во втором слоге слова помидор.

Задание 2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове север.

Задание 3. Третья буква является непроизносимой согласной в слове лестница.

Задание 4. Четвертая буква представляет собой последнюю согласную в корне слова топор.

Задание 5. Последняя буква является окончанием в слове яблоко.

Ученик: Получилось слово метро.

В шестом приеме основной акцент делается на развитие оперативной памяти учащихся, их аналитико-синтетических способностей, произвольного внимания. Учащимся дается установка запомнить слова, которые используются во время этапа урока, предшествующего словарно-орфографической работе. К ним ученики возвращаются вновь через 4-5 минут. Учитель предлагает задание: « Слово, с которым ты познакомишься на уроке, тебе надо составить самостоятельно. Для этого вспомните слова, которые были задействованы во время повторения изученного в порядке их записи на доске, и сложите их первые буквы.»

Например: Ябедничает, голодает, огорчает, думает, алеет.  

Ученик: Получилось слово ягода.

Литература:

        1.Бакунина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 класс. - Москва,2001.

        2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.- М., 1990.

        3. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.- Ярославль, 1997.

        4. Журналы «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучению русскому языку средствами субъективизации

Интеллектуальное развитие на уроках русского языка (новые приемы минутки чистописания, словарно - орфографической работы)...

Методика обучения русскому языку средствами субъективизации.

Автором этой методики является доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и преподавания в начальной школе Г.А.Бакулина. Во-первых,дети работают с лингвистической теорией и словарным...

Статья для выступления (доклад) на заседании РМО на тему: «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку»

   Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится п...

СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

наглядность на уроках русского языка...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами субъективизации"

Материал "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка  средствами субъективизации" раскрывает значение субъективизации, приёмы и принципы работы по методи...

Современные средства обучения русскому языку и развитие речи обучающихся начальных классов в свете требований ФГОС

Что в современном мире может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет и настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к обучению русском...

Современные средства обучения русскому языку. Технология критериального оценивания

Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процес...