Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чернышёва Светлана Андреевна

ТЕМА: «Род имён существительных».

Цель: ознакомление с понятием «рода» имён существительных.

Задачи:

 -  повторить признаки имени существительного,

 -  формировать умения определять род имён существительных с помощью                                  личного местоимения (слова – помощники),

-  развивать умения группировать имена существительные по родам и  согласовывать с именем прилагательным,

-  воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imen_sushchestvitelnyh.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка

(3 класс.)  

ТЕМА: «Род имён существительных».

Цель: ознакомление с понятием «рода» имён существительных.

Задачи:

 -  повторить признаки имени существительного,

 -  формировать умения определять род имён существительных с помощью                                  личного местоимения (слова – помощники),

-  развивать умения группировать имена существительные по родам и  согласовывать с именем прилагательным,

-  воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

1.   Организационный момент.

Учитель.

- Здравствуйте, ребята!  (Приветствие гостей)

Всем ребятам добрый день,

Трудиться с вами нам не лень.        

Звонко прозвенел звонок,

Начинаем  наш урок!

(Проверка готовности к уроку)

Учитель.

- Я желаю вам всем сегодня на уроке сделать много хороших дел!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи и положительных оценок своему соседу.

А оценивать свою работу на уроке вы будете сами по таким критериям:

12 – 15 плюсов  - «5»,

8 – 11 плюсов – «4»,

7 и меньше плюсов – «3».

2.  Словарная работа

Учитель. Наш урок мы начнём с игры.

Игра «Четвёртый лишний».(Индивидуальная карточка №1)

(Работа по карточкам)

- У вас на столах лежат карточки. Возьмите, пожалуйста,  карточку под номером № 1.   Вывешивается  табличка «Пиши правильно»

КАРТОЧКА № 1

1) спелая, м…лина, красная, сладкая

2) шумный, городской, новый, тр…мвай

3) зелёное, ябл…ко, вкусное, кислое

4) жёлтый, п...сок, тёплый, мелкий

5) весёлая, маленькая, дев…чка, озорная

6) п…льто, новое, зимнее, меховое

7) белое, топлёное, м…л…ко, свежее

Правила  игры: перед вами карточка, в которой 7 строчек, в каждой строчке по 4 слова. Ваша задача найти в каждой строке лишнее слова и обвести его в овал,  вставить в слова пропущенные буквы.

   Учитель. У вас на столах лежат оценочные листы. За это задание вы сможете заработать 7 « + », при условии, что всё выполните правильно.

Задание всем понятно?  Приступайте к его выполнению.

    Самопроверка с доской (записаны слова лишние, вставляем пропущенные буквы). Выставляем «+» в оценочные листы.

   К этой карточке мы ещё вернёмся в ходе нашего урока. А сейчас, запишите эти слова в тетради, выделите орфограммы.

3. Актуализация знаний.

   Учитель. Как вы думаете, что объединяет выбранные нами слова?( имена существительные, словарные слова). (За устные ответы можно заработать «+».)

А что мы уже знаем об имени существительном?

  1. Часть речи
  2. Называет предмет
  3. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Учитель.   А почему имена существительные имеют два вопроса?

Ребята, а как вы думаете,  мы всё уже знаем об имени существительном?

К нам в гости пришла Мудрая Сова и приготовила вам сюрпризы, которые вы получите в конце урока. Она считает, что  ещё многие тайны нами не раскрыты.

И одну из тайн она принесла к нам сегодня на урок.

Свиток (у детей на столах лежат ).

Работа в парах. (Правила работы в парах.)

Учитель.  У вас на партах лежит свиток,  на котором записана одна из тайн русского языка. Читают тайну.

Тайна Мудрой Совы

 Из этой истории вы узнаете, как у слов – существительных род  появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да, такими похожими, что сама Королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден».

   А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

  Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла Королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода.»

   Вот так и появился род у имён существительных. С тех пор Королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода имён существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.

    Учитель. Какую тайну русского языка  вы узнали? ( Имена существительные распределяются по родам).

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать на уроке?

Что сегодня на уроке мы будем изучать?

Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Узнать, какого рода бывает имя существительное;

Научится определять род имени существительного.

4.Изучение нового материала.

Учитель.  Давайте посмотрим верно ли мы определили тему урока?

Работа по учебнику с.4 (чтение темы урока в учебнике)

Имена существительные в русском языке бывают мужского, женского, среднего рода. Вывешиваем таблички с  сокращением.

    м. р.                                               ж.р.                                 ср.р.

1 абзац – (ключ) он, мой

2 абзац – (ключ) она, моя

3 абзац – (ключ) оно, моё

( Читают 3 ученика, каждый по абзацу).

Учитель.  Теперь давайте вернёмся к карточке №1

( задание на доске: малина, трамвай, яблоко, песок, девочка, пальто, молоко).

Как вы думаете какое задание мы можем выполнить с данными словами?

( распределить по родам в 3 столбика.) Запишите в тетрадь условные обозначения и распределите слова в нужный столбик. Самопроверка, ещё 3 «+».

Допишите по 2 своих слова в каждый столбик, но не забывайте про род имён существительных. ( Проверка).

ФИЗМИНУТКА двигательная.  

5. Первичное закрепление нового материала.

Учитель.  Мы продолжаем работу по теме нашего урока.

Работа по учебнику с.4 упр.1(Выполнение  упражнения вслух с комментированием.)

Ещё после проверки 3 «+».

6. Решение проблемной ситуации.

  Учитель.  Ребята, хотите узнать еще одну «тайну русского языка». Прочитайте диалог ребят и профессора. Какой вывод сделал профессор? Как вы его понимаете? (правило с. 5)

Работа с учебником. Упр. с. 5 № 2

Если кому – то нужна помощь поднимайте руку. Я подойду.

Первые 3 человека получают дополнительный  «+». Но не спешите, главное правильность выполнения, аккуратность.

6. Итог.

Учитель.  Над какой темой работали на уроке?

Чему учились?( определять род им. сущ.).

Что нового узнали?( 3 рода – м.р., ж.р., ср.р.)

Подводим итог по оценочному листу.

- Считаем количество «+»  в своих оценочных листах.

У вас есть возможность поставить самому себе оценку за работу на уроке.

Вернуться к критериям по количеству плюсов (на доске).

8. Д. / з.

ТПО. С25  № 31- 33

9. Рефлексия. Смайлики

Выберите смайлик,который соответствует вашему настроению в конце урока.

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ      ________________________________

Карточка  1

Устные  ответы

Распределение словарных слов по родам (в столбик)

Упражнение 1

Упражнение 2

                                                                                      Всего:

                                                             Оценка

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ      ________________________________

Карточка  1

Устные  ответы

Распределение словарных слов по родам (в столбик)

Упражнение 1

Упражнение 2

                                                                                      Всего:

                                                             Оценка

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ      ________________________________

Карточка  1

Устные  ответы

Распределение словарных слов по родам (в столбик)

Упражнение 1

Упражнение 2

                                                                                      Всего:

                                                             Оценка

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ      ________________________________

Карточка  1

Устные  ответы

Распределение словарных слов по родам (в столбик)

Упражнение 1

Упражнение 2

                                                                                      Всего:

                                                             Оценка

КАРТОЧКА № 1

1) спелая, м…лина, красная, сладкая

2) шумный, городской, новый, тр…мвай

3) зелёное, ябл…ко, вкусное, кислое

4) жёлтый, п...сок, тёплый, мелкий

5) весёлая, маленькая, дев…чка, озорная

6) п…льто, новое, зимнее, меховое

7) белое, топлёное, м…л…ко, свежее

КАРТОЧКА № 1

1) спелая, м…лина, красная, сладкая

2) шумный, городской, новый, тр…мвай

3) зелёное, ябл…ко, вкусное, кислое

4) жёлтый, п...сок, тёплый, мелкий

5) весёлая, маленькая, дев…чка, озорная

6) п…льто, новое, зимнее, меховое

7) белое, топлёное, м…л…ко, свежее

КАРТОЧКА № 1

1) спелая, м…лина, красная, сладкая

2) шумный, городской, новый, тр…мвай

3) зелёное, ябл…ко, вкусное, кислое

4) жёлтый, п...сок, тёплый, мелкий

5) весёлая, маленькая, дев…чка, озорная

6) п…льто, новое, зимнее, меховое

7) белое, топлёное, м…л…ко, свежее

КАРТОЧКА № 1

1) спелая, м…лина, красная, сладкая

2) шумный, городской, новый, тр…мвай

3) зелёное, ябл…ко, вкусное, кислое

4) жёлтый, п...сок, тёплый, мелкий

5) весёлая, маленькая, дев…чка, озорная

6) п…льто, новое, зимнее, меховое

7) белое, топлёное, м…л…ко, свежее

КАРТОЧКА № 1

1) спелая, м…лина, красная, сладкая

2) шумный, городской, новый, тр…мвай

3) зелёное, ябл…ко, вкусное, кислое

4) жёлтый, п...сок, тёплый, мелкий

5) весёлая, маленькая, дев…чка, озорная

6) п…льто, новое, зимнее, меховое

7) белое, топлёное, м…л…ко, свежее

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

Женский род - запомню я

И скажу « Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу « Он мой»

Средний род « Оно мое»

Это правило мое!

м. р.

(он мой)

ж. р.

(она моя)

ср. р.

(оно моё)

м. р.

(он мой)

ж. р.

(она моя)

ср. р.

(оно моё)

м. р.

(он мой)

ж. р.

(она моя)

ср. р.

(оно моё)

м. р.

(он мой)

ж. р.

(она моя)

ср. р.

(оно моё)


12–15 плюсов

5

8 – 11 плюсов

4

7и меньше плюсов

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....