Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
3 класс
Тема. Имя прилагательное
Учитель начальных классов
Копылова Марина Александровна
Тема: Имя прилагательное.
Цели урока:
- Способствовать совершенствованию представлений учащихся о грамматических признаках имени прилагательного; формировать умения безошибочно находить имя прилагательное в предложениях и текстах, подбирать имя прилагательное к рисункам;
- Создать условия для развития речи, внимания, памяти, мышления, умения сравнивать, классифицировать, прививать основы орфографической грамотности;
- Способствовать воспитанию положительной мотивации к урокам русского языка, любви к родному слову, аккуратной записи в тетради.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Оборудование. Компьютер, мультимедиа.
Структура урока.
- Орг. Момент.
- Минутка чистописания.
- Словарная работа.
- Сообщение темы и цели урока
- Работа по теме.
- Рефлексия
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организация начала урока
Тренинг-настрой: Начинается урок,
Должен он пойти нам впрок.
Книжки, ручки и тетрадки-
Все должно лежать в порядке!
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте доброго дня.
- Настроимся на работу. Я буду рада вашим хорошим ответам.
II. Минутка чистописания
Подготовка руки к письму. ( Слайд 2 )
- Подготовим руку к письму в тетради.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят-
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы).
- Красиво запишите сегодняшнее число, классная работа. ( Слайд 3 )
- С чего мы обычно начинаем урок?
- Запишите пословицу:
(Наукой свет стоит, ученьем люди живут) ( Слайд 4 )
III. Словарная работа.
- Ребята, какие виды обуви вам известны?
- Прочитайте названия двух из них (ботинки, сапог) ( Слайд 5 )
- Найдите в этих словах опасные места…
- Какую букву нужно запомнить?
- Придумайте предложение так, чтобы в нём были оба этих слова?
- Чтобы лучше запомнить написание этих слов, запишите слова к себе в тетрадь через запятую.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Определите тему нашего урока, послушав стихотворение: ( Слайд 6 )
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)
Итак, кто может озвучить тему нашего урока ( Слайд 7 )
- Какие цели перед собой поставим?
(уч-ся находить имена прил. в предложениях и текстах)
- Что возьмём с собой на урок?
V. Работа по теме
1) Операционно - познавательный этап.
Работа в парах
- У вас на партах лежит замечательное солнышко.
Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете об имени прилагательном. Посоветуйтесь в парах.
(Выброс на доску.) ( Слайд 8 )
- Что вы записали?
- Ребята, а что такое имя прилагательное?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы оно отвечает?
- Приведите примеры имён прилагательных…
Физкультминутка (для глаз) «Игра со снеговиком»
2)Подбор прилагательных к рисункам ( Слайды 9-14 )
- Рассмотрите рисунки и подберите к ним имена прилагательные…
3) Нахождение лишнего слова
- Даша распределили имена прилагательные на группы. Но в каждой группе есть лишнее слово. Давайте найдём эти слова и выпишем их.
Температура: тёплый, жаркий, овальный, прохладный, горячий.
( Слайд 15 )
Вкус: горький, солёный, кривой, вкусный, кислый. ( Слайд 16 )
Качества характера человека: скромный, верный, искренний, квадратный, чуткий. ( Слайд 17 )
Признак предмета, который вызывает какие-то чувства: забавный, круглый, приятный, великолепный, красивый. ( Слайд 18 )
- Прочитайте, какие имена прилагательные вы выписали.
- Что вы заметили? (получилась новая группа имён прилагательных)
- Подумайте, как можно назвать эту группу, объединённых общим значением (форма)
4) Работа с рубрикой «Тайна языка
- Даша сказала, что в словосочетаниях вкусный суп, овсяное печенье, вишнёвый компот главными словами являются имена прилагательные. Подумаем вместе, права ли Даша. Сравните два предложения:
( Слайд 19 )
Коля съел суп. Коля съел вкусный.
- В каком предложении понятно, о чём идёт речь, а в каком нет?
- Какой вывод мы сделаем? (имя сущ. является главным)
- Откройте учебник на с. 75.
- Прочитайте тайну языка..
- Что вы узнали?
- Что такое согласование? (когда имя прил. в словосочетании стоит в том же падеже, числе и роде, что и имя сущ-ное)
- 5) Определение рода и числа имени прилагательного.
- Как определить число и род имен прилагательных.
-Определите у имен прилагательных род и число. ( Слайд 20 )
Лесной шорох (м.р., ед.ч), душистый ландыш (м.р), спелая земляника (ж.р., ед.ч.), беличье дупло (ср.р., ед.ч), глубокая нора (ж.р., ед.ч), красивая речь (ж.р., ед.ч)
Физкультминутка ( Слайд 21 )
- Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.
6) Составление словосочетаний с именами прилагательными и поиск их в тексте. ( Слайд 22 )
- Составьте словосочетание, добавляя имя прилагательное…
- День ….
- Погода …
- Солнце …
- Облака …
- Снег …
- Это слово является прилагательным – найдите его: ( Слайд 23 )
*Зелень
*Прекрасный
*Замечательно
*Красота
- Проверим…
- Посчитайте, сколько имён прилагательных употребил поэт…( Слайд 24 )
Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.
Если будете внимательными
Вы найдете прилагательные. (7)
- Назовите имена прилагательные, которые вы посчитали…
7) Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи (Закрепление)
( Слайд 25 )
- Прочитайте текст. (Под кустом притаился… зверек. У него … уши, … хвост. Тело покрыто… шерстью. Есть …зубы, но обороняться ими он не может.)
- Понятно о ком говорится в этом тексте? Почему? (нет признаков)
- А теперь? (Показать картинку зайца)
- Дополните текст именами прилагательными, и запишем их через запятую…
- На какие вопросы отвечают записанные вами слова?
Озаглавьте его.
- Кто желает прочитать, какой текст у нас получился?
- Для чего в речи нужны прилагательные? (обогащают нашу речь, делают её красивой)
- Проверим, что вы записали ещё раз … ( Слайд 26 )
8) Составление рассказа ( Слайд 27 )
- Рассмотрите запись
Был | ? | день. |
Смотрю на | небо. | |
По небу плывут | облака. | |
Высоко кружат | ласточки. | |
Со свистом проносятся | стрижи. |
- Можно ли составить из этих слов рассказ?
- Что нужно сделать, чтобы рассказ получился более интересным и красочным? (добавить прилагательные)
- Подберите слова-признаки и запишите получившийся рассказ.
- Прочитайте, что у вас получилось?
8) Рефлексивно - оценочный этап.
- А сейчас, я вам предлагаю выполнить тест:
Тест
1. Укажи имя прилагательное. ( Слайд 28 )
- утеплять;
Б) теплый; - тепло.
2.Выбери подходящее прилагательное к данному имени существительному:
( Слайд 29 )
... утро.
- – белое;
Б) - зимнее; - - вкусное.
3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная .... ( Слайд 30 )
- гладкая;
Б) короткая; - толстая.
4) Род и число имени прилагательного зависит от: ( Слайд 31 )
- имени существительного;
Б) глагола; - местоимения.
5. Выберите верное утверждение. В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное. Такая связь называется….. ( Слайд 32 )
- примыканием
Б) подчинением - согласованием.
- Проверьте себя… ( Слайд 33 )
VI. Рефлексия ( Слайд 34 )
- Закончите предложение:
Я научился...
Я понял, что...
Было трудно...
Было интересно...
Хочу похвалить...
VII Итог урока
- Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение:
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы - прекрасное,
Не скажем - безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Сегодня вы были…… ( Слайд 35 )
VIII. Домашнее задание: ( Слайд 36 )
- В учебнике на с. 74 найдите упр 3. Познакомьтесь с ним. Задайте мне вопросы, если они возникли по его выполнению. Запишите задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...