«Изложение повествовательного текста с элементами описания»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Изложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozheniya_rus.yazyk_.docx | 19.98 КБ |
izlozheniya_rus.yazyk_.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изложение повествовательного текста с элементами описания.»
Цель : развивать умение кратко передавать содержание рассказы, не пропуская существенного.
- Учить составлять план, выделяя главное.
- Развивать умения последовательно передавать содержание рассказа.
- Воспитывать любовь к животным.
I Подготовительный этап:
Цель : помочь учащимся осмысливать текст и подготовить их к пересказу.
1). Предлагаю тему нашего урока определить с помощью ребусов, пословицы, фразеологизмов.
- Дерево с огнем не шутит.
- Играть с огнем.
- Бояться как огня.
2). Как вы думаете, какие у нас могут быть затруднения?
- Я не могу кратко передавать содержание текста.
- Я не могу сжато передавать содержание текста.
- Я не могу передать главное, сохраняя точный пересказ.
- Я не умею исключать подробности.
- Я затрудняюсь определить тему текста.
- Я затрудняюсь определить главную мысль текста.
Какая перед нами цель?
При каких условиях мы добьемся нашей цели?
Где понадобятся нам добытые знания?
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
ЦЕЛЬ: подготовить учащегося к восприятия текста.
а). Автор.
б). Жизненный опыт учеников.
в). Включение слов и словосочетаний из текста, употребление, которых вызове затруднение.
г).работа с различными типами словарей.
Вам было предложено найти сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского.
Пожалуйста, кто желает рассказать.
Да, сегодня, ребята мы будем писать изложение по рассказу К. Паустовского. «Заячьи лапы.»
( показываю книгу), портрет писателя.
Ребята, чтобы смогли лучше осмыслить текст, вам было предложено дома поработать с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем.
ГРУППА 1. Работа с синонимами
Неслыханной – с большой, с огромной, со страшной.
Рядом –
Опалены – обгорели,обоженны:
Дед, заяц.
ГРУППА 2 словарь ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ :
Дым ел глаза
Выскочил из- под ног
Чуять носом
Упасть от усталости.
ГРУППА 3 толковый словарь
Гул –
Гарь –
Пожар –
Пламя –
Словарь-
ГРУППА 4 работа с антонимами.
Сзади –
Медленно –
Обрадовался –
Потише –
В нашем тексте часто встречается слова дед, заяц.
Это – неоправданный лексический повтор.
Лесной житель, охотник, старик.
Заяц –зайчонок, спаситель, зверенок, косой, длинноухий.
Восприятие текста.
Цель: первоначальное знакомство учащегося с содержанием, правильное его понимание.
Предлагаю внимательно
- Послушать чтение текста Никой .
- Сейчас вы почитаете текст про себя и постараетесь после чтения сформировать тему и основную мысль текста.
Итак, о чем говорится в тексте ( о том, как заяц спас человека во время пожара, а человек вылечил обгоревшего зайца.
- Что мы определили, отвечая на этот вопрас? ( тему )
- Как вы думаете, ради чего написан текст автором?
К чему автор призывает?
( людям надо бережно относиться к братьям, младшим. Животные могут помочь человеку, а человек - животному.)
- Что мы определили, отвечая на этот вопрос?
( главную мысль текста)
- Ребята, как бы вы озаглавили этот отрывок?
А вот Паустовский озаглавил книгу «Заячьи лапы».
III БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТА
ЦЕЛЬ: ГЛУБЖЕ ПОНЯТЬ ТЕКСТ, ВЫЯСНИТЬ,КАКИЕ ФАКТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМИ.
- Почему охотнику стало трудно дышать? ( начался пожар )
- Чем страшен пожар? ( огонь гнало по земле с неслыханной скоростью .)
Подберите синонимы к прилагательному ( группа №1 с неслыханной ( с большой, с огромной, со страшной )
- Почему деде спотыкался и падал?
Дым ел глаза ( группа №2)
- Как вы понимаете слово гул? ( толковый словарь, группа №3)
- Как говорится о неожиданном.
Появлении зайца?
( выскочил из – под ног )
Группа №3
Подберите синонимы ( рядом, близко)
Почему охотник побежал за зайцем?
( как старый лесной житель, дед знал, что звери чуют, откуда идет огонь.)
- Только ли заяц спас охотника?
( и зайчонка спас )
Какие синонимы к слову опалены?
( обгорели, обожжены)
IV анализ структуры текста.
ЦЕЛЬ: предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста, помочь учащегося осознать структурные особенности текста на части.
Что значит кратко изложить содержание текста?
- в какой момент в рассказе наступает заявка действия?
( смерть … выскочил заяц )
- в какой момент действие достигло наивысшего напряжения?
( дед бежал … кричал)
- какова развязка?
( заяц вывел деда)
На сколько частей можно разделить текст?
V Составление.
а). Цель плана: способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.
б). Устный пересказ текста.
СОСТАВЬТЕ ПЛАН.
1. В ЛЕСУ НАЧАЛСЯ ПОЖАР
2. ОПАСНОСТЬ РЯДОМ
3. ЗА ЗАЙЦЕМ
4. СПАСЕНИЕ
Какие предложения( построению), использует автор? ( простые и сложные). Чем осложнены простые предложения? ( однородными членами).
Кратко перескажите текст, передавая содержание каждого пункта плана одним предложением (можно простым, Можно сложным )
- выделите главное во 2-й части.
Объедините 2 предложения.
( в лесу начался пожар, сильный ветер с неслыханной скоростью гнал по земле огонь).
VI ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЗАПИСЬ ИЗЛОЖЕНИЯ.
СЛАБЫМ УЧЕНИКАМ РОЗДАЮТСЯ ОПОРНЫЕ КАРТОЧКИ.
Для пересказа 2-й части можно составить 2 предложения.
Для пересказа 3-й части одно предложение. Сделайте это самостоятельно. Можно выбирать самое основное, используйте слова, записанные на доске.
Ребята, у каждого из вас на парте – опорная карточка. Ошибкоопасные места подчеркнуты. Посмотрите внимательно на эти слова, запомните их написание. Теперь попрошу закрыть опорные карточки, учебники.
Карточками могут воспользоваться следующие ученики…
ОПОРНАЯ КАРТОЧКА
1ЧАСТЬ:
Понял, что
Прямо на него
Ураган, с неслыханной
Скоростью, спотыкался
Выедал глаза, начался пожар
2ЧАСТЬ:
Вдруг из-за ног, обрадовался
Настигала, выскочил
3ЧАСТИ
Оба, опалены, от усталости
Написание изложения на черновике. Учитель проверяет карандашом, на полях-пишет правильные ответы.
Предварительный просмотр:
Тема: «Изложение повествовательного текста с элементами описания.»
Цель : развивать умение кратко передавать содержание рассказы, не пропуская существенного.
- Учить составлять план, выделяя главное.
- Развивать умения последовательно передавать содержание рассказа.
- Воспитывать любовь к животным.
I Подготовительный этап:
Цель : помочь учащимся осмысливать текст и подготовить их к пересказу.
1). Предлагаю тему нашего урока определить с помощью ребусов, пословицы, фразеологизмов.
- Дерево с огнем не шутит.
- Играть с огнем.
- Бояться как огня.
2). Как вы думаете, какие у нас могут быть затруднения?
- Я не могу кратко передавать содержание текста.
- Я не могу сжато передавать содержание текста.
- Я не могу передать главное, сохраняя точный пересказ.
- Я не умею исключать подробности.
- Я затрудняюсь определить тему текста.
- Я затрудняюсь определить главную мысль текста.
Какая перед нами цель?
При каких условиях мы добьемся нашей цели?
Где понадобятся нам добытые знания?
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
ЦЕЛЬ: подготовить учащегося к восприятия текста.
а). Автор.
б). Жизненный опыт учеников.
в). Включение слов и словосочетаний из текста, употребление, которых вызове затруднение.
г).работа с различными типами словарей.
Вам было предложено найти сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского.
Пожалуйста, кто желает рассказать.
Да, сегодня, ребята мы будем писать изложение по рассказу К. Паустовского. «Заячьи лапы.»
( показываю книгу), портрет писателя.
Ребята, чтобы смогли лучше осмыслить текст, вам было предложено дома поработать с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем.
ГРУППА 1. Работа с синонимами
Неслыханной – с большой, с огромной, со страшной.
Рядом –
Опалены – обгорели,обоженны:
Дед, заяц.
ГРУППА 2 словарь ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ :
Дым ел глаза
Выскочил из- под ног
Чуять носом
Упасть от усталости.
ГРУППА 3 толковый словарь
Гул –
Гарь –
Пожар –
Пламя –
Словарь-
ГРУППА 4 работа с антонимами.
Сзади –
Медленно –
Обрадовался –
Потише –
В нашем тексте часто встречается слова дед, заяц.
Это – неоправданный лексический повтор.
Лесной житель, охотник, старик.
Заяц –зайчонок, спаситель, зверенок, косой, длинноухий.
Восприятие текста.
Цель: первоначальное знакомство учащегося с содержанием, правильное его понимание.
Предлагаю внимательно
- Послушать чтение текста Никой .
- Сейчас вы почитаете текст про себя и постараетесь после чтения сформировать тему и основную мысль текста.
Итак, о чем говорится в тексте ( о том, как заяц спас человека во время пожара, а человек вылечил обгоревшего зайца.
- Что мы определили, отвечая на этот вопрас? ( тему )
- Как вы думаете, ради чего написан текст автором?
К чему автор призывает?
( людям надо бережно относиться к братьям, младшим. Животные могут помочь человеку, а человек - животному.)
- Что мы определили, отвечая на этот вопрос?
( главную мысль текста)
- Ребята, как бы вы озаглавили этот отрывок?
А вот Паустовский озаглавил книгу «Заячьи лапы».
III БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТА
ЦЕЛЬ: ГЛУБЖЕ ПОНЯТЬ ТЕКСТ, ВЫЯСНИТЬ,КАКИЕ ФАКТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМИ.
- Почему охотнику стало трудно дышать? ( начался пожар )
- Чем страшен пожар? ( огонь гнало по земле с неслыханной скоростью .)
Подберите синонимы к прилагательному ( группа №1 с неслыханной ( с большой, с огромной, со страшной )
- Почему деде спотыкался и падал?
Дым ел глаза ( группа №2)
- Как вы понимаете слово гул? ( толковый словарь, группа №3)
- Как говорится о неожиданном.
Появлении зайца?
( выскочил из – под ног )
Группа №3
Подберите синонимы ( рядом, близко)
Почему охотник побежал за зайцем?
( как старый лесной житель, дед знал, что звери чуют, откуда идет огонь.)
- Только ли заяц спас охотника?
( и зайчонка спас )
Какие синонимы к слову опалены?
( обгорели, обожжены)
IV анализ структуры текста.
ЦЕЛЬ: предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста, помочь учащегося осознать структурные особенности текста на части.
Что значит кратко изложить содержание текста?
- в какой момент в рассказе наступает заявка действия?
( смерть … выскочил заяц )
- в какой момент действие достигло наивысшего напряжения?
( дед бежал … кричал)
- какова развязка?
( заяц вывел деда)
На сколько частей можно разделить текст?
V Составление.
а). Цель плана: способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.
б). Устный пересказ текста.
СОСТАВЬТЕ ПЛАН.
1. В ЛЕСУ НАЧАЛСЯ ПОЖАР
2. ОПАСНОСТЬ РЯДОМ
3. ЗА ЗАЙЦЕМ
4. СПАСЕНИЕ
Какие предложения( построению), использует автор? ( простые и сложные). Чем осложнены простые предложения? ( однородными членами).
Кратко перескажите текст, передавая содержание каждого пункта плана одним предложением (можно простым, Можно сложным )
- выделите главное во 2-й части.
Объедините 2 предложения.
( в лесу начался пожар, сильный ветер с неслыханной скоростью гнал по земле огонь).
VI ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЗАПИСЬ ИЗЛОЖЕНИЯ.
СЛАБЫМ УЧЕНИКАМ РОЗДАЮТСЯ ОПОРНЫЕ КАРТОЧКИ.
Для пересказа 2-й части можно составить 2 предложения.
Для пересказа 3-й части одно предложение. Сделайте это самостоятельно. Можно выбирать самое основное, используйте слова, записанные на доске.
Ребята, у каждого из вас на парте – опорная карточка. Ошибкоопасные места подчеркнуты. Посмотрите внимательно на эти слова, запомните их написание. Теперь попрошу закрыть опорные карточки, учебники.
Карточками могут воспользоваться следующие ученики…
ОПОРНАЯ КАРТОЧКА
1ЧАСТЬ:
Понял, что
Прямо на него
Ураган, с неслыханной
Скоростью, спотыкался
Выедал глаза, начался пожар
2ЧАСТЬ:
Вдруг из-за ног, обрадовался
Настигала, выскочил
3ЧАСТИ
Оба, опалены, от усталости
Написание изложения на черновике. Учитель проверяет карандашом, на полях-пишет правильные ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).
1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль; 2. Учить устан...
Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»
Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....
Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...
План-конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония») Тема: «Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения»
урок направлен на формирование умения писать изложение повествовательного текста с элементами рассуждения...
Технологическая карта урока "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
конспект урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Урок русского языка с исппользованием презентации "Мимоза"...
Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс
Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...