Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;
2. Учить устанавливать границы высказывания и в рамках этих границ научит подробно передавать содержание прочитанного;
3. Учить составлять план текста, отбирать языковой материал для передачи темы и идеи текста;
4. Развивать логическое мышление, устную и письменную речь;
5 . Воспитывать личность, способную оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie__po_rasskazu_a.p._chehova__belolobyy..doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема: « Выборочное изложение « Первое знакомство»
по рассказу А.П. Чехова « Белолобый»
(повествовательный текст с элементами описания)
Третьякова И.И., учитель начальных классов МБОШИ «Гимназия-интернат №34»
Цели: 1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;
2. Учить устанавливать границы высказывания и в рамках этих границ научит подробно передавать содержание прочитанного;
3. Учить составлять план текста, отбирать языковой материал для передачи темы и идеи текста;
4. Развивать логическое мышление, устную и письменную речь;
5 . Воспитывать личность, способную оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики.
Ход урока.
1. Организационный момент:
- Ребята! Проверьте готовность к уроку.
- Сегодня нам предстоит интересная и сложная работа, давайте настроимся на урок и пожелаем друг другу удачи.
2.Мотивация.
- Вы хотели бы продолжить работать с произведением А.П. Чехова на уроке русского языка?
- Как можно поработать с художественным произведением на уроке русского языка?
( версии детей)
3 Актуализация.
- Сегодня мы будем писать выборочное изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый».
- Что значит написать выборочное изложение?
Вспомним памятку.
- вспомните , о чём этот рассказ?
- Кто главный герой рассказа?
-какая история с ним приключилась?
4. Выбор границы, излагаемого текста.
Пролистайте рассказ.
- Сколько в нём частей?
- Как произошло первое знакомство щенка с волчицей?
- найдите этот отрывок в начале второй части.
- прочитайте отрывок про себя и определите его тип. (Повествовательный текст с элементами описания)
- Прочитаете текст вслух.
Когда мало-помалу всё затихло, волчиха успокоилась и стала замечать, что её добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто твёрже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки… волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка. Он облизал свою помятую раненую спину и, как ни в чём не бывало, замахал хвостом и залаял на волчицу. Она зарычала, как собака, и побежала от него. Он за ней.
5 .Анализ отрывка.
- Какая беда случилась с щенком?
- Почему волчица схватила щенка?
Чем закончилось это происшествие?
- Давайте озаглавим этот отрывок.
Выберите тот заголовок, в котором полнее передана главная мысльт.
« Необычная добыча», « Первое знакомство», « Белолобый».
6. Работа над планом.
- Прочитайте текст про себя и подумайте, на сколько частей его можно разделить?
- До каких слов первая часть?
Как озаглавим?
1. Добыча волчихи.
Посмотрите на иллюстрацию ко второму отрывку ( изображение щенка)
-Какие предложения из текста подходят?
Как озаглавим вторую часть?
2. Щенок.
- Какую картину вы нарисовали к третей части?
- Как озаглавим третью часть?
3 Первое знакомство.
7. Отбор языкового материала.
- Когда волчица впервые заметила, что её добыча не похожа на ягнёнкак?
- Как вы понимаете выражение « Мало-помалу»?
- Что значит, волокла по снегу?
- Перечитайте вторую часть.
Подберите синоним к слову ноша.
- Как повела себя волчица, узнав, что это не ягнёнок?
- Что значит «отскочила с отвращением»?
- Как автор описывает Белолобого?
- Как вы понимаете выражение « крупной породы»?
-Подберите синоним к слову манеры.
Найдите в третей части слова, обозначающие действия щенка.
- Что значит « как ни в чём не бывало»?
- Как повела себя волчица?
- Вместо какого слова употреблены слова « она», « от него»?
- Как ответил Белолобый на недовольство волчицы?
- Вместо какого слова употреблены слова «он», « за ней»?
- Каким словами можно заменить слово волчица, щенок?
8 Орфографическая подготовка.
- Посмотрите на доску.
-Прочитайте слова и найдите орфограммы.
Мало-помалу, успокоилась, добыча, волокла, ягнята, отскочила с отвращением, породы, манеры, невежа, раненую, как ни в чём не бывало.
9.Повторение содержания.
- Посмотрите на составленный план.
- Попробуйте пересказать текст друг другу.
10 . Самостоятельная работа.
- Как оформляется текст на письме?
11. Подведение итогов.
- Поднимите руку, кто справился с работой.
- Кто хочет прочитать своё изложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»
Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....
Урок- исследование "Мир глазами волчихи"по рассказу А.П.Чехова "Белолобый" . литературное чтение 3 класс УМК Планета знаний
Конспект урока- исследования "Мир глазами волчихи" и презентация к нему....
Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...
Технологическая карта урока "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
конспект урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Урок русского языка с исппользованием презентации "Мимоза"...
Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс
Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...