Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Третьякова Ирина Ивановна

          1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;

          2. Учить устанавливать границы высказывания и в рамках этих границ научит подробно передавать содержание прочитанного;

          3. Учить составлять план текста, отбирать языковой материал для передачи темы и идеи текста;

           4.  Развивать логическое мышление, устную   и письменную речь;

           5 . Воспитывать личность, способную оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie__po_rasskazu_a.p._chehova__belolobyy..doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                       Конспект урока русского языка  в 4 классе.

Тема: « Выборочное изложение « Первое знакомство»

                   по рассказу А.П. Чехова « Белолобый»

          (повествовательный текст с элементами описания)        

         Третьякова И.И., учитель начальных классов МБОШИ «Гимназия-интернат №34»

Цели: 1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;

           2. Учить устанавливать границы высказывания и в рамках этих границ научит подробно передавать содержание прочитанного;

          3. Учить составлять план текста, отбирать языковой материал для передачи темы и идеи текста;

           4.  Развивать логическое мышление, устную   и письменную речь;

           5 . Воспитывать личность, способную оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики.

                                        Ход урока.

1. Организационный момент: 

- Ребята! Проверьте готовность к уроку.

- Сегодня нам предстоит интересная и сложная работа, давайте настроимся на урок и пожелаем друг другу удачи.

    2.Мотивация.

   

- Вы хотели бы продолжить  работать с произведением  А.П. Чехова на уроке русского языка?

- Как можно поработать с художественным произведением на уроке русского языка?

( версии детей)

 3 Актуализация.

- Сегодня мы будем писать выборочное изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый».

- Что значит написать выборочное изложение?

Вспомним памятку.

- вспомните , о чём этот рассказ?

- Кто главный герой рассказа?

-какая история с ним приключилась?

4. Выбор границы, излагаемого текста.

Пролистайте рассказ.

- Сколько в нём частей?

- Как произошло первое знакомство щенка с волчицей?

- найдите этот отрывок в начале второй части.

- прочитайте отрывок про себя и определите его тип. (Повествовательный текст с элементами описания)      

-  Прочитаете текст вслух.

Когда мало-помалу всё затихло, волчиха успокоилась и стала замечать, что её добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто твёрже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки… волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка. Он облизал свою помятую раненую спину и, как ни в чём не бывало, замахал хвостом и залаял на волчицу. Она зарычала, как собака, и побежала от него. Он за ней.

5 .Анализ отрывка.

- Какая беда случилась с щенком?

- Почему волчица схватила щенка?

Чем закончилось это происшествие?

- Давайте озаглавим этот отрывок.

Выберите тот заголовок, в котором полнее передана главная мысльт.

« Необычная добыча», « Первое знакомство», « Белолобый».

6. Работа над планом.

- Прочитайте текст про себя и подумайте, на сколько частей его можно разделить?

- До каких слов первая часть?

Как озаглавим?

1. Добыча волчихи.

Посмотрите на иллюстрацию ко второму отрывку ( изображение щенка)

-Какие предложения из текста подходят?

Как озаглавим вторую часть?

2. Щенок.

- Какую картину вы нарисовали к третей части?

- Как озаглавим  третью часть?

3 Первое знакомство.

7. Отбор языкового материала.

- Когда волчица впервые заметила, что её добыча не похожа на ягнёнкак?

-  Как вы понимаете выражение « Мало-помалу»?

- Что значит, волокла по снегу?

- Перечитайте вторую часть.

Подберите синоним к слову ноша.

-  Как повела себя волчица, узнав, что это не ягнёнок?

- Что значит  «отскочила с отвращением»?

- Как  автор описывает  Белолобого?

- Как вы понимаете выражение « крупной породы»?

-Подберите синоним к слову манеры.

Найдите в третей части слова, обозначающие действия щенка.

-  Что значит   « как ни в чём не бывало»?

- Как повела себя волчица?

- Вместо какого слова употреблены слова « она», « от него»?

- Как ответил Белолобый на недовольство волчицы?

- Вместо какого слова употреблены слова «он», « за ней»?

- Каким словами можно заменить слово волчица, щенок?

8 Орфографическая подготовка.

- Посмотрите на доску.

-Прочитайте слова и найдите орфограммы.

Мало-помалу,  успокоилась, добыча, волокла, ягнята,  отскочила с отвращением, породы, манеры, невежа, раненую, как ни в чём не бывало.

9.Повторение содержания.

- Посмотрите на составленный план.

- Попробуйте пересказать текст друг другу.

10 . Самостоятельная работа.

- Как оформляется текст на письме?

11. Подведение итогов.

- Поднимите руку, кто справился с работой.

- Кто хочет прочитать своё изложение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»

Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....

Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"

Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс

Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...