"Изложение повествовательного текста с элементами описания"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Цель: формирование умения создавать письменные тексты разных типов.

Задачи:

  • формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать последовательность частей текста;

  • учить составлять план текста;

  • формировать умение использовать описание в повествовательном тесте, точно употреблять слова в тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников (3-4 класс)

"Изложение повествовательного текста с элементами описания"

Тема. Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного описания текста по плану, опорным словам.

Цель: формирование умения создавать письменные тексты разных типов.

Задачи:

  • формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать последовательность частей текста;
  • учить составлять план текста;
  • формировать умение использовать описание в повествовательном тесте, точно употреблять слова в тексте.

Формируемые УУД:

  • личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;

осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале;

  • коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
  • познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.

Оборудование: текст «Грачи прилетели» ( по Г. Скребицкому, В. Чаплиной), раздаточный материал, слайдовое сопровождение занятия (проектор, презентация.ppt).

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

На доске запись: сочинение, диктант, изложение, списывание.

  • Прочитайте слова, исключите одно слово, определив количество слогов в словах. (Можно исключить слово диктант. В этом слове 2 слога, а в остальных словах – по 5 слогов)
  • Из оставшихся слов исключите одно, оно не является видом творческой работы. (Лишнее слово – списывание. А сочинение и изложение – это виды творческой работы).
  • Назовите, какой из двух видов творческой работы предполагает письменный пересказ текста. Сформулируйте тему урока.
  • Изложение - вид творческой работы, который предполагает письменный пересказ текста. Значит, сегодня мы будем писать изложение.

На экране слайд 2

  • Посмотрите и скажите, какая весна изображена? (Ранняя весна.) А какие птицы прилетают из теплых стран самые первые?
  1. Знакомство с текстом.

Учитель-логопед предлагает каждому учащемуся части текста, напечатанные на отдельных карточках (Приложение 1).

  • Посмотрите на карточки внимательно. Что на них напечатано? (Части текста.)
  • Кто догадался, какое задание вам нужно выполнить? (Составить рассказ.)
  • Что для этого нужно сделать? (Прочитать то, что написано на всех карточках, представить события. Расположить части по порядку.)
  • Прочитайте заголовок текста.
  • Составьте рассказ, расположив части по порядку.
  • Теперь проверим, правильно ли вы расположили части текста? (Чтение вслух, 1-2 учащихся.)
  • Докажите, что у вас получился текст. (Предложения объединены одной темой, есть основная мысль, есть заголовок, части расположены в правильной последовательности.)
  • По этому рассказу сегодня мы будем писать изложение.
  1. Запись числа, темы занятия "Изложение"

  2. Определение признаков текста

На экране слайд 3, на ученических столах карточки с текстом:

  • Как называется текст, в котором говорится о каком-либо событии?

(Текст-повествование.)

  • Очень часто в рассказах авторы используют описания предметов, людей, животных, растений, погоды, местности, где происходит действие, чтобы читатель мог ярко представить себе то, о чём пойдёт речь. Такие тексты являются повествовательными с элементами описания.

  • Есть ли в этом рассказе описания?
  • Какие описания использует автор? (Описание внешнего вида грачей, действий грачей.)
  • Определите тему текста. (Текст о грачах.)
  • Определите основную мысль текста. (Как грачи устраивают гнёзда.)
  • Запишите заголовок.
  1. Беседа по содержанию. Составление плана текста.

  • Сколько частей можно выделить в тексте? (Три.) Почему?
  • Составим план текста.
  •         Прочитайте первую часть рассказа.        Сколько предложений в 1 части? На экране слайд 4- 5.

Логопед задает вопросы, по клику мыши появляется ответ на экране.

  • Кто первыми к нам прилетают весной?
  • Что кругом лежит и как они расхаживают по дорогам ?
  • Предложите название этой части. (Прилетели грачи.) (Запись на доске.) Как автор описывает птиц? Прочитайте опорные слова. (Важно расхаживают, чёрные, белоносые.) Учитель-логопед прикрепляет опорные слова на доске и

знаковую схему "грачи". (Приложение - 2,3)

  • Прочитайте вторую часть текста.
  • Что содержит эта часть рассказа? (Описание действий грачей.)

На экране слайд 6- 9.

Логопед задает вопросы, по клику мыши появляется ответ на экране.

  • Где грачи начнут устраивать гнезда?
  • Что делают они со старыми гнездами и чем занимаются весь день?
  • А что сделают вечером        грачи у своих гнёзд?
  • За что утром снова берутся птицы?
  • Предложите название этой части. (Грачи строят гнёзда.) (Запись на доске.)
  • Как строят грачи свои гнёзда? Прочитайте по порядку действия птиц. (Выберут, начнут устраивать, шумят, ломают, чинят, вьют, сядут, спят, спешат, пора выводить.)
  • Какие слова использует автор при описании действий грачей? (Глаголы - слова, которые обозначают действия предмета.)
  • Почему спешат грачи?

Назовите опорные слова этой части. (Выберут, шумят, сучья ломают, чинят, вьют, спят, снова, спешат.) (Учитель-логопед выставляет опорные слова на доске и знаковую схему "грачи строят гнезда".)

  •         Прочитайте третью часть рассказа. На экране слайд 10- 11.

Логопед задает вопросы, по клику мыши появляется ответ на экране.

  • Какие птенцы самые ранние?
  • Что делают малыши, когда на деревьях ещё листья не распустились?
  • Предложите название этой части. (Появление птенцов.) (Запись на доске.) Назовите опорные слова этой части. (Ранние птенцы, не распустились, есть просят.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске и знаковую схему "птенцы".)

Образец записи на доске.

План.

  1. Прилетели грачи.

  1. Грачи строят гнёзда.

  1. Появление птенцов.

(Грачи - они, птицы. Грачата - птенцы, малыши.)

  1. Физкультминутка


Грачи прилетели.

важно расхаживают, чёрные, белоносые.

выберут, шумят, сучья ломают, чинят, вьют, спят, снова, спешат.

ранние птенцы, не распустились, есть просят.

  1. Устный пересказ текста по плану, опорным словам

На экране слайд 12

        По плану, опорным словам перескажите текст.

Один ученик пересказывает. Логопед помогает использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания.

  1. Лексико-орфографическая подготовка. Языковые средства связи

На экране слайд 13

Прил...тают, б...лоносые, л...мают, сп...шат, выв...дить, гр...чата, пт...нцы, на д...ревьях, м...лыши.

  • Прочитайте слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Назовите проверочные слова. Вставьте пропущенную гласную букву.

По гиперссылке - переход на слайд 14, где идет объяснение написания безударной гласной. Переход со слайда 14 на слайд 13 по гиперссылке . После        орфографической        подготовки преход на слайд 15 по гиперссылке .

На экране слайд 15

  • Прочитайте слова по слогам: РАСХАЖИВАЮТ, ЧЁРНЫЕ, ВЫБЕРУТ, СУЧЬЯ, ВЬЮТ, СНОВА, РАННИЕ, НЕ РАСПУСТИЛИСЬ. Запомните, как

они пишутся.

  • Прочитайте текст ещё раз.
  • Какие слова можно употребить в рассказе, чтобы не потерялось слово "грачи" (они, птицы), "грачата" (птенцы, малыши)?

Учитель-логопед записывает синонимы на доске.

  1. Запись текста

Учитель-логопед оказывает индивидуальную помощь.

  • Сколько частей в тексте?
  • Как показать при письме, что вы переходите к новой части?

  1. Самопроверка изложения

  • Проверьте обозначение частей текста.
  • Прочитайте слова по слогам, проверьте грамотность написанного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).

1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;          2. Учить устан...

Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»

Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....

Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"

Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс

Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...