Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Степанова Елена 1010

Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_razvitiyu_rechi_v_4_klasse_po_teme.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме:

«Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»

Составила учитель начальных классов

Степанова Елена Александровна 

Изложения—это письменные пересказы образцовых текстов.

        

        Роль письменных изложений состоит в том, чтобы время от времени на фоне постоянной и разнообразной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены.

        Изложения как упражнения, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

        Программа предусматривает для 4 класса подробное, сжатое, выборочное изложение из 90-100 слов по самостоятельно составленному плану.

        Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию:

  • учит детей вслушиваться в текст, вдумываться в детали его организации, устанавливать связь между отбором сведений, средств языка и передаваемой мыслью, иначе говоря, учит сознательно воспринимать высказывание,
  • база для того, чтобы путем сознательного воспроизведения чужих текстов накопить опыт по созданию собственных.

Компоненты анализа текста:

а) беседа по содержанию, цель которой проверить, понят ли текст в целом, его тем, основная мысль, задача автора;

б) анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием предложенного;

в) языковой анализ, включающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение недочетов;

г) орфографическая подготовка.

Цель: развитие умения кратко передавать содержание рассказа, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль.

Ход урока.

  1. Постановка учебной задачи.

- На уроках чтения вы учитесь кратко пересказывать. Сегодня будете учиться, письменно кратко передавать содержание рассказа. Почему важно это уметь?

  1. Знакомство с содержанием рассказа.

Учащиеся читают последнюю часть рассказа К Паустовского «Заячьи лапы» (начиная со слов «В августе дед пошел…», заканчивая «вылечил и оставил у себя»). Если нет книг, ученикам раздаются напечатанные тексты (приложение1).

-Перед вами ставится задача: кратко передать содержание рассказа. Что это значит? (Передать главное, сохранив точность.)

- Какой момент в рассказе является завязкой действия? Прочитайте. («Смерть настигла деда…, и в это время из-под ног деда выскочил заяц».)

- В какой момент действие достигло наивысшего напряжения? («Дед бежал, плакал от страха и кричал…»).

- Какова развязка? («…Заяц вывел деда из огня»).

- Как на протяжении всего рассказа автор передает свое отношение к деду и отношение деда к зайцу?

  1. Составление плана и обсуждение возможного сокращения.

Текст читается повторно и делится на части; каждая часть озаглавливается. Выясняется, о чем в каждой части нужно сказать обязательно, а что можно опустить. Обязательно нужно описать лесной пожар, чтобы передать опасность положения деда, рассказать, как он пытался выбраться из охваченного пожаром участка леса, о радости встречи с зайцем, о том моменте, когда они выбежали к озеру и оба упали от усталости, о заботе деда о зайце.

  1. Краткий пересказ и лексическая подготовка.

В процессе пересказа обращается внимание детей на точность употребления автором отдельных слов и словосочетаний, сравнений.

«Леса стояли сухие, как порох. Дым… несло белой пеленой по лесу… Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. Смерть настигала деда…».

  1. Ночь в избушке у деда Лариона.

Эту часть можно опустить совсем или взять только одно предложение: «Дед рассказал мне историю о зайце».

  1. Неудачная охота.

Обязательно нужно сказать о том, что леса стояли сухие. Сокращение почти невозможно.

  1. Огонь идет прямо на деда (6-7 предложений).

Обязательно нужно сказать о том, что ветер усиливался и стало трудно дышать. Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Стало трудно дышать. Огонь гнало прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь бежал по земле с неслыханной скоростью.

  1. Радость от встречи с зайцем (5-6 предложений).

Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Дед обрадовался ему, как родному. Он знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь. Дед побежал за зайцем.

  1. Спасение.

Зверек вывел деда из огня. На берегу озера они оба упали от усталости. Дед понес зайца домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Зайца удалось спасти.

  1. Краткий пересказ по плану. Предупреждение ошибок в употреблении и написании слов.

В процессе пересказа обращается внимание на связь между частями рассказа.

Слова и словосочетания для объяснения:

попался зайчонок,

затревожился,

гнало с неслыханной скоростью,

обрадовался, будто родному, лучше чуют,

опалены

(слова выписываются в процессе обсуждения).

В центре рассказа дед Ларион, и автор передает его состояние. Это нужно сохранить в изложении.

  1. Орфографическая подготовка.
  2. Написание изложения. Самопроверка.

Приложение 1.

        В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

        Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга… сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало в кусты. Стало трудно дышать.

        Дед понял, что начался лесной пожар и, огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня…

        Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

        Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

        Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

        Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

        Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед- оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед вылечил его и оставил у себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"

Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»

4 классТема урока: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»»Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс

Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...