Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_razvitiyu_rechi_v_4_klasse_po_teme.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме:
«Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»
Составила учитель начальных классов
Степанова Елена Александровна
Изложения—это письменные пересказы образцовых текстов.
Роль письменных изложений состоит в том, чтобы время от времени на фоне постоянной и разнообразной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены.
Изложения как упражнения, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.
Программа предусматривает для 4 класса подробное, сжатое, выборочное изложение из 90-100 слов по самостоятельно составленному плану.
Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию:
- учит детей вслушиваться в текст, вдумываться в детали его организации, устанавливать связь между отбором сведений, средств языка и передаваемой мыслью, иначе говоря, учит сознательно воспринимать высказывание,
- база для того, чтобы путем сознательного воспроизведения чужих текстов накопить опыт по созданию собственных.
Компоненты анализа текста:
а) беседа по содержанию, цель которой проверить, понят ли текст в целом, его тем, основная мысль, задача автора;
б) анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием предложенного;
в) языковой анализ, включающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение недочетов;
г) орфографическая подготовка.
Цель: развитие умения кратко передавать содержание рассказа, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль.
Ход урока.
- Постановка учебной задачи.
- На уроках чтения вы учитесь кратко пересказывать. Сегодня будете учиться, письменно кратко передавать содержание рассказа. Почему важно это уметь?
- Знакомство с содержанием рассказа.
Учащиеся читают последнюю часть рассказа К Паустовского «Заячьи лапы» (начиная со слов «В августе дед пошел…», заканчивая «вылечил и оставил у себя»). Если нет книг, ученикам раздаются напечатанные тексты (приложение1).
-Перед вами ставится задача: кратко передать содержание рассказа. Что это значит? (Передать главное, сохранив точность.)
- Какой момент в рассказе является завязкой действия? Прочитайте. («Смерть настигла деда…, и в это время из-под ног деда выскочил заяц».)
- В какой момент действие достигло наивысшего напряжения? («Дед бежал, плакал от страха и кричал…»).
- Какова развязка? («…Заяц вывел деда из огня»).
- Как на протяжении всего рассказа автор передает свое отношение к деду и отношение деда к зайцу?
- Составление плана и обсуждение возможного сокращения.
Текст читается повторно и делится на части; каждая часть озаглавливается. Выясняется, о чем в каждой части нужно сказать обязательно, а что можно опустить. Обязательно нужно описать лесной пожар, чтобы передать опасность положения деда, рассказать, как он пытался выбраться из охваченного пожаром участка леса, о радости встречи с зайцем, о том моменте, когда они выбежали к озеру и оба упали от усталости, о заботе деда о зайце.
- Краткий пересказ и лексическая подготовка.
В процессе пересказа обращается внимание детей на точность употребления автором отдельных слов и словосочетаний, сравнений.
«Леса стояли сухие, как порох. Дым… несло белой пеленой по лесу… Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. Смерть настигала деда…».
- Ночь в избушке у деда Лариона.
Эту часть можно опустить совсем или взять только одно предложение: «Дед рассказал мне историю о зайце».
- Неудачная охота.
Обязательно нужно сказать о том, что леса стояли сухие. Сокращение почти невозможно.
- Огонь идет прямо на деда (6-7 предложений).
Обязательно нужно сказать о том, что ветер усиливался и стало трудно дышать. Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Стало трудно дышать. Огонь гнало прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь бежал по земле с неслыханной скоростью.
- Радость от встречи с зайцем (5-6 предложений).
Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Дед обрадовался ему, как родному. Он знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь. Дед побежал за зайцем.
- Спасение.
Зверек вывел деда из огня. На берегу озера они оба упали от усталости. Дед понес зайца домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Зайца удалось спасти.
- Краткий пересказ по плану. Предупреждение ошибок в употреблении и написании слов.
В процессе пересказа обращается внимание на связь между частями рассказа.
Слова и словосочетания для объяснения:
попался зайчонок,
затревожился,
гнало с неслыханной скоростью,
обрадовался, будто родному, лучше чуют,
опалены
(слова выписываются в процессе обсуждения).
В центре рассказа дед Ларион, и автор передает его состояние. Это нужно сохранить в изложении.
- Орфографическая подготовка.
- Написание изложения. Самопроверка.
Приложение 1.
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга… сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало в кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и, огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня…
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед- оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед вылечил его и оставил у себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...
Технологическая карта урока "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
конспект урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Изложение повествовательного текста с элементами описания"
Урок русского языка с исппользованием презентации "Мимоза"...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»
4 классТема урока: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»»Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»...
Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс
Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...