А. А. Пластов "Первый снег"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Морякина Юлия Ивановна

Предлагаю фрагмент урока по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_arkadiya_aleksandrovicha_plastova.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова

 «Первый снег»

Сочинение по картине в начальной школе одно из эффективных средств развития речи, раскрытия творческих возможностей ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развивать мышление, воображение эстетический вкус. Внимательное рассматривание картины, беседа по содержанию, анализ изобразительных средств учат школьников глубоко воспринимать её.

Предлагаю фрагмент урока по подготовке к написанию сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег»

  1. Организационный момент, настрой на рассматривание картины.
  2. Беседа о художнике.

А.А. Пластов- советский художник- родился в селе Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство, провёл большую часть своей жизни. В пятнадцатилетнем возрасте даёт клятву: «Быть только живописцем и никем более». В селе жили  и работали герои его полотен. Природа и человек в его произведениях всегда неразрывны. Примечательно, что почти на каждой его картине изображены дети. Восприятие мира идёт от лица маленьких героев.

3. Рассматривание картин художника, выделение художественных особенностей.

4. Подготовка к восприятию картины

Прочитайте два слова на доске (первый, последний).

- С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (первый цветок, первая разлука, встреча, огорчение, любовь, снег)

- Каким представляете первый снег? Какое чувство у вас возникает?

Послушайте, как о первом снеге писал К. Г. Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй»

- Найдите образные выражения о снеге, о зиме

- Каково отношение к первому снегу у писателя? Что чувствуете, когда его видите?

5. Рассматривание картины

Картина была написана в 1946 году. Это самое очаровательное произведение художника.

-Посмотрим внимательно на картину и выделим детали, на которые нужно обратить внимание (снег, небо, мальчик, девочка, берёза, тон картины, настроение детей)

- По каким признакам определяем, что изображено начало зимы? (нет сугробов, виднеется голая земля, снег чистый)

- Какие слова можно подобрать к описанию снега? Составьте предложения, используя слова и выражения (слова и выражения вынесены на слайд)

- Кого художник изобразил на первом плане? (деревенских ребят- мальчика и девочку)

- Опишите девочку  (используются справочные материалы или слайд).

- Что можете рассказать о мальчике? (справочные материалы, слайд).

- Что передаёт выражение лиц героев картины? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

- Что художник изобразил на переднем плане (большая раскидистая берёза, ещё один герой картины-ворона). Составьте предложения об этих героях картины (слайд или справочные материалы)

- Посмотрите на слайд, выберите слова- названия чувств, которые помогут передать настроение детей.

Художник хочет передать единение живой и неживой природы. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с детьми.

- Подумайте, почему художник использует вертикальный формат, случайно ли? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок).

Описать картину помогают слова и сочетания со значением места (слайд).

-Опишите предметы, используя данные слова и выражения.

-Обратите внимание на фон картины. Какой он? Почему? (на слайде слова, нужно выбрать подходящие для описания).

6. Составление плана сочинения

-Вспомним, из каких частей состоит рассказ (вступительная, основная, заключительная части).

Вместе с детьми составляется план записывается на доску (Либо есть готовый на слайде).

- Используйте синонимы в сочинении, чтобы не было повторов (на слайде слова- синонимы).

Помните- главное передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

Справочные материалы помогают записать текст, есть на листе место, чтобы ученики добавляли свои фразы или фразы, которые услышат на уроке.

Сочинение можно написать от лица мальчика, девочки, детей, вороны и даже берёзы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"

Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...

Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»

Урок литературного слушания в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".                 А.Блок. «Снег да снег»...

Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»

Методическая разработка урока по литературному слушанию в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".  А.Блок. «Снег да снег»....

Стихи о приближении снега (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).

План-конспект урока по теме "Стихи о приближении снега" (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)", 3 класс, "Школа-2100"...

Чтение. 2 класс. Содержание произведения. Сравнение. Эпитет. С.А. Иванов «Каким бывает снег», «Узоры на снегу».

Содержание произведения. Сравнение. Эпитет. С.А. Иванов «Каким бывает снег», «Узоры на снегу»....