Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Методическая разработка урока по литературному слушанию в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе". А.Блок. «Снег да снег».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stikhi_o_rodnoy_prirode.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное слушание.
А.Блок. «Снег да снег».
Цель:литературное и нравственное развитие, обогащение читательского опыта обучающихся.
Задачи:
- формировать литературоведческие представления и понятия;
- учить выявлять позицию автора, выражать своё понимание произведения;
- развивать речевые умения;
- развивать воссоздающее и творческое воображение обучающихся;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.
Оборудование: рисунок Зимушки-Зимы, снеговика; мешок со снегом; снежинки с буквами «п», «о», «э», «з», «и», «я»; рисунки снежных комков с текстами; снежинки-модели; сигнальные карточки заместители; музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Организационный момент
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
Как тихо падает снег, так же тихо сядем мы.
Начнём наш урок с загадки :
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
Конечно, вы знаете это время года. Закройте глаза и шёпотом произнесите, когда это бывает.
(Зимой)
I. Подготовительная работа.
1.– Ребята, к нам на урок пришла гостья, но вам надо узнать кто она.
Вот стоит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула руковом,
Всё покрыла серебром. /Зима/
Произнесите шёпотом слово «зима»
Что почувствовали? Холодно, мороз
- Правильно, это Зимушка –Зима
Русский народ любит зиму.
Рисунок Зимушки-зимы.
Зовётся Зимою, Зимой ледяною!
Лицо белоснежно и волосы белые,
Всю сахарной, снежной Зима землю делает.
Как только пора для Зимы заступает,
Свои сундучки она вновь открывает.
Есть пять ледяных у неё сундучков:
В одном спит метель _ это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин - стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвёртом - снежинки
И иней в последнем – в хрустальной корзинке.
И эти богатства Зима всем раздарит.
- А что я о ней прочитала? Покажите модели
О чём будем сегодня произведение? (о зиме, стихотворение)
Поставим цели, чтобы порадовать нашу гостью.
Игра « Отгадай, что в мешке».
- Несмотря на свой суровый характер, зимушка-Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарок.
Мешок, в котором коробока со снегом.
- Чтобы угадать, что за подарок принесла Зима, надо опустить руку в мешок, не называя то, что там находится, подробно описать.
- «Всё покрылось серебром», что это такое «серебро»?
- А как ещё можно назвать снег, с чем сравнить?
- О какой «тройке» идёт речь?
- Сколько всего зимних месяцев?
- Какой месяц первый? Какой последний? Какой месяц между декабрём и февралём?
- Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?
Величава Зима – называть её хочется
Не по имени просто, а по имени - отчеству.
Ой, Зима ты - Морозовна!
Ой, Зима ты – Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер в ветках берёзовых
Сыплет хлопья на головы…
Ой, Зима ты Морозовна!
Ой, Зима ты – Метельевна!
- Зимушка-Зима очень любит не только себя показать, но и послушать, что о ней люди говорят. Прочитать пословицы о зиме .
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Зимой льдом не дорожат.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
Без шубы и валенок – и зима без конца.
Зима спросит, что летом припасено.
Январь – году начало, зиме середина.
Мороз и метели под февраль налетели.
Февраль силён метелью, а март капелью.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Не то снег, что метёт, а то, что сверху идёт.
Как не мойся, белей снега не будешь.
Снег с углём не смешаешь.
Когда идёт снег - не холодно; холодно - когда тает.
Два друга – мороз да вьюга.
-
.
– Но зимушка-Зима никак не хочет успокаиваться. Говорит: « Ледяной ветер на вас напущу, снегом всё завалю. Буду морозом щёки, нос щипать, если не справитесь со следующим заданием».
Выложить из слогов слово «Поэзия».
Слайды
- Знаете ли вы, что означает это слово?
- Поэзия – это искусство, это стихотворная речь. Стихотворения создают поэты. Это те люди, которые обладают талантом так построить речь, чтобы она звучала как музыка.
Поэзия – это чудесная страна. Я приглашаю вас в путешествие по стране с удивительным названием «Поэзия».
На доске рисунки двух снежных комков.
На обратной стороне написаны тексты.
- Но дорогу нам перекрыли два огромных снежных кома. Чтобы их убрать с дороги, надо определить, какой из текстов можно отнести к поэзии.
1.) Белым ровным слоем покрыл снег землю. Все деревья окружены снегом. Под его тяжестью берёзы и ели склонили свои ветви. Очень тихо вокруг. А в лесу мороз кружева развесил – ни в сказке сказать, ни пером описать. Невзначай зацепишь – летит на шапки алмазная пыль.
2.) Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит, -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Какие строки можно отнести к поэзии? Почему?
II. Слушание и работа над стихотворением А.А. Блока «Снег да снег».
- Мы начинаем своё путешествие по стране «Поэзии», но отправиться в него сможет только тот, кто умеет не только слушать, но и видеть.
Может ли человек, читая или слушая, «увидеть» то, о чём говорится?
- А вы умеете слушать? А видеть?
- Тогда в путь!
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Работа с произведением.
Понравилось ли вам произведение ?
Какие чувства испытали, когда слушали .
Что я вам читала? Покажите модель.
- Почему вы так думаете?
- Какое настроение передаёт автор в своём произведении?
- Каким бывает снег? (Мягким, пушистым, первым, свежим, искристым, мокрым, грязныи, серебристым, рыхлым, белым.)
Представьте, что в нашем классе пошёл снег.
Снег, снег белый снег
Кружит, падает на всех.
Встаньте, улыбнитесь друг другу и воображаемому снегу.
Физминутка
Танец снежинок
- В воздухе кружились снежинки. Они легли к вам на парты и просят изобразить на них модель обложки к прослушанному стихотворению.
У каждого ученика на парте лежит снежинка.
На доске большая снежинка, на которой будет работать учитель.
3. Словарная работа.
Зимушка - зима приготовила нам ещё одно задание. Она просит объяснить значение слов.
- Есть ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?
( лукошко, простор, салазки, оглашается, охапка, перечит, нрав.)
4. Беседа об авторе.
- Может кто-нибудь знает автора этого произведения?
- Это стихотворение написал А.А.Блок.
Укажите на модели фамилию автора.
Он родился в семье, где увлекались литературой. Стихи Александра Александровича отличаются напевностью и музыкальностью. Известно, когда поэт читал свои стихи, то слушатели шёпотом повторяли вместе с ним строки.
Поэзия А.А.Блока проникнута такой задушевностью, что тот, кто знакомится с ней, навсегда остаётся почитателем поэта.
А.А.Блок чаще писал о природе, родине, чувствах человека.
5. Продолжение работы с произведением.
- А о чём это стихотворение? О зиме, о природе зимних забавах детей
- Покажите, каким цветом обозначается стихотворение о природе?
Изобразите это на модели.
- Как бы вы озаглавили это произведение? Почему?
- А.А.Блок назвал своё стихотворение «Снег да снег».
Изобразите название стихотворения на модели.
6. Работа с моделью обложки.
- Покажите, где на модели указывается фамилия автора.
- Кто автор произведения, которое слушали на уроке?
- Покажите, где на модели указывается название прозведения.
- Как называется произведение А.А.Блока, которое вы сегодня слушали?
- Где на модели указан жанр произведения? Каким знаком обозначаем?
- К какому жанру относится произведение А.А.Блока «Снег да снег»?
- Какова тема стихотворения?
- Как обозначили тему на модели обложки?
III. Повторное слушание.
- Как автор относится к природе; к людям?
- Кто назовёт фамилию автора?
IV. Творческая работа.
- А. А. Блок написал стихотворение « Снег да снег» при помощи слов, а вам предстоит изобразить то, что вы увидели во время слушания при помощи снежинок, снежных комочков обложку.
Работа у доски.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»
VI. Итог. Вот и закончилась наше путешествие по стране «Поэзия». Кто подарил нам сегодня его? Какое стихотворение А.Блока слушали?
Кому было приятно работать с Зимушкой зимой, помашите ей ручкой.
Если испытывали трудности при работе, погрозите ей пальчиком.
VII. Домашнее задание. ( по желанию)
Принести книги со стихами А.А.Блока. Выучить стихотворение.
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только чёрные, чёрные стены...
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вот в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Притаились, ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка...
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко...
Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор —
Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, —
Вот возьмёт, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"
Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...
Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»
Урок литературного слушания в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе". А.Блок. «Снег да снег»...
Маршрутный лист II модуль «Прекрасное и удивительное в природе» I блок «Лучше гор могут быть только горы…» 4 класс
Маршрутный лист в рамках проекта "Мобильная суббота"...
Стихи о приближении снега (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).
План-конспект урока по теме "Стихи о приближении снега" (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)", 3 класс, "Школа-2100"...
Стихи о родном крае
Первые стихи юных поэтов...
Урок литературного чтения в 1-2 классах малокомплектной школы по теме "Стихи о родной природе"
Разработка урока литературного чтения в 1-2 классах плюс две презентации для урока: "Картины весны к уроку" и "С.Я.Маршак".В 1 классе рассматривается тема С Маршак "Апрель&quo...
Стихи о родном крае
Стихи о родном крае...