Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Похожалова Зоя Васильевна

Методическая разработка урока по литературному слушанию в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".  А.Блок. «Снег да снег».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stikhi_o_rodnoy_prirode.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное слушание.

Тема.   Стихи о родной природе.

А.Блок. «Снег да снег».

Цель:литературное и нравственное развитие, обогащение читательского опыта обучающихся.

Задачи:

  • формировать литературоведческие представления и понятия;
  • учить выявлять  позицию автора,  выражать своё понимание произведения;
  • развивать речевые умения;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение обучающихся;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.

Оборудование: рисунок Зимушки-Зимы, снеговика; мешок со снегом;  снежинки с буквами «п», «о», «э», «з», «и», «я»; рисунки снежных комков с текстами; снежинки-модели; сигнальные карточки заместители;  музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Организационный момент

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

                         Как тихо падает снег, так же тихо сядем мы.

Начнём наш урок с загадки :

                                   Снег на полях, лёд на реках,

                                   Вьюга гуляет, когда это бывает?

    Конечно, вы знаете это время года. Закройте глаза и шёпотом произнесите, когда это бывает.

                                                  (Зимой)

I. Подготовительная работа.

1.– Ребята, к нам на урок пришла гостья, но вам надо узнать кто она.

Вот стоит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула руковом,

Всё покрыла серебром.   /Зима/

Произнесите шёпотом слово «зима»

Что почувствовали? Холодно, мороз

- Правильно, это Зимушка –Зима

  Русский народ любит зиму.

                                  Рисунок Зимушки-зимы.

Зовётся Зимою, Зимой ледяною!

Лицо белоснежно и волосы белые,

Всю сахарной, снежной Зима землю делает.

Как только пора для Зимы заступает,

Свои сундучки она вновь открывает.

Есть пять ледяных у неё сундучков:

В одном спит метель _ это мать ветерков,

В другом сундуке затаилась пороша

И множество градин - стеклянных горошин,

А в третьем спит вьюга, в четвёртом - снежинки

И иней в последнем – в  хрустальной корзинке.

И эти богатства Зима всем раздарит.

- А что я о ней прочитала? Покажите модели

О чём  будем  сегодня  произведение? (о  зиме,  стихотворение)

     Поставим цели, чтобы порадовать нашу гостью.

Игра « Отгадай, что в мешке».

- Несмотря на свой суровый характер, зимушка-Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарок.

Мешок, в котором коробока со снегом.

- Чтобы угадать, что за подарок принесла Зима, надо опустить руку в мешок,   не называя то, что там находится, подробно описать.

- «Всё покрылось серебром», что это такое «серебро»?

- А как ещё можно назвать снег, с чем сравнить?

- О какой «тройке» идёт речь?

- Сколько всего зимних месяцев?

- Какой месяц первый? Какой последний? Какой месяц между декабрём и февралём?

- Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?

             Величава Зима – называть её хочется

             Не по имени просто, а по имени - отчеству.

            Ой, Зима ты - Морозовна!

            Ой, Зима ты – Метельевна!

            Утром кажется  розовым

            Снег под синими елями.

            Ветер      в ветках берёзовых

            Сыплет хлопья на головы…

            Ой, Зима ты  Морозовна!

            Ой, Зима ты – Метельевна!

- Зимушка-Зима очень любит не только себя показать, но и послушать, что о ней люди говорят.  Прочитать пословицы о зиме .

Зимой  снег глубокий – летом хлеб высокий.

Зимой льдом не дорожат.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

Без шубы и валенок – и зима без конца.

Зима спросит, что летом припасено.

Январь – году начало, зиме середина.

Мороз и метели под февраль налетели.

Февраль силён метелью, а март капелью.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

Не то снег, что метёт, а то, что сверху идёт.

Как не мойся, белей  снега не будешь.

Снег с углём не смешаешь.

Когда идёт снег - не холодно; холодно  - когда  тает.

Два друга – мороз да вьюга.

-

.

 – Но зимушка-Зима никак не хочет успокаиваться. Говорит: « Ледяной ветер на вас напущу, снегом всё завалю. Буду морозом щёки, нос  щипать, если не справитесь со следующим заданием».

Выложить из слогов  слово «Поэзия».

Слайды

- Знаете ли вы, что означает это слово?

- Поэзия – это искусство, это стихотворная речь. Стихотворения создают поэты. Это те люди, которые обладают талантом так построить речь, чтобы она звучала как музыка.

  Поэзия – это чудесная страна. Я приглашаю вас в путешествие по стране с удивительным названием «Поэзия».

На доске рисунки двух снежных комков.

На обратной стороне написаны тексты.

- Но дорогу нам перекрыли два огромных снежных кома. Чтобы их убрать с дороги, надо определить, какой из текстов можно отнести к  поэзии.

1.) Белым ровным слоем покрыл снег землю. Все деревья окружены снегом. Под его тяжестью берёзы и ели склонили свои ветви. Очень тихо вокруг. А в лесу мороз кружева развесил – ни в сказке сказать, ни пером описать. Невзначай зацепишь – летит на шапки алмазная пыль.

2.) Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит, -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Какие строки можно отнести к поэзии? Почему?

II. Слушание  и работа над стихотворением А.А. Блока «Снег да снег».

- Мы начинаем своё путешествие по стране «Поэзии», но отправиться в него сможет только тот, кто умеет не только слушать, но и видеть.

   Может ли человек, читая или слушая, «увидеть» то, о чём говорится?

- А вы умеете слушать? А видеть?

- Тогда в путь!

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Работа с произведением.

Понравилось ли вам произведение ?

Какие чувства испытали, когда слушали .

Что я вам читала? Покажите модель.

- Почему вы так думаете?

- Какое настроение передаёт автор в своём произведении?

         - Каким бывает снег? (Мягким, пушистым, первым, свежим, искристым, мокрым, грязныи, серебристым, рыхлым, белым.)

Представьте, что в нашем классе пошёл снег.

Снег, снег белый снег

Кружит, падает на всех.

Встаньте, улыбнитесь друг другу и воображаемому снегу.

                                              Физминутка

                                             Танец снежинок

- В воздухе кружились снежинки.  Они легли к вам на парты и просят изобразить на них модель обложки к прослушанному стихотворению.

У каждого ученика на парте лежит снежинка.

 На доске большая снежинка, на которой будет работать учитель.

3. Словарная работа.

Зимушка -  зима приготовила нам ещё одно задание. Она просит  объяснить  значение слов.

- Есть ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

(  лукошко, простор,  салазки, оглашается, охапка,  перечит,   нрав.)

4. Беседа об авторе.

- Может кто-нибудь знает автора этого произведения?

- Это стихотворение написал А.А.Блок.    

  Укажите на модели фамилию автора.

   Он родился  в семье, где увлекались литературой. Стихи Александра Александровича отличаются напевностью и музыкальностью. Известно, когда поэт читал свои стихи, то слушатели шёпотом повторяли вместе с ним строки.

   Поэзия А.А.Блока проникнута такой задушевностью, что тот, кто знакомится с ней, навсегда остаётся почитателем поэта.

   А.А.Блок чаще писал о природе, родине, чувствах человека.

5. Продолжение работы с произведением.

- А о чём это стихотворение? О зиме, о природе зимних забавах детей

- Покажите, каким цветом обозначается стихотворение о природе?

  Изобразите это на модели.

- Как бы вы озаглавили это произведение? Почему?

- А.А.Блок назвал своё стихотворение «Снег да снег».

  Изобразите название стихотворения  на модели.

6. Работа с моделью обложки.

- Покажите, где на модели указывается фамилия автора.

- Кто автор произведения, которое слушали на уроке?

- Покажите, где на модели указывается название прозведения.

- Как называется произведение А.А.Блока, которое вы сегодня слушали?

- Где  на модели указан жанр произведения? Каким знаком обозначаем?

- К какому жанру относится произведение А.А.Блока «Снег да снег»?

- Какова тема стихотворения?

- Как обозначили тему на модели обложки?

III. Повторное слушание.

- Как автор относится к природе; к людям?

- Кто назовёт фамилию автора?

IV. Творческая работа.

- А. А. Блок написал стихотворение « Снег да снег» при помощи слов, а вам предстоит изобразить то, что вы увидели во время слушания при помощи снежинок, снежных комочков  обложку.

Работа у доски.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

VI. Итог. Вот и закончилась наше путешествие по стране «Поэзия».  Кто подарил нам сегодня его?  Какое стихотворение  А.Блока слушали?

Кому было  приятно работать с Зимушкой зимой,   помашите ей ручкой.

Если испытывали  трудности  при работе,    погрозите  ей пальчиком.

VII. Домашнее задание. ( по желанию)

Принести книги со стихами А.А.Блока. Выучить стихотворение.

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только чёрные, чёрные стены...

И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вот в окошке сидят с самоваром;

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.

Притаились, ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка...
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко...

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор —
Великана из снега слепили!

Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, —
Вот возьмёт, вот ухватит в охапку!

И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"

Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...

Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»

Урок литературного слушания в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".                 А.Блок. «Снег да снег»...

Стихи о приближении снега (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).

План-конспект урока по теме "Стихи о приближении снега" (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)", 3 класс, "Школа-2100"...

Стихи о родном крае

Первые стихи юных поэтов...

Урок литературного чтения в 1-2 классах малокомплектной школы по теме "Стихи о родной природе"

Разработка урока литературного чтения в 1-2 классах плюс две презентации для урока: "Картины весны к уроку" и "С.Я.Маршак".В 1 классе рассматривается тема С Маршак "Апрель&quo...

Стихи о родном крае

Стихи о родном крае...