Стихи о приближении снега (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гребень Людмила Юрьевна

План-конспект урока по теме "Стихи о приближении снега" (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)", 3 класс, "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_51_sapgir.ppt841.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_51_sapgir_samoylov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок 51. Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).

Цель. Ознакомить с различным описанием поздней осени.

Задачи.

  1. Описание осени через образы природы и животных.
  2. Рассмотрение стихотворения Г. Сапгира. Отличительные особенности данного стихотворения.
  3. Рассмотрение стихотворения Д. Самойлова.

Урок 51.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Проверка д/з.

Как вы относитесь с осени?

Кто может кроме человека встречать осень? (природа, животные, птицы, растения).

Как встречают осень животные, птицы? (птицы улетают в тёплые края (почему?), некоторые животные запасают корм на зиму (белка, бурундук, птицы), некоторые животные уходят в спячку, некоторые животные меняют шубку, …

Цель: познакомимся как природа готовиться осенью к переменам.

Для начала мы простеем стихотворение Генриха Сапгира «Четыре конверта».

Что такое конверт? Бумажный файлик, в котором храниться письмо.

Как вы думаете о чём оно? (рассматривание иллюстрации).

2

Целевая установка на слушание

От кого пришло письмо?

3

Первичное восприятие

Чтение учителем.

4

Выявление специфики восприятия

Как бы вы описали это стихотворение? (шуточное, детское, сказочное, где животные разговаривают, …).

Опишите, как выглядел конверт? (зачитайте по тексту)

Кто доставил конверт? (зачитайте по тексту).

От куда пришло письмо? (из леса).

5

Постановка учебной задачи на анализ

Давайте найдём авторов этого письма и зачитаем что же они нам хотели рассказать?

6

Перечитывание и анализ

Составление схемы образов (на доске и в тетради).

       Герои                                               Что пишут

Лисы, лоси, зайцы ---------------------Осень! осень!

Бурундук---------------------------------Пожелтело всё вокруг!

Белка-------------------------------------Есть орехи и грибы!

Как автор описал записку от белки? (чтение по тексту). Почему так долго разбирали?

Утки--------------------------------------Ночью подморозило….

Медведь (Михаил Иванович)-------Отыскал берлогу на ночь, улетают утки.

Ёжик--------------------------------------Листопад, опята, под корнями комната.

Ящерица---------------------------------Бегать устала, прячусь под кору.

Ерши--------------------------------------Река покрылась льдом.

Кто такой ёрш? Почему ерши торопились? (река покрывалась льдом)

Как вы думаете, это стихотворение относится к лирике? Почему?

Посмотрите на сравнительную таблицу, которую мы составили на прошлом уроке, и докажите своё мнение?

Данное стихотворение относится к эпосу, т.к. основа сюжет, двигателем которого являются герои произведения, в отличие лирики, где изображены чувственные переживания писателя-поэта.

Скажите, почему стихотворение называется 4 конверта? Ведь автор говорит только про жёлтый конверт? (Есть ещё конверты, голубой, белый, зелёный, желтый – времена года)

Чтение по ролям. Добавить ещё автора. Выбрать учеников на единичные роли, остальные: 1 – лисы, лоси, зайцы; 2 –утки; 3 – ерши. Задействованы все ученики класса. Групповые роли читают хором.

7

Подготовка к восприятию.

Скажите, а как встречает осень природа?

Прочитайте название следующего стихотворения? (Давид Самойлов «Перед снегом»). Нет ни картинки, как вы думаете о чём оно?

8

Целевая установка на слушание

Какой образ описывает автор перед снегом и почему?

9

Первичное восприятие

Читает учитель.

10

Выявление специфики восприятия

Какой период осени описывает автор?

11

Постановка учебной задачи на анализ

Как вы догадались, что речь идёт о поздней осени? (дети могут зачитывать из текста). Через какой описательный образ у вас сложилось впечатление о поздней осени? Давайте найдём тропы – образно выразительные слова для воды и составим систему образов.

12

Перечитывание и анализ

Как поэт характеризует осеннее настроение воды? (Усталость).

Не ужели вода действительно устала, что это означает? Как в литературе называется данный приём? (олицетворение).

Что же устала делать вода?/Что ей хочется делать?/ Какой ей предстоит быть?

Вода

Устала быть: ручьями, дождём, подниматься по корням, падать с неба, петь, течь, сиять, струиться, переливаться, самой собой.

Хочется: утратить речь, залечь.

Предстоит: утратить чувства, заледенеть, не петь, звенеть.

Обсуждение во время записи.

Что означает, «устала подниматься по корням»?

Когда вода пела, текла, переливалась и струилась?

Почему вода переливалась? (в свете солнечных лучей).

Зачем автор применяет слово «струилась», это как? каким словом можно заменить? Что автор хотел выразить этим словом?

Почему автор повторяет слово устала?

Как вы представляете, как это воде хочется залечь? А почему утратить чувства?

Почему вода начнёт звенеть? С чем сравнивает воду Д. Самойлов? Как броня, звенеть.

К каким образам кроме воды обращается Д. Самойлов, чтобы описать данный период осени? Окружающий мир, пространство вокруг.

Как описывает это пространство поэт? (делается запись на доске и в тетради)

Окружающий мир

тишина,

безлиственные прутья,

кончается распутица,

земля черна.

Обсуждение во время записи.

Когда наступает осенью тишина и почему? (Птицы улетели, насекомые спрятались по кору деревьев, гусеницы окуклились, некоторые звери ушли в спячку, всё замерло).

Что это за безлиственные прутья? (Голые ветки деревьев, автор говорит о периоде, когда облетели листья).

Что такое распутица? (После первого снега, осенних дождей, земля размокает, становится грязно, везде слякоть, это период времени, когда дороги становятся труднопроходимыми). Распутья подмёрзли – это? (дороги подмёрзли). Автор уточняет, что «земля ещё черна», для чего? (показывает, что нет травы, и нет ещё снега).

Как заканчивает своё стихотворение Д. Самойлов? (чтение)

Каким ожиданием наполняет своё стихотворение поэт и почему?

(Поздней осенью выпадает снег, но он тает, везде становится неуютно, сыро, грязно, но вот, наконец, снег, но вот, наконец, зима, конец этой неопределённости).

Как называется стихотворение?

Что заключено в название? (Основная мысль или то, через что будет раскрыта основная мысль).

Как вы думаете, почему именно через образ уставший воды, автор раскрывает смысл стихотворения? (три фазы: жидкость, пар, твёрдое состояние; меняющееся состояние воды как характеристика состояния природы), круговорот воды в природе, в принципе во всём стихотворении автор цепляется за воду, будь то даже распутица (дороги развезло от воды), или безлиственные прутья (растения готовятся к холодам, сбрасывают листья, сокращается поступление воды через корни).

Найдите в тексте стихотворения взаимосвязь состояния воды и состояние природы, период времени? (первые две строчки).

Какое же новое состояние воды? (снег).

Какова же основная мысль поэта, что он пытался подчеркнуть? (Описание картины поздней осени через образ воды. Устала природа, стремится и готовиться отдохнуть зимой, наполнена ожиданием зимы, преображением).

Является ли данное стихотворение лирическим произведением, почему?

19

Обобщение (найти причинно-следственную связь, осмыслить название)

Что мы сегодня прочитали?

О каком периоде осени шла речь?

Как авторы донесли до нас основную мысль?

Может ли стихотворение не быть лирическим произведением?

Д/з

Выразительное чтение стихотворения Д. Самойлова, рисунок к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г. Сапгир Четыре конверта

Г. Сапгир Четыре конверта 3 класс...

Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"

Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...

Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»

Урок литературного слушания в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".                 А.Блок. «Снег да снег»...

Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»

Методическая разработка урока по литературному слушанию в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".  А.Блок. «Снег да снег»....

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

Проектная работа "Четыре конверта"

Настоящая работа является коллективным проектом учеников третьего класса. Проект задуман с целью создания презентации по итогам выполненного задания к произведению Г. Сапгира "Четыре конверта". В ходе...