Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savlova_rita_aleksandrovna.docx62.23 КБ
Файл urok_51.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Савлова Рита Александровна

План конспект урока русского языка в 4 классе

УМК «Школа России»

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ «ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!»

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Дать понятие о том, что грамотная, соответствующая нормам литературного языка речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь затрудняет его; совершенствовать умение орфоэпически правильно произносить слова; способствовать развитию навыка исследовательской деятельности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Научатся употреблять в устной и письменной речи имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные падежные окончания имен существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов, к работе на результат


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (учебник).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте начало сказки Е. Пермяка (упражнение 4). – Евгений Пермяк воспевал в своих романах, повестях и сказках труд человека. Всю свою жизнь писатель посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги Пермяка –

о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

В произведениях этого автора всегда поет живое народное слово.

– Расскажите придуманные вами концовки сказки. Покажите выполненные иллюстрации к сказке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Рассказывают продолжение сказки. Показывают рисунки.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Продолжите ряд однокоренных слов.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы.

Выполняют чистописание.

Земля покрылась белоснежным ковром.

Работа над словами

с непроверя-

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


Продолжение табл.

1

2

3

4

емым написанием

Должен быть всегда в кармане

У Надюши, Бори, Тани,

Тети Веры, дяди Пети

И у всех людей на свете.

Без него никак нельзя!

Надо брать с собой, друзья,

В театр, парк иль на каток

Чистый ... (носовой платок).

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «платок».

– Составьте ребус со словом «платок»

Т

К

П

Л

А

Т

О

К

Н

Ь

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения.

Составляют ребус.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «грамотность».

Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня мы с вами поговорим о том, что грамотная, соответствующая нормам литературного языка речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь, то есть речь с ошибками, затрудняет понимание одного человека другим

общее и различия, делать выводы

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Изменение имен существительных по падежам ученые назвали склонением. Почему?

– Вспомните «лесенку» падежей. Каждый падеж можно представить себе как отклонение от начальной формы. Для связи с другими словами имена существительные изменяются по команде шести пар вопросов. Назовите их.

– Такие изменения ученые назвали изменением

по падежам. Изменяясь, имя существительное как

бы падает со ступеньки на ступеньку. Шесть ступенек – шесть пар вопросов-командиров.

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Называют и записывают падежные вопросы.

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Аргументировать свою

позицию. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Слова 1-го, 3-го склонений и мужского рода 2-го склонения в форме именительного падежа множественного числа обычно имеют окончание  или , а слова среднего рода – чаще всего окончания -а(-я). Но бывают и другие окончания:

2-е склонение, м. р.

2-е склонение, ср. р.

Поезда

Учителя

Яблоки

Уши

– Правильно образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных!

1-е склонение ()

2-е склонение,

ср. р. (, -ев)

2-е склонение,

м. р. (-ов, -ей)

Парта – парт

Дело – дел,

перо – перьев

Грамм –

граммов,

конь – коней

– У слов, которые не имеют единственного числа, в родительном падеже множественного числа чаще всего окончание нулевое: брызг, макарон, брюк, колготок, каникул, шахмат.

– А теперь проверим, правильно ли мы говорим. Прочитайте словосочетания на экране и вставьте пропущенное окончание.

Сбор помидор..

Покупка плат..

Составляют таблицу.

1-е склонение

2-е склонение (м. р.)

3-е склонение

2-е склонение, ср. р.

Волосы

Комнаты

Портфели

Мысли

Лица

Окна

Дупла

Читают словосочетания на экране и произносят окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Починка сапог.

Сушка яблок.

Доставка газет.


Продолжение табл.

1

2

3

4

Починка сапог..

Сушка яблок..

Доставка газет..

Полив огурц..

Слушать пение солов..

Много двер..

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 1).

– Прочитайте. Произнесите данные слова, употребив их в форме именительного падежа множественного числа. Запишите ответы – слова в данных формах, обозначьте ударение.

Записывают слова в форме именительного падежа множественного числа.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 2)

– Прочитайте, употребляя выделенные слова в форме родительного падежа множественного числа. Запишите ответы – слова в данных формах, обозначьте ударение

Записывают слова в форме родительного падежа множественного числа.

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа по карточкам (в парах).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Организует работу по карточкам в парах.

Карточка 1.

Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже множественного числа.

Стволы (дерево), крылья (самолет), простор (площадь), аромат (гриб), ключи от (дверь).

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работают в парах. Выполняют задания по карточкам.

Ключи

Карточка 1.

Стволы деревьев, крылья самолетов, простор площадей, аромат грибов, ключи от дверей.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение.


Продолжение табл.

1

2

3

4

Карточка 2.

Запишите существительные в родительном падеже множественного числа.

Дача, Даша, роща, крыло, инженер, корабль, ключ, галоша.

Карточка 2.

Дач, Даш, рощ, крыльев, инженеров, кораблей, ключей, галош.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

Игра «Грамматическая эстафета»

– Поставьте существительное в форме родительного падежа множественного числа и передайте карточку ученику, который сидит позади вас. Последний ученик в колонне отдает карточку первому. Побеждает команда, правильно и быстрее других выполнившая задание.

Работают в группах.

И. п.

Р. п.

мандарины

апельсины

баклажаны

моря

монголы

узбеки

килограммы

рамы

петли

бумаги

друзья

страны

степи

казахи

Ключ:

И. п.

Р. п.

мандарины

мандаринов

апельсины

апельсинов

баклажаны

баклажанов

моря

морей

монголы

монголов

узбеки

узбеков

килограммы

килограммов

рамы

рам

петли

петель

бумаги

бумаг

друзья

друзей

страны

стран

степи

степей

казахи

казахов


Продолжение табл.

1

2

3

4

соседи

капли

поля

слова

стёкла

пилы

блюдечки

книги

ласточки

письма

вагоны

дела

девочки

окошки

тапочки

соседи

соседей

капли

ка́пель

поля

полей

слова

слов

стёкла

стёкол

пилы

пил

блюдечки

блюдечек

книги

книг

ласточки

ласточек

письма

писем

вагоны

вагонов

дела

дел

девочки

девочек

окошки

окошек

тапочки

тапочек

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 187).

– Прочитайте отрывок стихотворения И. Никитина. Вставьте пропущенные буквы.

– Выберите любое имя существительное и подготовьтесь рассказать о его грамматических признаках.

Выполняют задание в рабочей тетради.


Окончание табл.

1

2

3

4

Работа в тет-

ради

– Рассмотрите рисунок. Составьте по рисунку рассказ. Запишите его

Записывают рассказ.

Аргументировать свою

позицию

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают высказывания:

•  Я почувствовал, что…

•  Было интересно…

•  Меня удивило…

•  Своей работой на уроке я…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 3

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи



Предварительный просмотр:

Савлова Рита Александровна

План конспект урока русского языка в 4 классе

УМК «Школа России»


СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ
ПЛАСТОВА АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА «ПЕРВЫЙ СНЕГ»

Тип урока

Развитие речи, применение знаний на практике

Педагогические задачи

Создать условия для составления текста по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег» и для ознакомления с жизнью и творчеством художника; учить «читать» картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства; совершенствовать умение отбирать нужные для описания живописного произведения слова; формировать умения составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с репродукцией картины А. А. Пластова «Первый снег»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание

в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом


Окончание табл.

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса «Русский язык»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (учебник).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте стихотворение П. Комарова из упражнения 160. Какие буквы вставили? Назовите склонение и падеж выделенных имен существительных.

– Проверьте по таблице, правильно ли написаны безударные окончания имен существительных

в данных падежах.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают предложения, объясняя написание пропущенных букв.

Среди кустов зеленых (зе́лень) у речки (1-е скл.,

Р. п.) серебристой (сере́бряный)

Гуляет олененок (олень) – теленочек пятнистый

(пя́тна).

Он ходит по опушке (1-е скл., Д. п.) в лесной (лес) своей сторонке (1-е скл., П. п.) (сто́роны),

И у него веснушки – совсем как у девчонки (де́вочка).

Выполняют разбор слов по составу:

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с це-

левой установ-


Продолжение табл.

1

2

3

4

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания, слова.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

Выполняют чистописание.

Береги растения, береги животных – всё это частица нашей Родины.

кой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку.

Ранним утром во дворе

Лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает … (иней).

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «иней».

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

С

Н

И

Н

Е

Й

Г

И

Н

Б

Е

Л

Ы

Й

Й

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Ребята, посмотрите в окно – наступает зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов. Но первый снег никого не может

оставить равнодушным. Как вы думаете, почему?

– Каким вы представляете себе первый снег?

– А какое настроение вызывает у вас первый снег?

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем писать сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

– Он легкий, воздушный.

– С первым снегом всё в природе преображается, становится светлым, праздничным. Появляется чувство радости, праздника, ожидаешь какого-то чуда

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Подготовка к восприятию картины.

Знакомство
с биографией художника

Рассказывает о творчестве автора, показывает портрет художника.

– Художники, писатели и поэты, композиторы любили русскую зиму и в своем творчестве передавали красоту природы.

Пластов Аркадий Александрович – русский художник. Его прадед был учеником Арзамасской школы живописи, дед – иконописцем и архитектором, отец расписывал вместе с дедом церковь, построенную в родном селе Прислониха Ульяновской области по чертежам деда. Платов начал рисовать с раннего детства, а в 15 лет дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».

Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет художника, задают вопросы о его творчестве

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию


Продолжение табл.

1

2

3

4

В 1908 г. под давлением отца поступил в Симбирскую духовную семинарию, но рисования не оставил. Художественное образование Пластов получил в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Художник любил деревню, подолгу жил и работал в родном селе. Охотно рисовал детей. О жизни деревенских ребят художник написал много картин: «По грибы», «Пастушок», «Первый снег», «Фашист пролетел».

Художник написал картину «Первый снег» в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Пластова. Он передал свое впечатление от свежего зимнего дня и того особенного состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.

Художник хорошо знал жизнь, русской деревни,

и в своей картине он показал сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести

V. Анализ картины как произведения искусства.

Предлагает рассмотреть картину. Задает вопросы с целью выполнить анализ картины как произведения искусства.

– Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, художники с помощью кисти и красок,

а композиторы с помощью музыки. В начале урока мы услышали отрывок пьесы «Ноябрь» из альбома

Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения И. А. Бунина.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое

высказывание


Продолжение табл.

1

2

3

4

великого русского композитора П. И. Чайковского «Времена года».

– Каким вы представляете первый снег? Какие чувства он у вас вызывает? Запишите свои впечатления.

– Послушайте, как о первом снеге говорил К. Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».

– Какие образные выражения о снеге, о зиме вы услышали?

– Послушайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина. Как говорит поэт о том, что снег идет?

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса…

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться

и приходить

к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа
по парте. Осуществлять контроль

по результату

– Подберите синонимы к слову «понесло».

Подбирают синонимы.

Понесло – пошел, полетел, повалил, закружился.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 161).

– Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

– Почему художник так назвал картину?

– Что он на ней изобразил?

– Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете?

– Какое время суток изображено на картине?

Отвечают на вопросы учителя.

– Аркадий Пластов хотел показать радость природы в момент, когда пошел первый снег.

– Художник изобразил начало зимы: нет сугробов, местами еще видна голая земля.

– На картине изображено утро, дети еще не выходили, из дома, а увидев первые снежинки, второпях


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Кого изобразил А. А. Пластов на переднем плане?

– Опишите внешний вид детей.

– Кто из детей больше торопился?

– Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

– Куда смотрят дети?

– Что еще показывает художник на переднем плане? Для чего художник изобразил на своем полотне березу?

 

– Здесь есть еще один персонаж – ворона. Как вы думаете, что она переживает?

– Художник хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы в час, когда падает первый снежок. Снег покрыл землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане видны люди на санях.

– Какой цвет главный в этой картине?

– Каким вы увидели первый снег?

– Кто радуется первому снегу?

выбежали на крыльцо.

– На переднем плане изображены дети: мальчик одет в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети торопились скорее увидеть первый снег. Они поднимают головы к небу, смотрят на падающие хлопья.

– Больше торопилась девочка: она без пальто, в од-

ном платке, валенки большие, одевалась второпях.

– Дети рады снегу, он их заинтересовал. Ребята любознательны, для них первый снег – это праздник, дети рады.

– Они смотрят вверх, на небо, откуда сыплется снег.

– В палисаднике растет большая старая береза, кажется, что она тоже обрадовалась снегу и раскинула свои ветви ему навстречу. Художник показывает, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.

– Ворона тоже рада первому снегу, даже хочет его попробовать.

– Главный цвет картины – розовый. Он позволяет художнику передать ощущение праздника.


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Передалось ли вам это чувство?

Составление плана текста

Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине.

– Составьте план нашего текста.

– Предлагаю вынести план на доску

Составляют план к тексту, работая в парах и самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.

Примерный план:

1. Начало зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и настроение картины.

4. Мое отношение к картине

VI. Лексико-орфографическая подготовка

Организует лексико-орфографическую работу по тексту сочинения. Предлагает учащимся текст с пропущенными буквами на карточке или на интерактивной доске.

– Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

– Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «снег», «дети», «нарисовал», «падает», «художник».

– Выберите несколько опорных слов, которые, на ваш взгляд, являются главными для описания картины.

На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.

Подбирают синонимы к словам.

Снег – хлопья, снежинки.

Дети – ребята, мальчик и девочка, брат и сестра.

Нарисовал – изобразил, написал.

Художник – он, Пластов, Аркадий Александрович.

Снег падает – кружится, метет, покрывает землю ковром.

Записывают опорные слова:

Снег, дети, небо, ворота, береза, земля.

Подбирают эпитеты.

Утро – морозное, свежее, белое.

Понимать
на слух ответы детей. Аргументировать свою позицию, точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Попробуйте передать словами сюжет картины, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия.

– Старайтесь не повторяться. Попробуйте смотреть глазами художника, будьте при подборе слов чуткими, внимательными. Вспоминайте произведения поэтов и писателей о зиме, они вам помогут.

– Подберите эпитеты к существительному «снег».
Не забывайте, что нужны эпитеты, которые логически подходят для нашего сочинения.

– Подберите слова, словосочетания, эпитеты, которые характеризуют «действия» снега.

– Запишите слова-названия чувств, которые помогут передать настроение детей.

– Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберете лучший вариант из предложенных

Снег – легкий, пушистый, белый, мохнатый, блестящий, колючий, крупный, липкий.

Снег – очень к лицу земле, кружился, порхал.

Небо – тяжелое, темное.

Тишина – глухая, зимняя.

Настроение детей – радость, восторг, удивление.

Записывают текст на доске, подчеркивают орфограммы.

Девочка не успела одеться, накинула на голову теплый платок, выбежала в легком платье, ноги сунула в валенки, смотрит на падающий снег, закинула голову вверх. Мальчик одет тепло: в пальто, валенки, шапку-ушанку. На лицах у детей чувство восторга и удивления. Глаза ребят блестят. Дети радуются первому снегу. Около дома в палисаднике растет большая старая береза. Она старая, раскидистая, первый снег на ветвях сделал дерево пушистым и красивым. На картине есть еще один персонаж – ворона. Она тоже рада первому снегу, даже хочет попробовать его на вкус. Ворона спокойно и важно шагает по снежку.

Предлагают варианты заключительной части сочинения.

У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику за то, что, каждый раз глядя на его полотно, снова могу пережить чувство ра-

различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Продолжение табл.

1

2

3

4

дости, возникающее при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первые снежинки

VII. Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения

Организует устный пересказ текста.

– Чтобы нам удобнее было пересказывать текст

и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Выберите вместе опорные слова к каждой части плана.

– Перескажите текст по плану, используя опорные слова

Называют опорные слова к тексту.

Несколько учеников составляют устный рассказ
по картине

Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?

– Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

– Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?

– Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают высказывания:

•  Сегодня я узнал…

•  Было трудно…

•  Я выполнял задания…

•  Я понял, что…

•  Теперь я могу…

•  Я приобрел…

•  Я научился…

•  Урок мне показался…

•  Для меня было открытием то, что…

•  Мне показалось важным…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Какой этап урока вызвал у вас трудности?

– Что понравилось?

– Чему научились?

– Рассматривая картину А. А. Пластова, мы ощутили радость и восторг, как будто увидели настоящий

первый снег. Художник искусно передал праздничное, радостное состояние природы.

– Какое настроение у вас было во время работы на уроке?

– Спасибо за работу!

•  Материал урока был мне…

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 127 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...