Развитие умения писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шмачина Ирина Аркадьевна

Формирование навыков самооценки результатов деятельности учащихся на различных этапах урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Школа № 10 «Успех»

Урок  русского языка

Класс 2 «Б»

Учитель  Шмачина Ирина Аркадьевна

Дата  18 марта 2015 года.

Тема: «Развитие умения писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками.

Урок – обобщения.

Тема

Различаем разделительные ь и ъ знаки.

Тип урока

Закрепление изученного материала

Цели урока

Образовательная:  формировать умения  отличать разделительные Ъ и Ь знаки друг от друга; употреблять в устной и  письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками.; совершенствовать умение находить и обозначать орфограмму в слове.

Развивающая:  содействовать формированию инициативности, самостоятельности, общих способностей и эрудиции, в соответствии  с индивидуальными возможностями и особенностями каждого, развитию интереса к русскому языку; обеспечить возможность устанавливать связи между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью  школьника, анализировать свою деятельность, оценивать успехи, определять причины неудач.

Воспитательная:  создать ситуацию, позволяющую воспитывать в детях чувство взаимопомощи, общую культуру ; воспитывать усидчивость, трудолюбие, интерес к предмету через содержание учебного материала, уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

(предметные)

- писать слова с разделительным ь и ъ знаком;

- различать по написанию разделительный  ь и ъ знаки;

- распределять слова по группам в зависимости от знака.

Личностные умения

 проявлять интерес к изучению темы; проявлять эмоционально – ценностное отношение к проблеме; осознание собственных достижений при освоении учебной темы

Метапредметные умения:

познавательные

умения

регулятивные

коммуникативные

 - различать твёрдый и мягкий знаки между собой, обосновывать свое мнение;

- определять слова, в написании которых пишутся разделительный ъ  ь знаки, и обосновывать свое суждение;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебное действие с известным правилом;

- осуществлять самопроверку.

- формулировать понятное для партнера высказывание, используя термины;

- согласовывать позиции и находить общее решение;

- сотрудничать с учителем и соседом по парте в процессе выполнения задания.

Образовательные ресурсы

Компьютер, экран , мультимедийный проектор.

Этап

Задачи этапа

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение

 к деятельности.

Организационный момент. 

Минутка чистописания

Создать благоприятный  психологический настрой на работу.

Включение в деловой ритм.

-У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.

На доске написан девиз урока: “Друзья, ученье нас объединяет!”

- Проверьте, какой документ должен быть у вас на месте?

-Какие инструменты у вас готовы?

На парте у каждого из вас лежат разноцветные кружочки. Они нам понадобятся для самооценки. Отложите их на край стола.

На доске буквосочетания. Это значит сейчас …

тья    нье      льё    вьи      пью

бъя    дъе     съё                съю

-Прочитайте глазами эти буквосочетания.

- Что объединяет слоги 1-ой строчки?

-Что объединяет слоги 2-ой строчки?

-Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

-Дневник.

Ручка, линейка, карандаш.

- Минутка чистописания

Слушают учителя.
Строят  понятные для собеседника высказывания, записывают буквосочетания в тетрадь

-У них есть ь

-У них есть  Ъ

-Ъ знак не пишется перед буквой и.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникатив-ные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками; умение

оформлять свою мысль в устной речи;

высказывать свою точку зрения.

2. Словарная работа.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мы работу продолжаем.

Я предлагаю вам, отправится в лес в гости к лесным жителям.

В лесу нас встречает первый персонаж. Угадайте, кто?

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. 
(Лось.)

Для вас он приготовил задание:

- Замените предложения, одним словом.

 - Кто правильно справился с заданием, приклейте себе зелёный кружок. Кто допустил 1-3 ошибки – жёлтый кружок, ну а те, кто больше трёх слов – красный кружок.

-Работа в парах.

Надо писать их в нужном месте.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели.

Коммуникатив-ные:

умение сотрудничать,  договариваться с другими  о последовательности и результате;

представлять другим ход своей работы и результат.

3.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Актуализация опорных знаний  учащихся с использованием материалов предыдущих уроков. Мотивация обучающих-ся к изучению темы.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья!

Учитель:

Было - сели, стало - съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

 -  Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей.  А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего  урока.

-Что вы знаете о разделительном мягком знаке?

-Что вы знаете о разделительном ъ.

- Составим алгоритмы работы с разделительными Ъ и Ь.

-Мягкий знак

-Твёрдый знак.

Дети формулируют тему урока:

-Различаем разделительные ь и ъ знаки.

 

Дети отвечают на вопросы  учителя.

Составления алгоритмов.

Коммуникатив-ные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Познавательные

анализ объектов с

целью выделения признаков;

Личностные:

проявление интереса к поставленной проблеме.

4.Конструирование  нового способа действия.  

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

- Отгадайте:

Она - с кисточками ушки-
Гриб увидит на опушке-
Прыг за ним с густых ветвей
И несет в дупло скорей.
 (Белка.)

Белочка приготовила Вам задание:

Спишите, вставьте где надо ь

Обозначь орфограмму.

У Ил…и  Мурав…ёва ест…собака  Б…обик.

Дежурная Дар…я Солов…ёва пол…ёт  цветы.

На суч…ях дерев…ев  в…исят хлоп…я снега.

Птиц… на дерев…ях в…ют гнёзда.

На ветке с…идели вороб…и, солов…и, д…ятлы.

Давайте проверим, так ли у вас получилось?

- Оцените себя.

Следующий наш герой:

День и ночь по лесу рыщет

День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком, Уши серые торчком. (Волк).

Вставь, где надо Ъ и запиши эти слова:

У…шёл, под…ём, от…ехал, в…езд, пред…ставил, за…вертел.

Об…яснил, под…езд, на…шёл, под…ём, за…крутил,  с…ёжился.

Об…явление, вы…бежал, с…едобный, об…ман, об…езд.

-Какой же можно сделать вывод?

-Чем погожи братья между собой?

-Чем отличаются?

 - Приклейте рядом нужный кружок.

Физ.минутка:

- Если услышите слово с разделительным ъ то хлопните в ладоши. Если с разделительным Ь – присядьте.

волчьи , перья, подъезд, съехал, льёт, шьёт, бьёт, варенье, объявил, заячьи, съёжился, фонарь.

- Почему стоите на месте?

Выполняют задания на листочках,  работают с презентацией.  

Делают вывод о написании ь.

Ребята оценивают себя с помощью кружочков.

Выполняют задания на листочках

Работают с презентацией.

Делают вывод о написании ъ знака.

- Это смягчающий Ь.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации при работе в группах

5.Первичное закрепление.

Установле-ние правиль-ности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов изученного материала; коррекция выявленных пробелов; обеспечение закрепления в памяти детей знаний

и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

– Ребята, угадайте, что за животное?

Летом – серый, зимой – белый. (Заяц.)

Заяц предлагает вам самостоятельно выполнить задания.

На красной елочке – сложное, на желтой – простое.

Красная елочка: вставь ъ или ь. 

Сели под ел_ю и бутерброды с_ ели. Ласточка в_ет гнездо над под_ездом. Волки обедали у лукомор_я, об_едали кости.

Желтая елочка: Вставь ъ или ь.

Всегда шагаем мы вдвоем ,
Похожие, как брат_я.
Мы за обедом – под столом,
А ноч_ю – под кроват_ю.

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма.

Дети выбирают задания любой сложности.

Два ученика выполняют у доски.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникатив-ные:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Выявление  качества

и уровня усвоения знаний и способов действий, а так же выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Угадайте, кто?

Пусть я птичка- невеличка.
У меня, друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда!
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
 (Снегирь.)

Снегирь  предлагает вам исправить ошибки в тексте Ваша задача: списать, исправив ошибки и подчеркнуть орфограмму.

Весной  птицы   вют   гнёзда на деревях.

В  полях  тает  снег, бегут ручи.

Громко поют солови.

- Проверим себя.

- Если услышите слова, в которых пишется разделительный Ъ или Ь знак, то напишите одну нужную букву: Ъ или Ь, а всё слово писать не надо.

Всё вокруг объято страхом.

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверьё уносит ноги.

Разъярённый людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

 И не трогает животных.

- Проверьте. Оцените себя.

Самостоятельная работа.

Осуществляет самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Работа в парах.

Ребята наклеивают кружочки.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения;

личностные:

самоопределение

7.Подведение итогов урока

Дать качественную оценку класса и других учеников.

-Что изучали сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правила написания ь и ъ знаков.

-Чем отличаются ъ и ь знаки от всех остальных букв алфавита?

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

8.Информамация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Д.м. с. 87 упр. 201.

9.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального  состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте зелёную звёздочку.

Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то наклейте жёлтую звёздочку.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте  красную звёздочку.

-Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Я увидела умных, заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось - не беда. Ведь вы все стали умнее, потому что узнали много нового  о мягком и твёрдом знаке. Желаю вам успехов в изучении русского языка. «Учите русский с душой, с усердием, с умом!»

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

                                                         

                                                     

Урок русского языка во 2 «Б» классе

МБОУ СОШ № 10 «Успех»

Шмачиной Ирины Аркадьевны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"

Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...

Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс

Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный Ъ. Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.»

Урок разработан для учащихся ОС "Школа 2100"Цели: познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;формировать  умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;Развивать п...

Презентация к уроку русского языка во 2-ом классе "Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками"

Презентация к уроку русского языка во 2-ом классе "Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце слова 2 класс "Школа 2100"

Предмет:Русский языкТема урока:Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце словаЦель урока: Развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подби...

Развитие умения писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Формирование навыков самооценки результатов деятельности учащихся на различных этапов урока...