Урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный Ъ. Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок разработан для учащихся ОС "Школа 2100"
Цели: познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;
формировать умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;
Развивать познавательную сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы)
Воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации Октябрьского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
Разработка
открытого урока русского языка во 2 классе
по теме «Разделительный Ъ. Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.»
Подготовила и провела :
учитель первой квалификационной категории
Шимон Светлана Владимировна
п.Талинка
2011 г.
Цели: познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;
формировать умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;
Развивать познавательную сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы)
Воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.
Ход.
1 Стадия вызова.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
- Начать урок я предлагаю пословицей. Слайд 2.
В одиночку не одолеешь и кочку.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- А действительно ли в этой пословице заключена народная мудрость, мы поймем в конце урока.
- Итак, за работу.
- Откройте тетради, запишите число.
Минутка чистописания.
- Вспомните, какие буквы в русском языке не обозначают звуков. Слайд 3.
- Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак.
- Спишите слова с мягким знаком, обращайте внимание на соединения.
(На доске слова: письмо, пальто, коньки, вьюга)
- Подчеркните орфограммы в словах.
- Какие орфограммы подчеркнули?
- Какое слово лишнее и почему? (вьюга)
- Но в русском языке есть еще один разделительный знак. Какой?
Создание проблемной ситуации.
- Ребята, Ъ и Ь прислали вам телеграмму. Слайд 4.
Не путай нас, пиши что надо,
Оценка будет вам наградой.
- А как же различить разделительные Ъ и Ь.
- Давайте заполним таблицу. Слайд 5
Знаю | Хочу узнать | Узнал | |
В какой части слова пишется разделительный Ь | |||
После каких букв пишется разделительный Ь | |||
Перед какими буквами пишется разделительный Ь | |||
После какой части слова пишется разделительный Ъ | |||
После каких букв пишется разделительный Ъ | |||
Перед какими буквами пишется разделительный Ь |
- Прочитайте данные таблицы, отметьте знаком «+», что вы уже знаете и что хотите узнать.
Дети работают в парах, заполняя таблицу.
- Итак, что вы уже знаете?
Ответы детей: разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными е,ё, ю, я.
Вывешиваю схему.
- А что же вы хотите узнать?
Ответы детей: когда пишется разделительный Ъ, после каких букв и перед какими буквами.
- Задачи поставлены.
- Определите тему нашего урока. Слайд 6.
2 Стадия осмысления.
1 Определение местоположения в слове разделительного Ъ.
- Тема урока определена. Готовы к решению поставленных задач?
- Вспомните пословицу, которой мы начали урок.
- Значит решать поставленные задачи мы будем с вами сообща.
- Первое, что нам с вами надо узнать, в какой части слова пишется разделительный Ъ. Слайд 7.
- Ответить на вопрос вы сможете после работы в группах.
Каждой группе раздаю листы, на которых записаны слова:
листья въезд
веселье подъезд
ружье съезд
деревья отъезд
- В каждой группе выделите корни.
- Проверим, что у вас получилось.
Выходят по одному представителю от группы.
- Назовите корни слов в первом столбике.
- Какой разделительный знак записан в корне ?
- Назовите корни слов во 2 столбике.
- Что вы можете сказать об этих словах?
- С помощью чего образовались эти однокоренные слова?
- Какой разделительный знак записан в словах между корнем и приставкой?
- Можете ли вы сделать вывод , после какой части слова пишется разделительный Ъ.
- Заполним соответствующую строчку в таблице.
- А теперь пора отдохнуть.
Физминутка.
Мы работали, устали.
Дружно все и тихо встали,
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три. Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И работать вновь начнём.
Определение букв, после которых пишется разделительный Ъ.
- Прочитайте следующий вопрос.
Ответы детей: после каких букв пишется разделительный Ъ.
- Поработайте в парах, выделите приставки в словах. Подчеркните последние буквы в приставках. Слайд 8
- Назовите приставки в словах первого столбика. На какие буквы заканчиваются приставки.
- Назовите приставки в словах второго столбика. На какие буквы заканчиваются приставки.
- Какой вывод можете сделать?
- Запишем его в таблицу. Слайд 9
Определение букв, перед которыми пишется разделительный Ъ.
- Какой вопрос нам остался неясен.
Ответы детей: перед какими буквами пишется разделительный твердый знак.
- Чтобы ответить на него спишите слова, выделите приставки и подчеркните буквы, перед которыми написан разделительный Ъ. Слайд 10
- Запишите в таблицу буквы, перед которыми написан разделительный Ъ.
- Какой вывод вы можете сделать? Слайд 11
Вывод о правописании разделительного Ъ.
- А теперь рассмотрите колонку, которую мы с вами заполняли и расскажите, что вы узнали о разделительном Ъ.
Ответы детей: Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед гласными е,ё, ю, я.
Вывешиваю схему.
- Давайте сравним правописание разделительного Ъ и разделительного Ь.
- В чем вы видите отличие?
Ответы детей: разделительный Ъ пишется после приставок, а разделительный Ь в корне слова.
Закрепление.
- Прочитайте транскрипцию слов в′йунок, в′йэхал.
- Что вы заметили?
Ответы детей: после согласного звука звук й.
- Что из этого следует?
- Надо писать разделительный знак ъ или ь.
- Сложность этой орфограммы в том, что мало услышать звук й после согласного и понять, что надо писать разделительный знак, нужно его еще и правильно выбрать.
- А что для этого надо определить?
- Попробуйте определить, в каком из этих слов будем писать разделительный Ъ, а в каком – разделительный Ь.
- Запишите слова в тетради буквами, так как они пишутся, подчеркните орфограмму.
Один человек работает у доски.
- Итак, скажите еще раз, как разделительный твердый знак отличить от разделительного мягкого знака?
- Проверьте, получится ли это у вас.
- Откройте дидактический материал на стр. 87, упр. 201.
- Прочитайте задание.
- Работаем по вариантам. 1 вариант записывает 1 и 2 предложения, 2 вариант – 3 и 4 предложения.
Учащиеся работаю самостоятельно.
- А сейчас поменяйтесь тетрадями, проверьте написанное друг у друга. Если согласны, поставьте на полях плюс, не согласны – минус.
Проверка по ключу.
- А теперь давайте проверим все вместе и объясним выбор разделительных знаков.
Слайд 12
3 Рефлексия.
-Ну что ж, друзья, урок заканчивать пора.
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Вставьте в правило пропущенные слова. Слайд 13.
- Оцените полученные знания.
- Если все понятно, поставьте на полях в тетради знак +, если вы не совсем уверены, что всегда сможете различить слова с разделительными Ь и Ъ, поставьте неполный плюс, и если ничего не поняли знак минус.
- Ребята, как вы думаете, нужно ли нам к этой теме еще вернуться? Для чего.
- На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным Ъ.
- Какая пословица помогла нам на уроке?
- Действительно, мудрость народная.
- Помните ее всегда, если вы вместе, вы преодолеете все трудности.
4 Домашнее задание.
Выучить правило, стр. 112, упр. 208. Слайд 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 3 класс "Развитие умения писать слова с разделительным мягким знаком."
Урок представлен в технологии РКМЧП....
Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"
Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...
Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс
Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....
Презентация к уроку русского языка во 2-ом классе "Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками"
Презентация к уроку русского языка во 2-ом классе "Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками" по программе "Школа 2100"...
Конспект урока: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце слова 2 класс "Школа 2100"
Предмет:Русский языкТема урока:Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце словаЦель урока: Развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подби...
Развитие умения писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками
Формирование навыков самооценки результатов деятельности учащихся на различных этапов урока...
Развитие умения писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками
Формирование навыков самооценки результатов деятельности учащихся на различных этапах урока...