Урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный Ъ. Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок разработан для учащихся ОС "Школа 2100"

Цели: познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;

формировать  умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;

Развивать познавательную сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы)

Воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации Октябрьского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №7

Разработка

открытого урока   русского  языка во 2 классе

по теме  «Разделительный Ъ. Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.»

 

                                                   

                                                            Подготовила и провела :

 учитель первой квалификационной категории

Шимон Светлана Владимировна

п.Талинка  

2011 г.

Цели: познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;

формировать  умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;

Развивать познавательную сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы)

Воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.

Ход.

1 Стадия вызова.

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

- Начать урок  я предлагаю пословицей. Слайд 2.

В одиночку не одолеешь и кочку.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- А действительно ли в этой пословице заключена народная мудрость, мы поймем в конце урока.

- Итак, за работу.

- Откройте тетради, запишите число.

Минутка чистописания.

- Вспомните, какие буквы в русском языке не обозначают звуков.  Слайд 3.

- Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак.

- Спишите слова с мягким знаком, обращайте внимание на соединения.

(На доске слова: письмо, пальто, коньки, вьюга)

- Подчеркните орфограммы в словах.

- Какие орфограммы подчеркнули?

- Какое слово лишнее и почему?  (вьюга)

- Но в русском языке есть еще один разделительный знак. Какой?

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, Ъ и Ь прислали вам телеграмму. Слайд 4.

Не путай нас, пиши что надо,

Оценка будет вам наградой.

- А как же различить разделительные Ъ и Ь.

- Давайте  заполним таблицу. Слайд 5

            Знаю

Хочу  узнать

        Узнал

В какой части  слова пишется разделительный Ь

После каких букв пишется разделительный Ь

Перед  какими буквами  пишется разделительный Ь

После какой  части  слова пишется разделительный Ъ

После каких букв пишется разделительный Ъ

Перед  какими буквами  пишется разделительный Ь

- Прочитайте данные таблицы, отметьте знаком «+», что вы уже знаете и что хотите узнать.

Дети работают в парах, заполняя таблицу.

- Итак, что вы уже знаете?

Ответы детей: разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными е,ё, ю, я.

Вывешиваю схему.

- А что же вы хотите узнать?

Ответы детей: когда пишется разделительный Ъ, после каких букв и перед какими буквами.

- Задачи поставлены.

- Определите тему нашего урока. Слайд 6.

2 Стадия осмысления.

1 Определение местоположения в слове разделительного Ъ.

- Тема урока определена. Готовы к решению поставленных задач?

- Вспомните пословицу, которой мы начали урок.

- Значит решать поставленные задачи мы будем с вами сообща.

- Первое, что нам с вами надо узнать,  в какой части слова пишется разделительный Ъ.        Слайд 7.

- Ответить на вопрос вы сможете после работы в группах.

Каждой группе раздаю листы, на которых записаны слова:

листья              въезд              

веселье            подъезд          

ружье              съезд              

деревья            отъезд          

- В каждой группе выделите корни.

- Проверим, что у вас получилось.

Выходят по одному представителю от группы.

- Назовите корни слов в первом столбике.

- Какой разделительный знак записан в корне ?

- Назовите корни слов во 2 столбике.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- С помощью чего образовались эти однокоренные слова?

- Какой разделительный знак записан в словах между корнем и приставкой?

- Можете ли вы сделать вывод , после какой части слова пишется разделительный Ъ.

- Заполним соответствующую строчку в таблице.  

- А теперь пора отдохнуть.

Физминутка.

Мы работали, устали.

Дружно все и тихо встали,

Ручками похлопали, раз, два, три.

Ножками потопали, раз, два, три. Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

 И работать вновь  начнём.

Определение букв, после которых пишется разделительный Ъ.

- Прочитайте следующий вопрос.

Ответы детей: после каких букв пишется разделительный Ъ.

- Поработайте в парах, выделите приставки в словах. Подчеркните последние буквы в приставках.                                                                    Слайд 8

 

- Назовите приставки в словах первого столбика. На какие буквы заканчиваются приставки.

- Назовите приставки в словах второго столбика. На какие буквы заканчиваются приставки.

- Какой вывод можете сделать?

- Запишем его в таблицу.    Слайд 9

Определение букв, перед которыми  пишется разделительный Ъ.

- Какой вопрос нам остался неясен.

Ответы детей: перед какими буквами пишется разделительный твердый знак.

- Чтобы ответить на него спишите слова, выделите приставки и подчеркните буквы, перед которыми написан разделительный Ъ.   Слайд 10

- Запишите в таблицу буквы, перед которыми написан разделительный Ъ.

- Какой вывод вы можете сделать?   Слайд 11

Вывод о правописании разделительного Ъ.

- А теперь рассмотрите  колонку, которую мы с вами заполняли и расскажите, что вы узнали о разделительном Ъ.

Ответы детей: Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед гласными е,ё, ю, я.

Вывешиваю схему.

- Давайте сравним правописание разделительного Ъ и разделительного Ь.

- В чем вы видите отличие?

Ответы детей: разделительный Ъ пишется после приставок, а разделительный Ь в корне слова.

Закрепление.

-  Прочитайте транскрипцию слов    в′йунок, в′йэхал.

- Что вы заметили?

Ответы детей: после согласного звука звук й.

- Что из этого следует?

- Надо писать разделительный знак ъ или ь.

- Сложность этой орфограммы в том, что мало услышать звук й после согласного и понять, что надо писать разделительный знак, нужно его еще и правильно выбрать.

- А что для этого надо определить?

- Попробуйте определить, в каком из этих слов будем писать разделительный Ъ, а в каком – разделительный Ь.

- Запишите слова в тетради буквами, так как они пишутся, подчеркните орфограмму.

Один человек работает у доски.

- Итак, скажите еще раз, как разделительный твердый знак отличить от разделительного мягкого знака?

- Проверьте, получится ли это у вас.

- Откройте дидактический материал на стр. 87, упр. 201.

- Прочитайте задание.

- Работаем по вариантам. 1 вариант записывает 1 и 2 предложения, 2 вариант – 3 и 4 предложения.

 Учащиеся работаю самостоятельно.

- А сейчас поменяйтесь тетрадями, проверьте написанное друг у друга. Если согласны, поставьте на полях плюс, не согласны – минус.

Проверка по ключу.

- А теперь давайте проверим все вместе и объясним выбор разделительных знаков.

                                                                                                                             Слайд 12

3 Рефлексия.

-Ну что ж, друзья, урок заканчивать пора.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Вставьте в правило пропущенные слова.                                                     Слайд 13.

- Оцените полученные знания.

- Если все понятно, поставьте на полях в тетради знак +, если вы не совсем уверены, что всегда сможете различить слова с разделительными Ь и Ъ, поставьте неполный плюс, и если ничего не поняли знак минус.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли нам к этой теме еще вернуться? Для чего.

- На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным Ъ.

- Какая пословица помогла нам на уроке?

- Действительно, мудрость народная.

- Помните ее всегда, если вы вместе, вы преодолеете все трудности.

4 Домашнее задание.

Выучить правило, стр. 112, упр. 208.      Слайд 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"

Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...

Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс

Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....

Презентация к уроку русского языка во 2-ом классе "Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками"

Презентация к уроку русского языка во 2-ом классе "Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце слова 2 класс "Школа 2100"

Предмет:Русский языкТема урока:Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце словаЦель урока: Развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подби...

Развитие умения писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Формирование навыков самооценки результатов деятельности учащихся на различных этапов урока...

Развитие умения писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Формирование навыков самооценки результатов деятельности учащихся на различных этапах урока...