Развитие умения писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Формирование навыков самооценки результатов деятельности учащихся на различных этапов урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 35.84 КБ |
russkiy_myagkiy_znak.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: « Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Учитель начальных классов: Шмачина Ирина Аркадьевна МБОУ «Школа № 10 «Успех».
Тема | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. |
Целевые установки | Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, определять границы незнания. Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения (задавать вопросы, составлять план, пересказывать с опорой на план и т.д.) Предметные: выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; совершенствовать умение распознавать существительные по родам; Коммуникативные: развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о правописании Ь после шипящих имён сущ-х, умение работать в группах, паре. Регулятивные: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, карточки со словами, карточки с заданиями, медиапроектор, компьютер, экран.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 2. изд.5-е, перераб.- М.: Баласс, 2013.
Технологическая карта урока (конспект).
Этап урока | Время | Деятельность учителя |
Организаци-онный момент. | 1-2 мин. | Приветствие со словами: Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь мне, друг другу. -Сегодня мы продолжаем своё путешествие по стране, которое называется «Имя существительное». |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | 5 мин | Минутка чистописания Написание какой буквы мы сегодня повторим? Отгадайте: Это буква – хитрый знак. Чем необычна эта буква? (не обозначает никакого звука) (показ написания) -Письмо буквы. СЛАЙД 2. Орфографическая минутка. - Прочитайте данные слова, вставляя пропущенные буквы. в...р...б...и, п…л…то, к…н…ки, с…лов…и, к…ртоф…л…, м…двеж…и. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак.) СЛАЙД 3-4 |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий -активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения | 3-5 мин. | На какие группы по роли мягкого знака можно разделить эти слова? Спишите слова. - Прочитайте пословицу СЛАЙД 7. - В какую группу вы запишете слово речь? Почему? - Для чего в нём пишется Ь? (Наблюдение над словом) - На какой звук оканчивается слово? ( [ч‘]мягкий, непарный) - Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь? - Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.) - Значит, это какая-то новая работа мягкого знака? (ЛУУД . Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, определять границы незнания) |
Этап урока | Время | Деятельность учителя |
Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем | 1-3 мин | Давайте ещё понаблюдаем за словами – именами существительными с шипящим на конце. ( буквы Ш, Ж, Ч,Щ- обозначают шипящие звуки) СЛАЙД 8. - Подберите синонимы к словам, чтобы сущ. оканчивались на шипящий. Спокойствие – тишь Ребята – молодежь Поддержка – помощь Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость согласного звука. [ч‘] [щ‘] и без него обозначают мягкий согласный звук, [ш] [ж] – эти звуки как произносились твердо, так и произносятся твердо. (ПУУД На основе анализа объектов делать выводы) (РУУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака вопроса. - Какой возникает вопрос? (Для чего в именах существительных после шипящих на конце пишется Ь, если он никакой роли не играет?) СЛАЙД 9. - Кто поможет сформулировать тему нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.) (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.) СЛАЙД 10. - Какую ставим цель на уроке? (Выяснить, для чего в именах существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется Ь). СЛАЙД 11. |
Этап урока | Время | Деятельность учителя |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель. | 5 мин | Чтобы ответить на вопрос для чего пишется Ь в именах существительных, оканчивающихся на шипящий, я предлагаю вам провести исследование в парах. РАБОТА В ПАРАХ (по вариантам). СРАВНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ 2-х пар. - Совместно сделайте вывод. (Оценивают себя. На листе оценивания рисуют смайлики. Проверка самооценки у 2-3-х учеников). (РУУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Карточки 1-2. Работа по заданному плану. СЛАЙД 12. 1.Прочитайте слова. 2. Какие звуки слышатся на конце слов? 3. Определите род. Подпиши над существительным. 4. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. 5. Сделайте вывод. 6. Сформулируйте правило. СЛАЙД 13. Карточка №1 Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, роскошь. Карточка №2 Обруч, тишь, циркач, мышь, чертёж, ландыш, молодёжь, полночь. Каждая пара выполняет задание, затем рассказывают о своих исследованиях. (ПУУД выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся). Вывод: Мягкий знак пишется на конце имён существительных ж.р. после шипящих. -На конце существительных какого рода после шипящих мягкий знак не пишется? (м.р.) Запомните - это орфограмма. СЛАЙД 14. - Обратимся к учебнику и проверим свои выводы - стр 5. (Работа с учебником (правило). (КУУД Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме) - Совпадают наши выводы? - В какую группу нужно отнести слово речь? (В отдельную группу) |
Физкультминутка. | 1-2 мин | Потрудились-отдохнуть Нужно без сомнения. Дружно, быстро мы встаем Выполним движения. -Если я называю существительные мужского рода то мы топаем, а если женского рода-хлопаем в ладоши. /Ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ландыш, помощь, полночь, багаж/ |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | 1-2 мин. | - А как быть, если слова нужно записать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм). СЛАЙД 15. 1. Определяю часть речи. 2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на слайде появляется совместно выработанный алгоритм). (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию). (КУУД Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме) |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства . | 5 мин. | Выполним задание, используя алгоритм. Учебник с. 7 упр.177 (Диктант с подготовкой. Разобрав упражнение, написать диктант. Самопроверка по учебнику. Оценивание на листе.) |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки | 1-3 мин | - Чтобы хорошо усвоить правило, что нужно делать? (Тренироваться). Самостоятельная работа по карточкам с опорой на алгоритм. (Сверка с образцом) У доски отвечает один ученик (выписывает лишнее слово в каждой строчке); самооценка по алгоритму). (РУУД - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию). Карточка для индивидуальной работы. Допишите, если необходимо, мягкий знак. В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркните его, объясните свой выбор. Слайд 16 - 17 ноч чиж манеж морж пейзаж экипаж ландыш дич ключ реч рож мелоч помощ чертёж гараж москвич полночь королевич нож марш дрож камыш вещ тиш (КУУД Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; ПУУД - совершенствовать умение распознавать существительные по родам). - У кого получилось по - другому? Где допустили ошибку? Над чем ещё надо поработать? Оцените себя. (РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.) |
Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | 1-3 мин | Подведём итоги урока. – Какую цель ставили в начале урока? (Выяснить, для чего в именах существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется Ь) - Что узнали? (Ь выполняет новую функцию – показатель формы рода) - Как не ошибиться в выборе написания Ь после шипящих на конце имён существительных? ( Определяем часть речи, род, если ж.р – Ь пишется, если м.р - нет). - Выполним задание на интерактивной доске. («Академия младшего школьника» упражнение на распределение слов в две группы). (КУУД Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме) - Проверим, хорошо ли вы усвоили тему урока и алгоритм. Задание на закрепление. Графический диктант. Замени одним словом – именем существительным. - Если Ь пишем – в тетради ставим знак « = - (ж.р.)», если не пишется – «= (м.р.)». Слайд 18
- Проверим. = (м.р.), = - (ж.р.), = (м.р.), = (м.р.), = (м.р.), = - (ж.р.), = - (ж.р.), = - (ж.р.), = (м.р.) - Оцените себя. РУУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию). |
Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | 1-2 мин | - Что интересного узнали? Какие сведения были для вас совершенно новыми?
- Где вам пригодятся полученные на уроке знания? (ЛУУД. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ АКТИВНЫХ РЕБЯТ. Д/З выучить правило с. 5, с.6 упр.174. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В… робьи , п… льто , к… ньки , с… ловьи , к… ртофель , м… двежьи . а о о о а е Словарная работа
воробьи соловьи медвежьи пальто коньки картофель Проверь себя
Разделительный Обозначает мягкость согласного Ь Ь Ь Ь Роль мягкого знака в словах
Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного ? Роль мягкого знака в словах
Хорошую речь хорошо слушать. Найди существительное
воробьи пальто коньки соловьи картофель медвежьи речь ? тишь Понаблюдаем
? Проблема Почему у существительных, оканчивающихся на шипящий в единственном числе в одном случае пишется ь , а в других не пишется.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных Тема урока
Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих. Цель нашего урока
Алгоритм исследования: Прочитайте слово. Какие звуки слышатся на конце слова? Определите род имен существительных. Определите , на какие группы можно распределить слова. Запишите слова, распределив их в группы. Сделайте вывод. Сформулируй правило . Русский язык
Слова для исследования 1 группа Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, рожь. 2 группа Обруч, тишь, циркач, мышь, чертёж, ландыш, молодёжь, полночь.
Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного Грамматическая Роль мягкого знака в словах
Определить часть речи Женский род Мужской род Ь Ь Если это существительное с шипящим на конце– определить род
Работа в паре ноч чиж манеж морж пейзаж экипаж ландыш дич к люч реч рож мелоч помощ чертёж гараж москвич полночь королевич нож марш дрож камыш вещ тиш
Работа в паре ноч ь чиж манеж морж пейзаж экипаж ландыш дич ь ключ реч ь рож ь мелоч ь помощ ь чертёж гараж москвич полноч ь королевич нож марш дрож ь камыш вещ ь тиш ь
Словарно-логическое упражнение
Проверь себя: = ( м.р .), = - ( ж.р .), = ( м.р .), = ( м.р .), = ( м.р .), = - ( ж.р .), = - ( ж.р .), = - ( ж.р .), = ( м.р .)
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Если не разобрались в теме, было не очень интересно. -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Оцени свою работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 3 класс "Развитие умения писать слова с разделительным мягким знаком."
Урок представлен в технологии РКМЧП....
Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"
Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...
Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс
Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....
Урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный Ъ. Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.»
Урок разработан для учащихся ОС "Школа 2100"Цели: познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;формировать умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;Развивать п...
Презентация к уроку русского языка во 2-ом классе "Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками"
Презентация к уроку русского языка во 2-ом классе "Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками" по программе "Школа 2100"...
Конспект урока: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце слова 2 класс "Школа 2100"
Предмет:Русский языкТема урока:Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце словаЦель урока: Развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подби...
Развитие умения писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками
Формирование навыков самооценки результатов деятельности учащихся на различных этапах урока...