Конспект урока "Что такое обращение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мазурова Екатерина Константиновна

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx79.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ


Учебный предмет
: русский язык

 Класс: 2.

УМК: Перспективная начальная школа

Программы по учебным предметам 1-4 кл.: в 2 ч/Сост Р.Г. Чуракова- М.: Академкнига/Учебник, 2011. -Ч.1: 240 с.

Учебник: Н.А. Чуракова. Русский язык. -   Москва, Академкнига/учебник, 2012 г.

Тетрадь для самостоятельной работы № 2.Байкова Т.А. Малаховская О.В.

Раздел: «Синтаксис»

Тема урока:  "Что такое обращение» (урок 1 из 2)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Для диагностирования исходного уровня развития универсальных учебных действий использовались следующие методики:

Диагностика мотивации Н.Г.Лускановой (личностные УУД);

«Проба на внимание (буквы)» П.Я.Гальперина (регулятивные УУД);

Методика «Выделение существенных признаков» (познавательные УУД );                                                                     Методика «Дорога к дому» (коммуникативные УУД).

На основе использования данных методик были получены следующие результаты:

Распределение учащихся по уровням развития УУД

Класс (кол-во обучающихся)

Личностные УУД

Диагностика мотивации

Н.Г.Лускановой

Регулятивные УУД

«Проба на внимание (буквы)» П.Я.Гальперина

Познавательные УУД Методика «Выделение существенных признаков»

Коммуникативные УУД

Методика

«Дорога к дому»

школьная дезадапт.

низкий уровень

ниже среднего

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

25 в %

7%

19%

35%

32%

7%

58%

35%

7%

58%

28%

14%

35%

58%

7%

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся для изучения данной темы. Учащиеся  должны знать, что такое предложение, типы предложений по интонации,  уметь ориентироваться в учебнике,  пользоваться учебником для поиска информации, выразительно читать, уметь слушать  и понимать речь собеседника, иметь первичное представление об обращении.

ТЕМА УРОКА  "ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ"

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока: формирование у учащихся представления об обращении с точки зрения речевых, коммуникативных и пунктуационных норм.

Задачи урока:

развитие личностных УУД в плане знакомства учащихся с конвенциональными нормами поведения, а именно с формами обращения людей друг к другу;

развитие познавательных общеучебных УД в процессе извлечения необходимой информации из прослушанных и просмотренных фрагментов мультфильмов.

развитие познавательных логических УУД сравнения, анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися различной эмоциональной окрашенности разного рода обращений, а также при работе с прочим языковым материалом;

развитие познавательных общеучебных УД: умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание - при определении цели урока, повторении изученного материала по теме, формулировании выводов, итогов урока;

развитие регулятивных УУД: умения ставить и сохранять поставленную цель, организовывать и контролировать свою деятельность – при определении цели урока, в процессе выполнения упражнения с последующей самопроверкой, при подведении итогов урока;

развитие коммуникативныхУУД в процессе работы в группах.

Оборудование урока: учебник Н.А. Чуракова Русский язык 2 класс  3часть, «Тетрадь для самостоятельной работы №2»,  музыкальные фрагменты, видеофрагменты из мультипликационных фильмов по сказкам А.С.Пушкина, компьютер, нетбуки (5 шт.), проектор, экран, таблица «Знаки препинания при обращениях».

ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ

№ п/п

Название этапа урока

Время

Проверка готовности учащихся к уроку,

мотивация к учебной деятельности.

1 мин

Определение темы и цели урока.

3 мин

Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного

по теме «Обращение» в 1 классе: понятие «обращение», место обращения в предложении, запятая при обращении.

3 мин

Работа над новым материалом по теме «Обращение».

1)Углубление знаний по теме. Обращения распространённые и нераспространённые (ознакомительно). Обращения эмоционально-окрашенные. Обращения в речи воспитанного человека. Знаки препинания при обращениях.

        

Физкультминутка

14 мин

1 мин

Закрепление нового материала.

Выполнение упражнения № 61 из учебника с последующей самопроверкой.

Работа в группах над созданием текста домашнего задания.

 6 мин

12 мин

Подведение итогов урока

2 мин

Рефлексия учебной деятельности

2 мин

Домашнее задание

1 мин

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание:

формируемые УУД (группа и название конкретного УУД) и средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

1.Проверка готовности учащихся к уроку,

мотивация к учебной деятельности.

Учитель проверяет порядок на партах учащихся, их внешний вид.

Обращение к учащимся:

 -Ребята, я хочу задать вам несколько важных вопросов: кто мы? какие мы? как нам правильно жить в этом мире вместе?

Это очень серьёзные и непростые вопросы, на них невозможно ответить сразу. Но думаю, что к концу урока мы сможем немного приблизиться к ответу на эти вопросы.

Учащиесяразмышляют над поставленными вопросами, настраиваются на работу.

Развитие личностногоУУД смыслообразования при мотивировании учащихся к учебной деятельности.

2.Определение темы и цели урока.

Учитель ставит перед учащимся проблему.

Ситуация 1. Учитель, не глядя ни на кого, произносит:

-Возьми, пожалуйста, тетрадь.

Когда никто из детей не отзывается, интересуется, почему.

Ситуация 2. Слова учителя:

-Ты очень добрая!

Вопросы к детям:

-Вы поняли, о ком речь? Почему?

Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня? Кто сможет назвать тему урока?

Зачем нам говорить на эту тему? Что вы можете узнать об обращениях?

Вопросы, поставленные учащимися, учитель записывает на доске.

Учащиеся озадачены; в ответ на вопросы учителя предполагают, что проблемные ситуации возникли потому, что учитель не называл тех, к кому обращался.

Дети предполагают, что речь на уроке пойдёт об обращениях.

Учащиеся называют вопросы, на которые, по их мнению, они смогут получить ответы на уроке по теме «Обращение»: какие бывают обращения? как правильно употреблять обращения в устной речи и на письме?

Развитие познавательных общеучебных УД при выделении проблемы, определении темы урока и постановке учебной цели.

3. Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного по теме «Обращение» в 1 классе: понятие «обращение», место обращения в предложении, запятая при обращении.

Запись на доске:

Ира, ты принесла лыжи?

Ты, Ира, принесла лыжи?

Ты принесла лыжи, Ира?

Ира принесла лыжи?

(на доске – таблица «Знаки препинания при обращении»)

Вопросы учителя:

Посмотрите на предложения на доске и скажите: что вы уже знаете об обращении? Чем последнее предложение отличается от остальных?

Творческое задание на повторение: составить предложения с обращениями (устно).

Учащиеся вспоминают, что обращение – это слово, которое называет того, к кому обращаются с речью. В предложении обращения могут стоять в начале, середине или конце и отделяются от других слов запятыми.    В последнем предложении нет обращения.

Учащиеся приводят примеры предложений с обращениями.

Развитие познавательных общеучебных УДпри повторении пройденного материала, построении речевого высказывания в устной форме.

4.Работа над новым материалом.

Углубление знаний по теме.

Обращения распространённые и нераспространённые.

Обращения эмоционально-окрашенные.

Знаки препинания при обращениях.

        

Физкультминутка

Обращения в речи воспитанного человека.

Учитель:

-Чтобы ответить на вопросы, которые вы задали в начале урока, необходимо выполнить несколько интересных заданий.

Задание 1.

Сравните обращения в двух репликах из сказок А.С.Пушкина и ответьте на вопрос: чем они отличаются?

  1. «Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…»

  1. « Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

Учительвводит понятия «распространённые» и «нераспространённые обращения».

Задание 2.

Прослушайте и посмотрите фрагменты мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина, обратите внимание на обращения и проанализируйте их.

  1. «Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…»

  1. «Ах ты, мерзкое стекло!            Это врёшь ты мне назло!»
  2. «Ой вы, молодцы честные,
    Братцы вы мои родные, -
    Им царевна говорит…»
  3. «Что, Соколко, что с тобою?
    Ляг!» - и в комнату вошла…
  4. «Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!»
  5. «Братец мой,
    Отвечает месяц ясный, -
    Не видал я девы красной».
  6. «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч…»

Вспомогательные вопросы:

Какие чувства помогают выражать обращения в этих предложениях?

Как вы догадались?

Учитель подчёркивает эмоциональную наполненность многих обращений и сообщает, что такие обращения называются эмоционально-окрашенными.

Вопрос учащимся:

Чувства и эмоции героев мультфильма нам понятны, потому что, во-первых, мы знаем содержание сказки и, во-вторых, мы слышим слова героев, которых озвучивают артисты, и делают они это выразительно. А как мы поймём чувства и эмоции при чтении? Что поможет нам?

Задание 4.

Сравните две фразы и скажите, какую из них произнёс человек грамотный и воспитанный:

1)Лиза, не подскажешь, который час?

2)Лизка, сколько время?

Учитель добавляет, что вторая фраза, к тому же, построена грамматически неверно.

В связи с последним заданием учитель просит учащихся сформулировать ответ на вопросы:

Как воспитанный человек должен использовать в своей речи обращения?  Какое значение имеет это в нашем общении и в жизни в целом?

Учащиеся сравнивают обращения и делают вывод, что они могут состоять из одного слова или из нескольких.

Учащиеся смотрят и слушают фрагменты из мультфильмов, находят обращения, анализируют их, делают выводы.

Учащиеся, опираясь на знание текста, собственные наблюдения и опыт, говорят о том, что обращения в данных фрагментах помогают показать лесть царицы в одном случае, её злобу в другом, приветливость и заботу царевны, её доброту, надежду и отчаяние королевича Елисея. Помогают понять это сами слова-обращения и интонация, с которой они произносятся.

Учащиеся высказывают предположение о том, что при чтении нам помогут понять чувства героев знаки препинания, которые стоят при обращениях, и, конечно, сами слова, которыми выражены обращения.

Учащиеся сравнивают предложения и говорят о том, что обращение во втором случае звучит обидно, следовательно, человек воспитанный так не скажет.

Учащиеся делают вывод, что воспитанный человек, обращаясь к другим людям, помнит об их чувствах, проявляет внимание и уважение к ним. Такое ответственное отношение к собственной речи позволит людям быть добрее друг к другу, лучше понимать других людей.

Развитие познавательных общеучебных УДв процессе извлечения необходимой информации из прослушанных и просмотренных фрагментов мультфильмов. Развитие познавательных логическихУУДсравнения, анализа, обобщения

в процессе выполнения заданий по сказкам

А.С. Пушкина.

Развитие познавательных общеучебных УДпри построении речевого высказывания в устной форме.

5. Закрепление нового материала.

Выполнение упражнения № 61 из учебника с последующей самопроверкой.

Работа в группах над созданием текста домашнего задания.

Учитель организует письменную работу в тетрадях: упр. 61.

Проверка: хорошо подготовленный ученик читает текст упражнения выразительно, выделяя голосом обращения.

Учитель контролирует работу учеников-консультантов.

Учитель организует работу учащихся в группах.

Задание:

Составить текст или отдельные предложения (3-6)с обращениями и пропущенными знаками препинания при них. Данные работы будут переданы участникам других групп в качестве домашнего задания. По мере готовности задания учитель распечатывает тексты для учащихся.

Дифференциация: группы хорошо и средне подготовленных учащихся (2 группы) составляют тексты из 5-6 предложений; группы слабо подготовленных учащихся составляют 3-5 предложений.

Учащиеся проверяют свои работы, слушая выразительное чтение хорошо подготовленного ученика.

Быстро справившиеся с заданием учащиеся в качестве консультантов помогают остальным ребятам.

Учащиеся в группах выбирают руководителя. Он при помощи учителя назначает «писаря», которыйзаносит составленные предложения или текст в документ нетбука. «Цензор» отбирает лучшие предложения, остальные учащиеся – творческая группа.

Развитие коммуникативных УУД: умения планировать сотрудничество со сверстниками, умения полно и точно выражать свои мысли, умения слушать и вступать в диалог, - при работе в группах над созданием задания по теме.

Подведение итогов урока

Учительвозвращает внимание детей к вопросам, поставленным в начале урока и записанным на доске:

- На какие вопросы мы получили ответы, а на какие ещё нет? Какие ответы мы можем дать уже сейчас?

Учитель помогает учащимся грамотно сформулировать выводы по теме урока.

Заключительное слово учителя:

-Я обещала вам, что к концу урока мы чуть-чуть приблизимся к ответам на очень сложные вопросы: кто мы? какие мы? как нам правильно жить вместе? Как вы думаете, можем мы хотя бы частично ответить на эти вопросы?

Учащиеся вспоминают и анализируют услышанную и добытую на уроке информацию, при помощи учителя делают выводы, подводят итоги:

-обращения могут быть распространёнными и нераспространёнными, могут быть нейтральными и эмоционально-окрашенными. Обращения, которые мы используем в своей речи, должны быть приятны другим людям, должны улучшать качество общения и отношений в целом.

Обращения в устной речи выделяются голосом (при помощи его громкости, интонацией, паузами), а на письме – при помощи запятых и восклицательн. знака.

Учащиеся:

-Мы люди, и каждый из нас может и должен стараться стать лучше.    В первую очередь, это касается нашего отношения к другим людям. Правильное обращение к другому человеку – это маленький шаг ему навстречу.

Развитие регулятивных УУД при подведении итогов урока.

Развитие познавательных общеучебных УДпри построении речевого высказывания в устной форме.

Развитие личностных УУДвплане нравственно-этической ориентации

и понимании моральной нормы при использовании в речи обращений.

Рефлексия учебной деятельности

Учитель призывает учащихся прислушаться к себе и ответить на вопросы:

был ли сегодняшний урок полезен для меня? Пригодится ли мне в жизни то, что я узнал сегодня? Где пригодится и когда?

-Если у вас положительные ответы на эти вопросы, покажите открытые ладони, если нет, прижмите ладони друг к другу.

Учащиеся анализируют свои ощущения и дают им свою оценку.

Развитие регулятивных УУДпри оценке достигнутого на уроке.

Домашнее задание

1)Учитель раздаёт созданные самими ребятами дифференцированные задания, связанные с поиском обращений в текстах и расстановкой знаков препинания при них.

2)ТПО: стр. 29, упр. 40.

                

                                                                               САМОАНАЛИЗ УРОКА

№ п/п

Параметр оценки

Балл (3, 2, 1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1.

Сложность содержания, его соответствия возможностям учащихся

2

2.

Реализация компетентностного подхода

2

3.

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

3

4.

Развивающая направленность заданий

2

5.

Логика построения урока

3

6.

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2

7.

Методы обучения методические приёмы, целесообразность их выбора

2

8.

Характер используемой наглядности

1

9.

Целесообразность функциональность используемых средств обучения

3

10.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей

3

11.

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2

12.

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13.

Формирование познавательных УУД

3

14.

Формирование регулятивных УУД

3

15.

Формирование коммуникативных УУД

3

Всего баллов

37

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3, 2, 1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1.

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы

3

2.

Качество диагностического блока проекта

2

3.

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

4.

Соблюдение требований к плану урока

2

5.

Качество теоретического обоснования

2

6.

Адекватность самоанализа урока

3

Всего

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Что такое обращение"

 Урок русского языка разработан по программе «Перспективная начальная школа». Тип урока – освоение новых знаний. Цель урока: изучения понятия и отработка навыков применения «об...

Урок русского языка по теме "Что такое обращение?"

Урок русского языка для обучающихся по УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока по русскому языку "Что такое обращение", 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Что такое обращение", 2 класс...

Конспект урока русского языка «Что такое обращение?» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)

Планируемые результатыПредметные: Знать: что такое обращение;Уметь: применять способы выделения обращения на письме и в устной речи, находить обращение в предложении.Личностные:- осознавать свои трудн...

Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...

Конспект урока русского языка "Что такое обращение " (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: Дать  понятие «обращении»,  правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обр...

Конспект урока по русскому языку "что такое обращение?" (3 класс УМК "Школа России")

Тема урока «Что такое обращение?» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование умения самостоятельно выделять обращения в предложении.Задачи урока:Дидактические:1....