урок русского языка "Что такое обращение"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

 

    Урок русского языка разработан по программе «Перспективная начальная школа». Тип урока – освоение новых знаний. Цель урока: изучения понятия и отработка навыков применения «обращения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Что такое обращение».

Цель:  изучение  понятия и отработка навыков применения «обращения».

Задачи: - познакомить с понятием «обращение», научить правильно

        интонировать и оформлять предложения с обращениями;

        - развивать речь и орфографическую зоркость;

        - воспитывать культуру общения и вежливое обращение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II. Актуализация знаний.

- Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте и в других местах. При этом, в разговоре, они часто обращаются друг к другу. И поэтому, сегодня на уроке мы поговорим об обращении. Узнаем, что такое обращение, научимся выделять обращение в письменной речи, будем заниматься развитием орфографической зоркости и речи, чтобы наша речь была грамотной, правильной.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- В схеме предложения, обращение обозначается буквой О, написание которой мы сейчас отработаем на минутке чистописания.

III. Минутка чистописания.

оОо

ооо

- Какие имена знаете на букву О? (Оксана, Ольга, Олег, Олеся, Остап)

- Запишем имена через запятую.

- Как пишутся имена? (комментированное письмо)

IV. Изложение нового материала.

- Давайте представим, что Ольга, Оксана, Олег, Олеся, Остап - это имена ваших друзей. Обратитесь к ним с какой-нибудь просьбой или вопросом. (Олег, пойдем гулять.  Олеся, ты сделала уроки?)

- Хорошо, это ваши друзья. А как вы обратитесь ко взрослому человеку? (по имени и отчеству)

- Как вы обратитесь ко мне? (Марина Александровна)

- А как обратитесь к директору школы? (Виктор Владимирович)

- А как бы вы обратились к президенту, если бы встретили его? (Дмитрий Анатольевич)

- Давайте запишем.

- Внимательно посмотрите, как пишутся отчества. От каких имён они образованы? (Пишутся с заглавной буквы. Отчество образуется от имени отца.)

- О чём нужно помнить, записывая слова? (Имена и отчества пишутся с заглавной буквы.)

- Теперь обратитесь к этим людям или задайте им вопрос. (Дмитрий Анатольевич, разрешите спросить?)

- Так как выдумаете, что такое обращение? Для чего оно необходимо? (Это имена и отчества, которые нужны, чтобы один человек мог обратиться к другому.)

- Правильно. Но вот только ли именами и отчествами может быть выражено обращение?

- Давайте прочитаем предложения. (Не губи меня, девица! Смилуйся, государыня рыбка!  Здравствуй, красная девица! Что, Соколко, что с тобою?) - Назовите обращения. (Девица, государыня рыбка, красная девица, Соколко)

- Как догадались, что это обращение?

- Как я выделяла их при чтении? (интонацией и паузой)

- Совершенно верно, обращению присуща особая звательная интонация – произнесение слова с более высоким тоном, с сильным ударением, с паузой.

Физкультминутка.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки потянись,

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

- Ребята, а какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками? (Бабушка, мама, дорогой, любимый)

- Запишем в тетрадь.

- Да, хорошо общаться с людьми, которых вы знаете. А если вдруг вы заблудились в незнакомом городе, как обратитесь к незнакомым людям? (молодой человек, товарищ милиционер)

- Запишем в тетрадь.

- Вот видите, какое множество существует слов, благодаря которым можно обратиться даже к незнакомым людям. Однако и эти слова  не всегда нас выручат. Бывают ситуации, когда вы не знаете имени и отчества взрослого, и все эти слова не годятся, но невежливо начинать разговор без обращения. Так, например, вы пришли в кабинет к врачу, некрасиво  будет говорить «Гражданин или мужчина, можно войти?» В таких случаях, лучше начинать разговор с вежливых слов. Например, «Прошу прощения, можно войти? Будьте добры, подайте мне книгу».

- Давайте запишем несколько вежливых слов. (Будьте добры, прошу прощения)

- Итак, что такое обращение?

- Как выделяется обращение в устной речи? (паузой и  интонацией)

- Подумайте, а как выделяется обращение в письменной речи? Давайте понаблюдаем.

Работа с учебником.

- В учебнике на с.55. прочитайте предложения.

- Какое предложение здесь «лишнее»? Почему?(в последнем предложении нет обращения)

- Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится одна запятая, а в каком – обращение с двух сторон выделяется запятыми? (Если обращение находится в начале предложения, то запятая ставиться после него. Если обращение находится в конце предложения, то запятая ставится перед ним. Если обращение находится в середине предложения, оно с двух сторон выделяется запятыми.)

- Итак, как выделяется обращение в письменной речи? (запятыми)

- Прочитайте предложения с нужной интонацией, выделяя обращение.

-  Как выделяется обращение на письме, в зависимости от его положения в предложении?

V. Закрепление.

Самостоятельная работа.

Рабочая тетрадь, с.30.

- Прочитайте стихотворение.

- Найдите и назовите обращения. Подчеркните их.

- Правильно расставьте знаки препинания.

- Что необходимо помнить?

- Проверяем. (Один ученик работает за доской, где записан текст с обращениями.)

- Кто выполнил без ошибок?

- Какие ошибки были допущены?

VI. Итог урока.

- Ребята, что вы можете мне рассказать об обращении? (Обращение нужно нам, чтобы один человек  мог обратиться  к  другому. Обращения бывают разные, они могут состоять из одного или нескольких слов. К своим друзьям можно обращаться по имени, ко взрослым по имени и отчеству, а если не знаешь человека – вежливыми словами, к родственникам – ласковыми словами.)

- Как выделяется обращение в письменной речи? (интонацией и паузой)

- А в письменной речи? (запятыми)

- Молодцы! Сегодня я очень довольна вашими успехами. И надеюсь, что обращаться друг к другу, а тем более ко взрослым вы будете в соответствии с правилами, которые мы с вами изучили.

VII. Домашнее задание.

- Учебник с.54, выучить правило, выполнить упражнение 61.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Что такое обращение?"

Урок русского языка для обучающихся по УМК "Перспективная начальная школа"....

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Конспект урока по русскому языку "Что такое обращение", 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Что такое обращение", 2 класс...

Презентация к уроку русского языка "Диалог. Обращение" (4 класс)

Презентация к уроку русского языка "Диалог. Обращение" (4 класс, УМК "Школа России")...

Технологическая карта урока. Русский язык. Что такое обращение

Конспект урока по русскому языку.Что такое обращение...


 

Комментарии

Чеканова Нина Трофимовна

Спасибо за материал!