Подробное изложение повествовательного текста. Тема: «Купание слона».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста с творческим заданием; составлять план изложения, писать изложение в соответствии с планом; находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи; применять на письме изученные орфограммы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема

Подробное изложение повествовательного текста. Тема: «Купание слона».

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста с творческим заданием; составлять план изложения, писать изложение в соответствии с планом; находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи; применять на письме изученные орфограммы.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Научатся писать изложение повествовательного текста с творческим заданием по плану; находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи; применять на письме изученные орфограммы.

Личностные результаты

Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового; приобретают опыт нравственных переживаний; понимают нравственное содержания поступков окружающих людей понимание причин успехов в учебе; формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные: общеучебные – воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение;

логические –самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, составлять план текста изложения; умеют передавать содержание в развёрнутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; используют язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого.

оказывают взаимопомощь в учебном труде.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Основное содержание темы, понятия и термины

Типы текстов - описание, повествование, рассуждение; план изложения.

Образовательные ресурсы

Текст изложения- повествования; текст творческого задания, м/м презентация к тексту.  

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся.

2.Эмоциональный настрой.

3.Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока! Положите в правый верхний угол стола учебник, тетрадь, ручку, руки на парту, сядьте ровно.

- Мы начинаем наш урок.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II.Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: выявление опорных знаний учащихся по теме, актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1. Вступительная беседа о зоопарке.

- Вы ходили когда-нибудь в Зоопарк? (Да, мы ходили в Зоопарк)

- Каких животных вы там видели? (В Зоопарке мы видели медведей, тигра, слона, жирафа и т.д.)

- Сегодня мы с вами поговорим об одном из этих животных. А о каком именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он огромен, но послушен,
У него большие уши,
Ноги - тумбы,сам, как дом,
Хвостик маленький при нем,
Хобот длинный вместо рук:
Носит бревна и бамбук.
Может деток прокатить,
Если вкусным угостить.
Он отважен и силен.
Угадали? Это ...  (Это слон.)

- Верно. Мы будем говорить о слоне.

Выявляет опорные знания учащихся об изменениях, которые происходят в жизни птиц весной и их потомстве, задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя, перечисляют известных им птиц, определяют отношение людей к птицам

III. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Постановка проблемного вопроса.

2. Формулирование темы и цели урока.

Откройте учебник на странице 78 упражнение 206. Что в нём дано? (В упражнении дан текст)

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке с данным текстом? (Мы будем его разбирать)

- Правильно. Мы будем работать с текстом и готовиться к написанию изложения.

Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока, задает проблемный вопрос

Формулируют тему и цели урока под руководством учителя, ищут решение проблемного вопроса, высказывают свои предположения.

IV. Подготовка к написанию изложения.

Цель: подготовить учащихся к написанию текста изложения.

1.Чтение учителем текста-повествования.

- Сейчас я прочитаю вам текст. Слушайте внимательно. Потом я буду задавать вопросы по тексту.

Дает целевую установку – внимательно слушать текст, чтобы потом ответить на вопросы.

Внимательно слушают учителя, запоминают содержание текста, анализируют материал.

Отвечают на вопросы учителя по содержанию текста изложения, находят информацию в тексте, осуществляют выборочное чтение фрагментов изложения, самостоятельно осуществляют деление текста на части.

2. Беседа с учащимися по содержанию текста.

- Как звали слона? (Слона звали Макс).

- Верно. Куда повели слона? (Слона повели купаться).

- Правильно. Как слон почувствовал себя в воде? (Слон почувствовал себя на свободе и развеселился).

- Как можно сказать по-другому? (Ответы детей)

- Что слон сделал в воде? (Слон опустил хобот в воду, поискал что-то на дне. Вытащил хобот из воды, посмотрел на людей и как дунет!)

- Что случилось дальше? (Песок и камешки полетели на людей)

- И что сделали люди? (Люди побежали в разные стороны. Зрители разбежались.)

- Что делает Макс? (Он опускает хобот в воду и поливает в разные стороны).

- Верно. Как можно охарактеризовать слона? Как он себя ведёт? (Слон шалит и проказничает. Он озорник, любит играть. Но он не понимает, что беспокоит людей. Почувствовав себя свободно, Макс решил немного похулиганить).

- Кто решился подойти к слону? (К слону решился подойти дрессировщик Дуров)

- Что сделал дрессировщик? (Он решительно подошел к слону сзади и взял его за ухо).

- Что сделал слон? (Слон испугался и опустил хобот).

- Прочитаем текст ещё раз и разделим его на части. (Ученики самостоятельно делят текст на части)

- Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось 3 части)

- Хорошо.

Задает вопросы по содержанию текста изложения, устанавливает причинно - следственные связи, подводит учащихся к основной мысли текста, просит учащихся разделить текст на части.

3.Выявление главной мысли текста.

- Какова же главная мысль текста? (В тексте повествуется о купании слона. Слон был очень счастлив, оказавшись в воде. Он почувствовал себя свободным).

- Кто догадался, какая будет тема текста? (Купание слона)

Ставит перед учащимися учебную задачу, проводит беседу по содержанию текста, выявляющую как учащиеся осознали прочитанное, выявляет главную мысль текста, тему текста.

Отвечают на вопросы учителя, определяют под руководством учителя основную мысль текста, тему текста.

4. Составление плана изложения.

- Для чего мы разделили текст на части? (Чтобы составить план)

- Правильно. Сейчас будем составлять план. Посмотрите на текст и скажите, как можно назвать первую часть? (Слон Макс).

- Как мы назовём вторую часть? (Купание слона. Игры Макса в воде. Водные забавы).

- Хорошо. Как мы назовём третью часть? (Смелый дрессировщик. Смельчак. Храбрый Дуров).

- Посмотрите на доску, у нас получился план. Прочитайте его ещё раз. (1. Слон Макс. 2. Игры Макса в воде. 3. Смелый дрессировщик)

- Закройте учебники.

Задает вопросы учащимся, делит текст на части, работает над озаглавливанием каждой части, составляет план, фиксирует каждый пункт плана на слайде, просит прочитать еще раз получившийся план.

Делят текст изложения на составные части под руководством учителя, озаглавливают каждую часть, составляют план изложения.

5. Лексическая работа

- Проведем лексическую работу, для того, чтобы разобрать непонятные слова и лучше понимать, о чем говорится в тексте.

- Какие слова использованы в тексте, когда говорится о слоне? (Слон, Макс, он, озорник)

- Для чего в тексте говорится о слоне разными словами? (Чтобы в соседних предложениях не повторялись одинаковые слова, чтобы наше изложение было грамотное, красивое).

- Давайте поработаем над лексическим значением следующих слов: пошарил – искал,

Град – осадок в виде небольших ледяных шариков,

Врассыпную – в разные стороны,

Унять – успокоить, усмирить,

Озорник – шалун, баловник,

Струсил – испугался.

- Посмотрите на опорные слова. Значение каких слов вам еще непонятно?

- Для чего я вам предлагаю опорные слова? (Чтоб мы могли использовать их в своем тексте)

Дает четкую целевую установку, задает учащимся вопросы, разбирают лексические значения слов, отвечает на вопросы детей, обобщает ответы учащихся, делает вывод.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют лексическое значение предложенных слов.

6. Словарная работа.

- Чтобы лучше запомнить содержание текста рассмотрим слова каждой части плана. Они вам помогут при написании изложения. Будем опираться на весь текст и план.

1. Слон Макс.

Макс- это слон. Он выступает в цирке.

2. Игры Макса в воде.

Однажды пвли Макса купаться. Слон зшл в воду, пчвствовал себя на свободе и развслился. Он пустил хобо в воду, п...шарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, гра камшков сыпал стящих на бргу людей. Весь наро бросился враыпную. А Макс дволен. Запускает хобо в воду и плвает во все сторны.

3. Смелый дрессировщик.

Как унять зрника? Как пдйти к нему, если по воздуху носится псок и галька? Но Дуров ршлся. Он смело пдшёл сзади к слну и схв...тил его за ухо. Слон струсил и пустил хобо. Так за ухо Дуров и пвёл его к бергу.

- Вставьте пропущенные буквы в словах.

- В написании, каких слов у вас возникли разногласия?

- Объясните написание слов

Учитель проводит анализ значений слов и их написания, обращает внимание на построение наиболее важных синтаксических конструкций и на изобразительные средства языка; задает вопросы по каждой части изложения.

Отвечают на вопросы учителя, выделяют и анализируют слова из каждой части плана, определяют орфограмму, вспоминают правило, позволяющее правильно написать орфограмму, вставляют пропущенные буквы в слова.

7. Повторное чтение текста учителем.

- А сейчас я последний раз прочитаю текст изложения. Вы внимательно послушайте и приготовьтесь к написанию изложения.

Дает целевую установку, читает текст изложения.

Внимательно слушают учителя, готовятся к написанию изложения.

V. Самостоятельное написание учащимися текста изложения.

Цель: формировать умение выполнять письменный пересказ текста.

8. Написание учащимися текста изложения в тетрадях.

- Откройте тетради, на первой рабочей строке запишите число.

- На следующей рабочей строке посередине запишите с большой буквы слово Изложение.

- На следующей рабочей строке посередине запишите название изложения «Купание слона».

- Начинайте писать текст изложения.

- Прежде, чем написать подумайте, правильно ли вы составили предложение.

Ставит перед учащимися учебную задачу - самостоятельно записать текст изложения в тетрадь, следит за их работой и оказывает, необходимую помощь школьникам индивидуально.

Выполняют учебную задачу. Осуществляют самостоятельную запись текста изложения в тетрадь.

VI. Самопроверка.

Цель: исправление ошибок, недочетов в тексте изложения учащимися. 

9. Исправление недочетов, ошибок учащимися в тексте изложения.

- Проверьте еще раз текст изложения. Если нашли ошибку в словах, то исправьте аккуратно. Исправленная вами   ошибка не будет учитываться при проверке изложения.

Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует ее выполнение.

Осуществляют самопроверку текста изложения, находят недочеты в написании изложения, исправляют ошибки.

VII. Итог урока

Цель: обобщить полученные знания, выявить лучшие работы

1.Чтение и анализ лучших работ учащихся (сравнение с первоначальным текстом изложения).

- В данной работе содержание изложения соответствует теме. Тема раскрыта достаточно полно. Порядок изложения соответствует плану. Написан текст орфографически грамотно.

Побуждает учащихся к выводам о проделанной работе, анализирует лучшие работы учащихся

Слушают лучшие изложения, делают выводы о проделанной работе,

VI11. Домашнее задание

Цель:

1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Дома вам будет необходимо придумать еще три заголовка к данному тексту изложения.

Объясняет порядок выполнения и оформления дом.работы

Воспринимают задачу, определяют алгоритм выполнения задания.

Купание слона.

Макс – это слон. Он выступает в цирке.

Однажды повели Макса купаться. Слон зашел в воду, почувствовал себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот в воду, пошарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, град камешков осыпали стоящих на берегу людей. Весь народ бросился врассыпную. А Макс доволен. Запускает хобот в воду и поливает во все стороны.

Как унять озорника? Как подойти к нему, если по воздуху носится песок и галька? Но Дуров решился. Он смело подошел сзади к слону и схватил его за ухо. Слон струсил и опустил хобот. Так за ухо Дуров и повел его к берегу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение повествовательного текста. Тема: «Купание слона».

Слайд 2

Отгадай загадку: Он огромен, но послушен, У него большие уши, Ноги - тумбы,сам, как дом, Хвостик маленький при нем, Хобот длинный вместо рук: Носит бревна и бамбук. Может деток прокатить, Если вкусным угостить. Он отважен и силен. Угадали? Это ... Слон

Слайд 3

План Слон Макс. Игры Макса в воде. Смелый дрессировщик.

Слайд 4

Объясни значение слов Пошарил – искал. Град – осадок в виде небольших ледяных шариков. Врассыпную – в разные стороны. Унять – успокоить, усмирить. Озорник – шалун, баловник. Струсил – испугался.

Слайд 5

Опорные слова и словосочетания: Зашёл, почувствовал, развеселился, опустил, пошарил, поднял, оглянулся, да как дунет, осыпали, бросился врассыпную, доволен, хобот, поливает во все стороны. Унять, носится песок и галька, Дуров решился, подошёл сзади, струсил, опустил, повёл.

Слайд 6

Орфографическая подготовка 1. Слон Макс. Макс - это слон. Он выступает в ц и рке.

Слайд 7

Орфографическая подготовка 2. Игры Макса в воде. Однажды п … в … ли Макса купаться. Слон з … ш … л в воду, п … ч … вствовал себя на свободе и разв … с … лился. Он … пустил хобо … в воду, п .. . шарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, гра … кам … шков … сыпал ст … ящих на б … р … гу людей. Весь наро … бросился вра ….. ыпную. А Макс д … волен. Запускает хобо … в воду и п … л … вает во все стор … ны. о о о о о о е о ё о е о е е у д д сс т а и т е е

Слайд 8

3. Смелый дрессировщик. Как унять … з … рника? Как п … д … йти к нему, если по воздуху носится п … сок и галька? Но Дуров р … ш … лся. Он смело п … д … шёл сзади к сл … ну и схв ... тил его за ухо. Слон струсил и … пустил хобо … . Так за ухо Дуров и п … вёл его к бер … гу. Орфографическая подготовка о а о е е и о о о о о т о о


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"

Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс...

Тема: Подробное изложение повествовательного текста. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...

Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам

Русский язык в начальной школе»:      урок  с учетом требований ФГОС НОО;Разработка плана работы над изложением...